Особенности государственной политики по отношению к религиозным организациям в РФ.
В современной России существует значительный разрыв между декларативными положениями законодательства о религиозных организациях и сложившейся практикой церковно-государственных отношений. Такой разрыв оставляет возможность для возникновения юридических коллизий и противоречий.
Правовую основу взаимоотношений государства и Церкви в современной России составляют два закона, принятых в принципиально разных исторических условиях. Это Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990 года (далее — «Союзный закон») и Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года (далее — «Федеральный закон»). Разумеется, на практике гораздо чаще используется последний закон, но нельзя забывать, что согласно п. 2 второго раздела Конституции России, союзные законы в тех их частях, которые не противоречат российскому законодательству, продолжают действовать. Поскольку союзный Закон 1990 года никто не отменял (в частности, о его отмене ничего не говорится в Федеральном законе 1997 года), он продолжает действовать, и государственные органы и религиозные организации в случае возникновения споров и судебных разбирательств между ними могут вполне правомерно ссылаться на его отдельные положения.
Оба основополагающих закона базируются на соответствующих Конституциях: союзный на Конституции СССР, а федеральный на Конституции Российской Федерации. Эти Конституции имеют принципиальные отличия в определении отношения государства к религии как таковой. В Конституции СССР, в общем, декларировалась свобода совести, но никаких конкретных определений характера отношений между государством и Церковью не было. Конституция России закладывает основу этих отношений в статье 14, определяющей Российскую Федерацию как светское государство, отделенное от Церкви. Несмотря на столь разительное отличие, общий характер нормативных актов, которые создавались в рамках двух Конституций и касались религиозных объединений и священнослужителей, очень схож.
|
|
В Российской Федерации отсутствует «государственный орган», ответственный за взаимодействие государства с религиозными объединениями, однако в целях осуществления взаимодействия религиозных объединений с Президентом Российской Федерации и повышения «духовной культуры общества» распоряжением Президента от 24 апреля 1995 года № 192-рп создан «Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации». Создание такого органа не в качестве общественной организации, а как административной структуры, а также его состав (куда входят руководящие сотрудники нескольких «избранных» конфессий), утвержденный соответствующими распоряжениями Президента Российской Федерации, весьма сложно вписать в понятие «светского государства». Дух такого распоряжения больше подходит стране, в которой есть государственные религии. В последнее время все активнее обсуждается идея создания специального органа исполнительной власти, который занимался бы взаимодействием с религиозными организациями. Необходимость его создания обычно объясняется «разбалансированностью» взаимоотношений разных органов власти в центре и на местах с конфессиями, что приводит иногда к нарушению федерального законодательства. Наиболее ревностные сторонники создания такого органа даже вписывают его в парадигму «укрепления вертикали власти». Однако, согласно российским законам, контроль над исполнением законодательства осуществляет прокуратура, полномочий которой вполне достаточно для того, чтобы бороться с нарушениями законодательства, в том числе, в сфере государственно-церковных отношений.
|
|
Сегодня характер нормативных актов, регулирующих отношения российского государства и религиозных организаций, не вполне согласуется с провозглашенным в Конституции РФ светским характером государства, а также с положениями Гражданского кодекса. Практика тесного взаимодействия государства с «традиционными» религиозными организациями и, в основном, с Русской православной церковью как доминирующей среди них, незаконное наделение религиозных организаций федеральным имуществом, включающим исторические памятники и образцы мирового искусства, также указывают на неразрешенную в России проблему дуализма между конституцией светского государства и существующей практикой церковно-государственных отношений. Принцип светскости российского государства будет окончательно перечеркнут, если в законодательство проникнет понятие «традиционной религиозной организации» и органы федеральной власти начнут делить российские конфессии по «сортам».
|
|
67. Понятие религиозный модернизм
Модернизм религиозный- различные формы приспособления религии, церкви и богословия к современным условиям общественной жизни и сознанию современного верующего. Модернизм противоположен традиционализму и ортодоксии. Модернизм – антипод фундаментализма. Как течение он складывается в католическом мире, где в качестве консервативно-охранительной силы выступала сама централизованная церковная институция, безоговорочный авторитет которой был усилен принятием в 1870 г. догмата о папской непогрешимости в вопросах веро – и нравоучения. Если ранее главным оппонентом Католической Церкви был протестантизм, а программой – контрреформация, которой положил начало Тридентский собор середины XVI века, то в начале нынешнего столетия в недрах самой церкви был обнаружен куда более опасный враг – модернизм. Термин "модернизм" восходит к энциклике папы Пия Х "об учениях модернистов" ("Pascendi Dominici gregis", 8 сентября 1907), в которой был обозначен комплекс идей и интеллектуальных установок, нашедших выражение в работах ряда французских, английских, итальянских и немецких католических авторов. После тщательного анализа соответствующие "учения" были квалифицированы как "синтез всех ересей". Суть обвинений сводилась к следующему: модернисты отвергают абсолютный авторитет Божественного Откровения, сводя веру к имманентному внутреннему опыту; они принципиально разделяют сферы науки и религии и используют современную научную методологию для объяснения возникновения и эволюции христианства и церковного вероучения, в частности вводя различение "Христа истории" и "Христа веры". В изучении Священного Писания они используют историко-критический метод, отвергают чудеса, а церковные таинства понимают как внешние символические действия. Все это приводит к отказу от учительной власти Церкви и к религиозному индивидуализму, что сопровождается защитой плюрализма богословских мнений и демократических принципов, в частности принципа отделения Церкви от государства.
|
|
Современный религиозный модернизм разнообразен и многолик. В его русле разбиваются весьма разнородные, во многом даже противоположные тенденции и течения. В то же время все течения религиозного модернизма пытаются по-своему решить одну главную проблему: сделать религию приемлемой для современного человека. Приспособление религии к современности происходит по двум важнейшим направлениям.С одной стороны, делаются бесчисленные попытки доказать необходимость религии для современного человека, вооруженного научными знаниями. Диапазон применяемых при этом средств и приемов достаточно велик. Он включает в себя как прямое выведение религиозных идей из последних открытий естествознания, так и многочисленные варианты теории двойственной истины, субъективно-психологического обоснования религии, демифологизации и т. п.
С другой стороны, особым направлением религиозного модернизма является направление социальное. Речь идет о стремлении представить религию, в частности христианство, как важнейшее средство обновления общества, средство решения острых социальных проблем современности.Современный религиозный модернизм разнообразен и многолик. В его русле разбиваются весьма разнородные, во многом даже противоположные тенденции и течения. В то же время все течения религиозного модернизма пытаются по-своему решить одну главную проблему: сделать религию приемлемой для современного человека. Приспособление религии к современности происходит по двум важнейшим направлениям.С одной сторон, делаются бесчисленные попытки доказать необходимость религии для современного человека, вооруженного научными знаниями. Диапазон применяемых при этом средств и приемов достаточно велик. Он включает в себя как прямое выведение религиозных идей из последних открытий естествознания, так и многочисленные варианты теории двойственной истины, субъективно-психологического обоснования религии, демифологизации и т. п.
С другой стороны, особым направлением религиозного модернизма является направление социальное. Речь идет о стремлении представить религию, в частности христианство, как важнейшее средство обновления общества, средство решения острых социальных проблем современности.
Главным, системообразующим принципом модернизма является принцип социального прогресса. Идея прогресса позволяет наполнить реальным содержанием и смыслом любой из вышеупомянутых принципов и процесс модернизации в целом.
Социальный постмодернизм отрицает возможность целостного представления об обществе, не приемлет идею прогрессивного развития последнего, не видит смысла в социальном действии, осуществляет деконструкцию социальных связей и, в конечном итоге, провозглашает неизбежность постепенного распада социума, заменяя его фрагментарной виртуальной реальностью (симулякром).
Религиозный модернизм - это парадигмальное понятие, которое устанавливает взаимосвязь, характер взаимодействия между религией как целостной динамичной духовно-социальной подсистемой и обществом как социальной системой, находящейся в процессе модернизации.
Анализ литературы свидетельствует:
1. Религиозный модернизм обычно рассматривается с конфессиональной точки зрения.
Так, исследовались модернистские тенденции в православии (соответственно, речь идет о
православном модернизме или модернизации православия) [11, 12], в католичестве (ка-
толический модернизм) [13], в протестантизме (протестантский модернизм) [14] и т.д.
Интегративное понятие "религиозный модернизм" пользуется гораздо меньшей популяр-
ностью.
2. Авторы вкладывают неодинаковый смысл или делают различные акценты, говоря о
модернизации той или иной религии. Можно выделить два основных подхода к пониманию сущности модернизационных процессов в религиозной сфере.
Первый подход(его можно определить как религиоведческий) связан с исследованием
внутренней логики эволюции определенной религии, с изменениями в ее догматике, ри-
туалах, организационной и иерархической структурах и т.д. При этом модернизация может быть настолько серьезной, что приводит к появлению расколов, ереси и конфликтов.Самые яркие примеры - Реформация в Европе и Раскол в Русской Православной Церкви после никонианских реформ.
Второй подход(он может быть определен как социологический) выявляет отношение
той или иной религии к модернизируемому обществу. Данное отношение, во-первых, от-
личается в рамках различных религий, во-вторых, может изменяться в рамках одной и той
же религии в определенные периоды времени. Так, М. Вебер показал, что протестантизм
способствовал становлению "духа капитализма", тогда как созерцательные религии
(буддизм, индуизм и др.) не были нацелены на практическую повседневную деятельность "в миру.
Необходимо развести понятия "модернизация религии" и "религиозный модернизм". Под модернизацией религии понимаются процессы, связанные с изменением ее внутреннего содержания; их изучают представители религиоведческого подхода.
Что касается религиозного модернизма, им обозначают только процессы, идущие в социально-религиозной сфере и имеющие отношение к социальной модернизации.
Структуру религиозного модернизма можно рассматривать в двух плоскостях: с одной
стороны как религиозно-мировоззренческий, психологический и социальный аспекты взаимосвязи религии и модернизируемого общества, с другой - как взаимодействие религиозного сознания и поведения в контексте стимулирования и реакции религии на социальную модернизацию
В рамках религиозного модернизма как парадигмального понятия можно выделить две
противоположные позиции:
1) Промодернистская позиция, связанная с положительным отношением религии к
прогрессивному развитию общества. Обозначим ее - "религиозный модернизм" (возможно,
точнее было бы - "собственно религиозный модернизм").
2) Контрмодернистская позиция, связанная с отрицательным отношением религии к
социальной модернизации ("религиозный контрмодернизм").
Религиозный модернизм можно классифицировать по качественным и количественным
характеристикам. Среди первых - эксплицитность и имплицитность. Эксплицитную про-
модернистскую позицию занимают религии, непосредственно поддерживающие идею со-
циального прогресса (например, т.н. протестантская "теология революции" ). Импли-
цитный характер религиозного модернизма связан с косвенной поддержкой идеи и выражается в наличии соответствующей догматики и этики, объективно способствующих социальной модернизации (например, кальвинизм в трактовке М. Вебера).
Количественные характеристики религиозного модернизма выявляются при сравнении
степени поддержки модернизационных процессов со стороны разных религий или одной
религии в разные периоды ее развития. Можно выделить радикальный, умеренный и сла-
бовыраженный религиозный модернизм. Радикальный религиозный модернизм предполагает, что религия стоит в авангарде прогрессивных преобразований в Обществе (например, борьба католических священников за социальные преобразования в странах "третьего мира" в 60-х гг. XX в.). Умеренный религиозный модернизм означает, что религия в целом сознательно поддерживает социальную модернизацию, но активного участия в ней в качестве одного из основных субъектов не принимает (примером является позиция II Ватиканского собора, поддержавшего духовный и материальный прогресс человечества)., И, наконец, слабовыраженный религиозный модернизм является следствием того, что религия при определенных условиях вынуждена поддерживать социальную модернизацию, хотя ее теологические и этические основы объективно противоречат последней (наиболее яркий пример - позиция Русской Православной Церкви в советский период, особенно в середине 60-х гг.).
Что касается религиозного контрмодернизма, то отрицательное отношение религии к
социальной модернизации обусловлено следующими взаимосвязанными причинами.
1. Модернизационные процессы породили секуляризацию и подорвали роль религии в
обществе. В этих условиях религиозный контрмодернизм выглядит вполне естественным и, наверное, более обоснованным, чем религиозный модернизм.
2. Последствия социальной модернизации (экономические, политические, экологичес-
кие, моральные и т.п.) имеют очевидно амбивалентный характер. Прогресс в одних об-
ластях оборачивается регрессом в других; глобализация, с одной стороны, приносит блага
цивилизации отставшим народам, с другой, - увеличивает отрыв между развитыми и раз-
вивающимися странами; человек, научившись, в принципе, удовлетворять материальные
потребности, духовно и морально практически не развивается и т.д. В результате ряд
религий абсолютизируют негативные аспекты модернизационных процессов и на этом
основании полностью их отрицают, особенно т.н. "религиозные фундаменталисты".
3. Многие религии (мировые и крупные национальные: ислам, православие, католицизм,
индуизм) имели и некоторые продолжают иметь в качестве своего идеала традиционное
общество, в котором религиозная сфера являлась ведущей и отсутствовали многие современные проблемы. Социальная модернизация уничтожила этот идеал, и поэтому отношение к ней в большей или меньшей степени негативное.
Как и религиозный модернизм, религиозный контрмодернизм можно классифицировать
(по тем же основаниям, что, кстати, подчеркивает реактивный характер второго). Так, он
может быть эксплицитным или имплицитным. Примером ярко выраженного контрмодер-
низма является позиция мусульманских фундаменталистов, открыто призывающих к созданию на Земле единого исламского государства, живущего по законам шариата Имплицитную позицию можно обнаружить в буддизме, который, будучи формально
нейтральным по отношению к социальному развитию, по сути отвергает современное об-
щество, проникнутое духом эгоизма и поиска материальных благ, проповедует уход от
мира, освобождение от страданий через разрыв цепи перерождений (сансары) и достижение нирваны.
Далее, религиозный контрмодернизм может быть радикальным и умеренным. Сущность радикального религиозного контрмодернизма в том, что он предполагает самое активное сопротивление религии прогрессивному развитию общества. При этом допускаются разнообразные методы борьбы вплоть до террора (пример- фундаменталистская организация Усамы Бен Ладена "Международный исламский фронт" Умеренный контрмодернизм выражается в довольно пассивном, часто косвенном сопротивлении религии проводимым социальным реформам (подобную позицию занимает Русская Православная Церковь ).
Перейдем к анализу религиозного постмодернизма. Его можно определить следующим
образом: это парадигмальное понятие, которое обозначает деконструкцию религии как духовно-социальной подсистемы общества, а также ее интегрирующих социальных функций.
Прежде всего, необходимо обратиться к самому термину "религиозный постмодернизм".
В литературе обычно встречается другая терминология: "христианский постмодернизм"
"религиозное в постмодернизме", "православие и постмодернизм" , "ортодоксальный постмодернизм" , "религиозный фундаментализм и постмодернизм" ,"христианство в эпоху постмодерна" , "мультирелигиозный постмодернизм — экуменическая парадигма" и
По аналогии с религиозным модернизмом можно рассматривать структуру религиозного
постмодернизма с точки зрения:
—аспектов деконструкции религиозной подсистемы общества;
—взаимодействия религиозного сознания и поведения в процессе указанной деконструк-
ции.
В качестве аспектов рассмотрения выделяют три основных: религиозно-мировоззрен-
ческий, психологический и социальный.
Для анализа основных тенденций развития религиозной сферы может быть использован
новый комплексный социологический метод, интегрирующий две социальные парадигмы:
модернистскую и постмодернистскую, которые репрезентируются в религиозной сфере
двумя парадигмальными понятиями - религиозным модернизмом и религиозным постмо-
дернизмом. Религиозный модернизм подразумевает взаимодействие между религией как
духовно-социальной подсистемой и модернизируемой социальной системой в целом и представлен двумя противоположными позициями, которые могут занимать религии в отношении социальной модернизации: промодернистской и контрмодернистской. Религиозный постмодернизм, в свою очередь, конституирует деконструкцию религии как духовно-социальной подсистемы общества, а также ее интегрирующих социальных функций. При этом обе парадигмы генетически связаны.
Католицизм
Современная католическая церковь - крупная религиозно-политическая, идеологическая организация, оказывающая большое влияние не только на мировоззрение своих последователей - верующих, но и на социально-философские и этические теории буржуазных и реформистских деятелей. Играть активную роль в идейной и политической жизни современных буржуазных государств католицизму помогают особенности его структуры, исторические традиции и опыт, наличие разветвленной сети массовых организаций. Наряду с разветвленным церковным аппаратом католицизм в своей социальной практике использует и такие мощные средства пропаганды, как кино, радио, телевидение, печать, католические университеты и другие церковные учебные заведения и т. п. Общее же число принадлежащих католической церкви во всем мире периодических изданий (журналы, газеты) составляло в начале 80-х годов 4469 названий с годовым тиражом 1858197000 экземпляров.
Католицизм располагает крупными политическими партиями (в Италии - Христианско-демократиче-ская партия, в Федеративной Республике Германии — Христианско-демо-кратический союз и Христианско-социальный союз, в Австрии - Народная партия, в Голландии — Народная католическая партия и т. д.), стоящими у власти в ряде капиталистических стран, профсоюзными, сельскими, молодежными, женскими и многими другими организациями. При этом следует учесть, что и сама церковь является крупнейшим капиталистическим собственником. Она располагает огромными богатствами в виде банковского капитала, акций, земель (например, в Италии ей принадлежит около 500 тыс. гектаров, в ФРГ -около 250 тыс. гектаров земли); ее капиталы вложены в предприятия самых различных отраслей хозяйства многих стран - Италии, Франции, Португалии, Испании, Боливии, Перу и т. д. Только валютный и золотой фонд Ватикана составляет, по некоторым зарубежным подсчетам, примерно 12 млрд. долларов.[21]
В последние годы руководство католической церкви вынуждено было стать на путь модернизации идеологии и политики, на путь „переоценки ценностей", прочно устоявшихся за долгое время в католицизме. Главными причинами этого являются те социальные изменения, которые в настоящее время происходят на земном шаре. „Обновленчество" в католицизме наглядно проявилось на XXI Вселенском (II Ватиканском) соборе католической церкви, четыре сессии которого состоялись в 1962-1965 гг., в послесоборной деятельности церкви. Процесс модернизации традиционных позиций проявляется буквально во всех областях собственно религиозной, полурелигиозной и вообще нерелигиозной, мирской деятельности католических организаций. Во внутрицерковной, собственно религиозной области „осовременивание" идейного арсенала, культа осуществляется в целях приспособления к духу сегодняшнего дня религиозной доктрины и организации, чтобы они не слишком противоречили светскому умонастроению, материалистическим взглядам современного человека Реформаторская деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать более привлекательными для верующих церковные каноны и культовые обряды и т. д. В частности, конституция о литургии, принятая XXI Вселенским собором, предписывает сочетать латинское богослужение с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах; в некоторых частях мессы и при отправлении обрядов использовать местные разговорные языки, национальную музыку, упростить мессу, с тем чтобы она была понятна простым верующим; больше внимания уделять проповедям, произнесение которых в будни „настоятельно рекомендуется", а в воскресные и праздничные дни объявляется обязательным; разрешает причащаться хлебом и вином всем верующим; предлагает шире поставить на службу религии все виды искусства.
Методы "приближения к современности", осуществляемые церковью, чрезвычайно разнообразны Чтобы католицизму не выглядеть чересчур архаичным, сторонники „обновленческого" направления под напором Достижений науки и исторического прогресса ратуют за „модернизированное" толкование „священного писания", призывают отказаться от буквального понимания некоторых библейских представлений, считать определенную часть из них просто „народным мифом". Разумеется, это делается для того, чтобы не ставить под сомнение всю Библию, спасти ее авторитет.Современная католическая церковь осуществляет ныне своеобразную кампанию по отмежеванию от компрометирующих религию исторических фактов. Папа Иоанн Павел II даже признал несправедливость и ошибочность преследования церковью Галилео Галилея, используя это для призывов к устранению препятствий „к плодотворному согласий между наукой и верой, между церковью и миром".[22]
Тем не менее, следует заметить, что модернизм коснулся скорее внешних сторон жизни римо-католической церкви – культа, обрядов, организации, социальной деятельности, внутренняя же сторона, представленная прежде всего, вероучение, благодаря религиозному фундаментализму, сохраняет традиции и ортодоксальную направленность. Иначе складывается ситуация в протестантских направлениях.
Протестантизм
Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движение) до мелких изолированных сект. Расплывчатость и неопределенность протестантской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание вероучительных позиций внутри протестантизма. Протестантские церкви являются новой заметной силой в разных странах мира. Процесс глобализации стал для протестантизма своеобразным рычагом, с помощью которого миссионеры в кратчайшие сроки завоевывали общество в той или иной стране. Именно процесс разрушения старых и создания новых связей в мировом сообществе позволил миссионерам в буквальном смысле участвовать в модернизации и эволюции традиционных обществ. Многообразие трактовок вероучения (богословие пятидесятников в ХХ и нач. XXI века находится на стадии своего становления) и форм богослужения, которое способно достигать крайней эмоциональности, стало фактором привлекательности церквей и большого охвата потенциальных верующих из самых разных слоев населения. Распространению протестантских движений, например пятидесятничества, помогает чрезвычайная гибкость мировоззрения, способность воспринять почти любое нововведение, переработав его для нужд церкви. Современного человека привлекает стиль и форма богослужения — энергичный и доступный, который вбирает в себя элементы массовой культуры. Во время протестантских богослужений и отдельных молодежных служений смягченные поп-мелодии поются уже с другими словами — о Христе и спасении и благодарении. Поп-культура, которую в наибольшей степени из всех протестантов, используют пятидесятники, делает их открытыми и привлекательными для молодежи всех стран мира. Популярная музыка, которая звучит на российских, сингапурских, китайских, корейских или казахских дискотеках мало чем отличается.
Конфликты между различными евангельскими церквями могут возникать на уровне местных общин, ведь, к примеру, пятидесятников часто обвиняют в том, что они переманивают в свои церкви верующих, которые не «крещены Святым Духом». Несмотря на догматические и концептуальные разногласия между методистами, пятидесятниками или баптистами они чувствуют себя членами одного евангельского сообщества. Осознание того факта, что они делают одну миссионерскую работу на основе Библии, сближает всех протестантов настолько, что они способны демонстрировать свое идейное единство. Разные трактовки Священного Писания и особенности богослужения оказываются не настолько существенными для того, чтобы быть чужими друг другу.[23]
68. Религиозный фундаментализм
Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция — модернизм.
Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций — "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами.
В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.
Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.
Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).
Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!