Авторитетное мнение Д.В. Пивоварова



Фундаментализм 1) воинствующий традиционализм в христианском протестантизме ХХ в., противодействующий религиозному обновленчеству и секуляризации общественной жизни; 2) защитная реакция социальной культуры на ослабевание жизненной связи со своим историческим религиозным основанием и на свое духовное вырождение; эта реакция воплощается в энергичных требованиях возродить в народе утрачиваемое им сакральное отношение к духовным первоистокам.

Фундаментализм. Движение назад к истоку, прошлому религиозному фундаменту культуры сегодня наблюдается во всех мировых религиях, но прежде всего в христианстве, исламе и буддизме. И именно потому, что христианская, исламская и буддийская культуры переживают стагнацию, в них ощущается застой и кризис веры.

Если по тем или иным причинам определенная религия исчерпывает свои ресурсы и отмирает, то гибель обусловленной ею культуры ввергает в хаос экономику и политическую структуру, а в обществе воцаряются беспредел, беззаконие, преступность, отчаяние и ужас. Тогда начинается лихорадочный поиск новой объединяющей религиозной связи. Если искомое отыскивается и признаваемые большинством населения новые идеалы общежития сакрализуются, то социальный хаос сменяется новым экономикоадминистративным порядком в стране всходят ростки новой культуры.Не зря вероучение ислама видит в любом человеческом действии и поведении две взаимосвязанные стороны религиозную и светскую; священнодействие утрачивает высокую духовность, когда оно совершается только из эгоизма, а обычный светский поступок, побуждаемый чистой совестью и возвышенными мотивами, несет на себе отпечаток божественности. Сквозь призму ислама всякая работа должна быть служением Аллаху.Многообразие культур. Какую бы из трех рассмотренных моделей места религии в культуре ни взять, каждая из них ведет к представлению о всемирном историческом процессе как многообразии культур, сосуществующих и сменяющих друг друга, долговременных или кратковременных. Сотворенная природа едина и целостна, культурное же отношение родового человека к природе мозаично, обеспечивается множеством взаимодополнительных систем идеалов. Вспомним, что твердое ядро культуры состоит не только из базовых религиознохозяйственных идеалов, но также включает в себя целый ряд допускаемых альтернативных интерпретаций этих идеалов. А эти интерпретации, взятые вместе, суть веер различных тенденций (возможностей) эволюции культуры. Чем богаче разнообразие внутренних тенденций, то есть сущность отдельной культуры, тем большая свобода выбора предоставляется членам культурного сообщества и тем больше субкультур способно реализоваться из лона основной культуры. Например, одни и те же христианские идеалы равенства, братства, любви и справедливости воплощались, хотя и искаженно, в экономических формах уравнительного социализма, свободного предпринимательства, конвергенции социалистического и капиталистического уклада хозяйства.

Победившая и опредмеченная в виде отдельного социального качества тенденция подавляет свои внутренние альтернативы, препятствует их автономизации. Тем не менее под оболочкой качественно определившейся культуры и в ее твердом ядре , и в защитном поясе никогда не прекращается процесс идеалообразования и идеологической борьбы. Подавленные тенденции исподволь отнимают силу у господствующей структуры, питаются ее энергией, количественно изменяют культуру изнутри. Рано или поздно в культуре происходит качественный взрыв, в итоге господствовавшая структура снимается, низводится до статуса одной из скрытых возможностей внутри новой культуры.Характер подавления и снятия старого качества в новой культуре во многом зависит от прежней истории победителя. Если его унижали, то и он, обретя власть, чаще всего наследует ту же склонность, о чем ярко свидетельствует история всех христианских субкультур. Впрочем, дети не всегда непременно наследуют характер родителей. Но так уж случалось много раз в истории: если жестоко преследуемые революционеры всетаки побеждают, то они либо гибнут от руки своих же братьевсоратников по сценарию притчи об Авеле и Каине, либо, в свою очередь, начинают безжалостно угнетать своих прежних гонителей. Как видим, в бытии культуры есть не только светлые, но и темные стороны, а описание культуры требует не только высокой поэзии, но и мрачной прозы, негодования и осуждения.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!