Секуляризация как исторический феномен



Религия изменяется. Она претерпевает большие или меньшие изменения на протяжении подчас небольших отрезков времени, так что эти изменения заметны в пределах жизни одного поколения. Однако изменения могут быть и долговременными, растягиваясь на столетия. Религия более консервативна, чем другие сферы сознания. Здесь особенно велика сила традиции. Каждая религия претендует на обладание подлинным божественным откровением, т.е. вечной истиной. И все же, если религия остается неизменной, тогда как жизнь общества и сам человек, его опыт становятся другими, то происходит отчуждение религии от то-

го, чем живут люди, их реальных интересов и запросов. Уже в 19 веке было отмечено, что изменения, происходящие в религии на протяжении Новой историй, начиная с XV—XVI вв. выражают общую тенденцию уменьшения влияния религии в обществе и в жизни отдельного человека. Религия становится как бы менее нужной им. Чтобы преодолеть вырастающую "стену отчуждения" между нею и

изменившимся миром, религия вынуждена идти на компромисс, приспосабливаться к изменившимся условиям, вносить коррективы в вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации, методы деятельности. Для обозначения явлений такого рода применяются два понятия — секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии с обществом) и модернизация (изменения в самой религии, продиктованные стремлением повернуть церковь "лицом к миру", идти вногу со временем). Это понятия тесно связанные и дополняющие друг друга.

Секуляризацияозначает "обмирщение": то, что было достоянием веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. В истории Европы это коснулось первоначально церковной собственности

и власти духовенства, а позже, начиная с эпохи Просвещения, этот процесс распространился и на духовную сферу, культуру  и образование. Термин "секуляризация" в этом значении был использован в 1646 г.

французским посланником Лонгвилем на переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и подразумевал удовлетворение интересов победивших держав за счет конфискации монастырских владений. Секуляризация церковного имущества довольно широко практиковалась европейскими монархами в XVII—XVIII вв. В России, например, Петром I и Екатериной П. Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан в самом начале Великой Французской революции, когда по предложению гражданина Талейрана Национальное собрание 2 ноября 1789 г. приняло краткое решение: "Все церковное имущество находится в распоряжении нации". Это означало конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей. Важнее был, однако, даже не экономический, а политический аспект этого процесса. В ходе революций в Англии, Франции, войны за независимость в США была выдвинута идея народного суверенитета: законным авторитетом обладает не Бог и традиция, но народ. Своей волей он

устанавливает политические свободы, а не принимает их из рук церкви, от имени Бога.

Впоследствии понятие секуляризации приобретает еще более широкое значение и сегодня оно означает ряд социальных изменений, знаменующих собой, освобождение из-под контроля духовенства как социальной группы, из-под контроля церкви как социального института (или моральной, силы.), т.е. освобождение от религиозного контроля в мирских делах. Примером секуляризации как установления светского контроля над делами, которые ранее считались прерогативой церкви, могут служить события, развернувшиеся в Венецианской республике вначале XVII в. В 1606 и 1607 гг. Венеция находилась под интердиктом, наложенным папой. Венеция установила порядок, согласно которому представители

духовенства, обвинявшиеся в уголовных преступлениях, должны были предстать перед "мирским" судом, а не церковным: венецианское право ограничивало вклад мирян :на нужды церкви, регулировало строительство церковных зданий, и т.д. Папская курия враждебно относилась к отказу Венеции участвовать в крестовых походах, к исключению духовенства и клерикально настроенных семейств из правительствен-

ных советов, стремлению сохранять дипломатические и торговые связис нехристианскими странами. Для папства Венеция являла собой опасный пример государства, настаивавшего на принципе автономии

таких сфер человеческой деятельности, как политика, экономика и культура. Но практическое осуществление секуляризации в Европе началось еще раньше — замена клириков мирянами в правительственных учреждениях, передача юридической власти, ранее принадлежавшей церкви, светским судам, а также — секуляризация церковных земель и имущества. Так, в течение XVI в. управление госпиталями во Франции и филантропическая деятельность в Англии в значительной степени перешли из рук духовенства к светской администрации. Это мотивировалось тем, что подобные дела больше относятся к светскому порядку на земле, а не к компетенции иного мира, спасающего души. Итак, нужно отличать интересы веры от интересов государства. Отлучение Венеции закончилось поражением папства, и оно уже никогда больше не пыталось бросить вызов светскому порядку в такой открытой форме.

В XVII в. начинается секуляризация науки (Галилей, Декарт, Ньютон, Бэкон, Гоббс, Локк). Принцип разделенное разума и веры, светского и духовного начал, и, следовательно, независимости начала светского, наглядно проявляется не только в политической научной мысли той эпохи, но и этике, которую начинают рассматривать как светскую науку. Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации, противопоставив религии самостоятельный и не зависимый от нее человеческий разум. Оно и в теории и на практике подрывало влияние религии, утверждая самостоятельность мира: человек не нуждается в опеке со стороны религии и церкви. Тем самым был брошен вызов христианским церквям, стремившимся сохранить свое господствующее положение в обществе, навязывающим религию силой или законодательством, объявившим войну науке и демократии. В понятии секуляризации выражается с этих пор главным образом именно идея самостоятельности мира, освобождения человеческого разума от порабощающих его теологических догм и запретов, освобождение человече-

ской совести от насилия в выборе мировоззрения, убеждений. Идет борьба за то, чтобы отделить церковь

В современной социологии на чисто эмпирическом уровне секуляризация описывается как процесс, при котором подвергаются сомнение верования в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы, и ин-

ститут религии утрачивает свое социальное влияние. Является ли процесс секуляризации необратимым? Означают ли те перемены, которые привели к изменению роли религии в жизни общества, что дело идет к полному исчезновению религии? Ответ на этот вопрос не столь уж очевиден. Скажем, религия сегодня не воспринимается как помеха прогрессу, как препятствие на пути развития науки. Проблемы, которые были столь острыми и насущными вчера, сегодня уже ушли в прошлое. Между тем, процесс секуляризации встречает противодействие, возникают движения за "возрождение" традиционных религий, за "религиозное обновление". Попытки "возвращения религиозности" часто связаны с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности, психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких, как отчуждение от природы, утрата связи с традицией и т.п. Означает ли наметившаяся сегодня тенденция возвращения к мифологическим и религиозным мотивам серьезный поворот к религии или только поверхностный религиозный энтузиазм? Ответ на этот вопрос предлагают теории секуляризации, сформулированные на основе различных подходов современной социальной наукой.

Теории секуляризации

Сегодня существует согласие в том, что секуляризация имеет большое значение и является характерной чертой современного общества, что традиционные религиозные символы и ценности не могут выполнять

как прежде функцию объединяющей общество силы и что в решении вставших проблем определяющая роль принадлежит науке и технологии, в современном обществе очевидно расхождение между религиозной принадлежностью и другими социальными ролями. Однако существуют значительные различия в понимании причин и последствий секуляризации, а также — перспективы религии на будущее. Одни полагают, что секуляризация представляет необратимый процесс, который неуклонно ведет к сокращению сферы действия религии, к прогрессирующему ее упадку и исчезновению. Другие утверждают, что секуляризация означает лишь видоизменение религии, что на смену изжившим себя формам религии приходят новые, но религия продолжает существовать. В секуляризации они видят нормальный, здоровый процесс, способный может быть даже усилить влияние религии в ее обновленных образцах. Мы рассмотрим теории секуляризации, которые сегодня считаются наиболее обоснованными и имеющими ключевое значение.

а) секуляризация кик утрата "священного" и угроза социальному Порядку и согласию.(религиоведческая)

 Так оценивает один из виднейших современных социологов П. Бергер секуляризацию. С его точки зрения этот процесс влечет за собой много важных последствий как для жизни отдельного человека, таки общества в целом. В книге "Священная завеса" (1967) он определяет секуляризацию как процесс освобождения человека, различных сфер жизниобщества и культуры от власти церкви и организованной религии. Речь идет о таких явлениях, как отделение церкви от государства, создании системы светского образования, потере интереса к религиозным сюжетам в искусстве, завоевании наукой самостоятельности по отношению к теологии и т.д. Происходит не только секуляризация общества, его институтов, но и секуляризация сознания. Секуляризация на уровне социальной структуры ("объективная секуляризация") имеет свое подобие на уровне сознания индивида ("субъективная секуляризация"): обычный человек, "человек улицы", становится во все большей степени безразличным к религии. Его повседневная жизнь исключает необходимость обращения к церкви, он постоянно переносит на "потом" обязанности, связанные с церковной жизнью, а то и вовсе забывает о них. П. Бергер  констатирует, что религия все меньше влияет на семейную жизнь, становясь и здесь "антикварной" вещью. В политике человек руководствуется сегодня мотивами, далекими от религиозной веры.Секуляризация неразрывно связана с плюрализмом мировоззрений, в том числе и с плюрализмом религиозным. Религия перестает быть символом той главной снятыми, которая объединяет и сплачивает как единое целое то или иное общество. Она становится делом личного выбора индивида, а не олицетворением единственно возможной истины и одного, единственно возможного пути в жизни. Религия становится частным делом индивида, она "приватизируется" и это неизбежно приводит к уменьшению ее власти, силы воздействия па жизнь человека. В целом, констатирует П. Бергер, современное ндустриальное общество разрушает традиционные религиозные институты, неизбежно порождая секуляризацию, плюрализм и субъективизацию веры. В этом направлении действуют закономерности динамики развития современного общества, усложнение социально-политических отношений, изменения в средствах массовой информации, урбанизация, изменение стиля жизни. П. Бергер полагает, что освобождение на путях секуляризации было оплачено весьма дорогой ценой. Религия выполняла важную функцию в обществе, она создавала "священный космос", окружая аурой святости устои жизни, набрасывая на них "священную завесу" и наделяя безусловным смыслом. Общность религиозных верований, ценностей и символов была тем "клеем", который связывал общество воедино. Религиозные заповеди несли абсолютные непререкаемые императивы и общие цели, без которых общество не может долго существовать. Секуляризация ведет к представлению о том, что нет ничего "святого", абсолютные ценности становятся, относительными и условными, и это ведет к кризису — утрате смысла, аномии, дезориентации человека. Последствия секуляризации, с точки зрения П. Бергера, деструктивны. Одну из причин и движущих сил секуляризации он усматривает в самой религии, точнее и иудеохристианской традиции, которая утвердила монотеизм. В Ветхом завете один бог остается священным, а мир представляет собой бытие, в котором не обитает дух. Природа дана человеку во владение, чтобы он пользовался ею, ее ресурсами.В особенности протестантизм способствовал тому, что М. Вебер называл"разволшебствлением" мира, — пересмотру таких существенных моментов в понятии священного, как вера в чудо, мистика, магия. Все это

открыло в дальнейшем дорогу для развития пауки, технического прогресса, современной цивилизации, утратившей бога.Еще один фактор, способствующий секуляризации, — дифференциация общества, выделение более или менее самостоятельных сфер социального целого, их специализация. В результате религия предстала как некая обособленная (институциональная) сфера религиозной активности и

религиозных символов, тогда как общество оказалось как бы выведенным из-под юрисдикции "священного", оставшись принадлежностью "мира". Таким образом, религия сама может способствовать развитию процесса секуляризации. Об этом свидетельствует и теологический модернизм, появление различных вариантов "светской религии". Итак, по мнению П. Бергера, секуляризация враждебна религии и

вместе с разрушением религии ставит под угрозу стабильность общества.

б) Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой.

Эта точка зрения, согласно которой религия ослабевает и будет продолжать ослабевать по мере развития науки и роста образованности общества, является сегодня господствующей. Многие опросы общественного мнения отразили долговременную тенденцию к упадку религиозной веры в западном обществе. Масштабы

и интенсивность религиозной веры имеют отчетливую обратно пропорциональную зависимость от уровня образованности. Религия сильнее там, где человек меньше всего обладает научно-рациональной картиной

мира. Все большее число людей осмысливает мир и свою собственную жизнь без помощи религии, и отсутствие религиозной веры значительно больше распространено среди образованных людей. Все чаще церковь рассматривается как "учреждение", все чаще проводится разграничение между "церковностью" и "религиозностью". Зарегистрирована устойчивая тенденция падения интереса к религии среди молодежи.

Многие социологи интерпретируют такого рода факты как свидетельство глубоких сдвигов в человеческом мышлении, которое в своем развитии последовательно идет от "мифа к логосу". Американский ис-

следователь О. Ди отмечает в этой связи два обстоятельства. Во-первых— "десакрализацию" восприятия человеком окружающего его мира: область сверхъестественного существенно сокращается. И, во-вторых —

рационализацию мышления, веру в разум, логику, науку. В результате в мире не остается места для "тайн", священного, мир как доступный человеческому разуму становится миром," в котором "мистерия"

уступает место "проблеме", решаемой с помощью разума. Сама религия, отмечает этот социолог, становится на путь "демифологизации" библейских повествований, т.е. такой интерпретации, которая делает их приемлемыми для образованного человека,- его критического и рационалистического мышления. Поскольку мир может быть объяснен наукой, полагает О. Ди, отпадает - надобность в трансцендентном боге и все большее число людей утрачивает интерес к религии: секуляризация ведет к упадку религии. В отличие от П. Бергера, О. Ди позитивно оценивает следствия этого процесса для общества. Наука и светская этика достаточно эффективно помогают решать стоящие перед современным миром

проблемы, делая излишними апелляцию к богу и религиозной вере.

в) Секуляризация как эволюция pелигии и ее видоизменения в ходе социальных перемен.(религиоведческая)

 Одна из принятых современным религиеведением интерпретаций заключается в Том, что секуляризация означает изменение религии, но не обязательно ведет к уменьшению ее значения.Оно только иначе проявляется.Согласно Т. Парсонсу,развитие общества идет по пути Дифференциации и религия утрачивает прежнее Значение его "Священного образа", когда обоснованием светской власти служила ссылка на ее божественный источник; религия в результате секуляризации общества, утраты им са-крального характера, отделяется :в одну из сфер социальной жизни и становится со временем во все большей степени частным делом. Религия в качестве социального института оказывает поэтому меньше прямого влияния на государство, правосудие, экономику, образование. Но это компенсируется путем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, теологии, религии становится более значимой. Таким

образом, христианство все еще сохраняет большое влияние на общественную жизнь. Ведь западное общество создавалось людьми, которые находились, под влиянием христианского этоса и христианского взгляда на мир, оно впитало в себя христианские идей. Конечно, в результате секуляризации, власть церкви сегодня — только тень ее былого могущества, а бог все больше вытесняется за пределы социальной сферы человеческого существования в область глубоко "личного". И все же в целом западная цивилизация сложилась на христианской основе, которая так или иначе способствовала развитию и науки; и светского государства, и гуманизма, и самого секуляризационного процесса. Современный человек живет сегодня в социальной системе, впитавшей в себя религиозные идеи и под их влиянием, если не прямым как

прежде, то косвенным, опосредованным. И сам он в какой-то мере, чаще всего не отдавая отчета себе в этом, неосознанно, направляет свои действия в соответствии с христианской этикой, ведет себя под влиянием религии, ставшей "невидимой религией". Таким образом, упадок церковной религиозности может вести и ведет к возникновению новых форм религии, отвечающей потребностям человека, живущего в современном обществе, новым проявлениям религиозности.

Американский социолог Р. Белла полагает, что, с возрастанием сложности социальной организации, религия претерпевает эволюцию, в ходе которой она обнаруживает способность не только укреплять существующие социальные структуры, но — изменяя сложившиеся нормы и ценности — способствовать дальнейшему развитию общества. Это относится и к секулярному обществу. Более поздние стадии эволюции религии свидетельствуют о возрастающей ее автономии по отношению к социальной

среде и возрастающем влиянии на социальное развитие. В XX в. на Западе, который далеко ушел по пути секуляризации, как полагает Р. Белла, происходит ослабление организационного контроля над

религиозными убеждениями и тем самым ставится под вопрос дальнейшее существование организованной религии в виде церкви; наряду с этим происходит приватизация религии. Эти две тенденции заимосвязаны. Их эмпирическим подтверждением является дистанцирование все больших групп верующих, принадлежащих к разным конфессиям, от своей церкви как института. Развитие в этом направлении ставит вопрос о внецерковной религиозности: современный христианин — это "секуляризованный христианин",

который живет в сегодняшнем мире — "мире без бога"; живет мирской жизнью, беря на себя ответственность за решение всех проблем, за удачи и неудачи. Религия, таким образом, должна сегодня искать почву не в потустороннем начале, но в этической стороне" жизни человека в "этом", посюстороннем мире. И поскольку человек продолжает искать смысл своего существования в этих новых взглядах на мир, новое мироощущение, полагает Р. Белла, все же глубоко религиозно. Отсюда — вывод, к которому он

приходит: "Процесс секуляризации влечет за собой не ликвидацию самой религии, а изменение ее структуры и роли. Но мы только начинаем приходить к пониманию этого".

Таким образом, Т. Парсонс и Р. Белла видят в секуляризации прежде всего процесс, в ходе которого религия становится частным делом индивида, т.е. происходит дифференциация во взглядах на мир и плюрализация культуры. Они полагают, что тем самым религия в целом не теряет своего значения и ее влияние на мировоззрение и социальное поведение не уменьшается. Констатация процесса секуляризации, его проявлений опирается на эмпирические данные и ими проверяется, что же касается выводов относи-

тельно изменяющейся роли религии, то они зависят от того, как понимается религия, и прежде всего — от ответа на вопрос, сохраняется ли религия, если исчезает понятие супранатурального, сверхъестественного.

Р. Белла может утверждать, что религия в современном обществе не разрушается, а видоизменяется, потому что он использует для этого определение религии, предполагающее функцию, без которой общество вообще не может существовать. Такой подход, однако равнозначен снятию самой проблемы секуляризации, поскольку все же проблема именно в изменении и ослаблении влияния религии на общество.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 687; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!