Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности. Социологические данные о состоянии основных религий мира и России



Современная социология религии перестала быть сугубо теоретической дисциплиной. Все ведущие специалисты в этой области осознали необходимость проверять и подтверждать теории эмпирическими данными. Следовательно, особую важность приобрел вопрос о том, каким способом исследователь пришел к тем или иным выводам или, иначе, какой метод социологического исследования он использовал.

Выбор метода зависит от теоретических и практических целей исследовательской программы, возможностей, которыми располагает социолог, а также возникающих в ходе исследования технических и этических ограничений. К числу основных методов социологического исследования относятся эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа данных).

Наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез позволяет получить метод эксперимента. Это самое надежное средство для решения многих практических задач. Однако данный метод изначально ориентирован на лабораторные условия, поэтому при его использовании возникает целый ряд этических проблем, связанных с возможным манипулированием людьми в экспериментальных целях. К числу недостатков метода относится и то, что полученные результаты нельзя распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов, а также требует довольно больших денежных затрат.

Самым популярным и доступным методом социологических исследований является массовый опрос. Среди его достоинств отмечают высокие дескриптивные (описательные) возможности, позволяющие оценивать не только социальную статику, но и отслеживать малейшие изменения социальной динамики. Современные техники построения выборки и анализа данных максимально приближают возможности проверки гипотез методом массового опроса к возможностям эксперимента. Недостатком метода является довольно низкая чувствительность к выявлению уникального и индивидуального.

Под включенным наблюдением в социологии понимается такое исследование, в ходе которого наблюдатель в течение длительного времени явно или неявно участвует в повседневной жизни интересующего его сообщества (например, религиозной организации) и посредством неформализованных интервью-бесед собирает необходимую информацию. К особенностям этого метода относится нестатистический подход при обосновании выводов и построении моделей, а также возможность получить уникальные сведения об исследуемой группе непосредственно от носителей тех или иных верований и представлений. Данный метод широко используется при изучении НРД.

Биографический метод имеет много общего с методом включенного наблюдения, но его отличительными чертами являются интерес к уникальным аспектам истории жизни человека, группы, организации и субъективный, личностный подход к описанию явления. Внимание социолога привлекает документальное или устное описание событий. Источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.п.), материалы интервью и бесед. Специфика метода заключается в том, что он позволяет воссоздать историческую, развернутую во времени перспективу событий. Через рассказы людей социолог реконструирует историю социальных институтов и изменений.

 

Психология религии как область религиоведения. Основные направления психологии религии

 

                                       Психология религии – это наука, изучающая человека как homo religiosus (человека религиозного), т.е. особенности религиозного сознания, структуру, функции и типы религиозности, специфику религиозного опыта, религиозной веры, религиозных чувств, особенности религиозного развития личности. В широком смысле, психология религии охватывает все многообразие духовной жизни верующего человека и сферу духовных ценностей. Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами исследуя психологические аспекты жизни религиозны общин, религиозного культа, обращения к религии, а также социально-психологические функции религии.

Как отдельная отрасль знания психология религии оформилась сравнительно поздно на рубеже 19-20 вв., поскольку и психология вообще, как самостоятельная наука, хотя и зародилась еще в античности, стала независима от других наук, в первую очередь от философии и медицины, только во второй половине 19 в.

Одними из самых первых работ по психологии религии являются труды немецкого философа и психолога Вильгельма Вундта («Психология народов»). Он выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурны явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть по Вундту, основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь на чувстве страха и надежды.

Другой подход представлен признанным классиком психологии религии Уильямом Джеймсом. Он предпочитал исследовать редкие и необычные случаи проявления религиозности. Ценность его ставшей классической работы «Многообразие реигиозного опыта» определяется подчеркнуто эмпирическим подходом к индивидуальным религиозным переживаниям.

В дальнейшем одним из наиболее влиятельных направлений в психологии вообще, и в психологии религии в частности, становится психоанализ, создателем которого является З. Фрейд. Не будет преувеличением сказать, что Фрейд совершил настоящую революцию в психологии, поскольку именно ему принадлежит открытие бессознательного. Фрейд внес значительный вклад в психологию религии, выдвинув целый ряд оригинальных идей, наиболее важными из которых являются: концепция религии как коллективного невроза; теория происхождения тотемизма, а по существу религии вообще; исследования истории Моисея.

«Тотем и табу», вышедшая в 1913 г., - пожалуй самая важная работа Фрейда, посвященная религиозной проблематике. Фрейд в своем исследовании исходил из того, что существует значительное сходство между «психологией первобытных народов» и «психологией невротиков», поэтому Фрейд попытался интерпретировать представления и обычаи первобытных людей на основе данных психоанализа. В центре его исследования оказалась экзогамия, «избегание» определенных родственников, разного рода табу и табуирование, магия, анимизм и тотемизм. Дляобъяснения этих явлений Фрейд выдвинул неожиданную и смелую гипотезу о том, что все эти феномены связаны с происходившим в древнейшие времена, когда сообщество людей еще представляло собой человеческое стадо, убийством вожака. Фрейд основывался на теории шотландского этнографа Аткинсона, сформулированной в работе «Первобытное право» (1903), о так называемой циклопической семье. Аткинсон предполагал, что первоначальной формой ощежития предков человека была циклопическая семья», состоявшая из одного старого самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном подчинении у самца; молодых же самцов он изгонял из семьи и они бродили поодаль, пока один из них не оказывался достаточно силен для того, чтобы сменить одряхлевшего самца. Фрейд в этой связи замечает, что в один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом, конец отцовской орде; после чего им оказались доступны самки. Совершив подлое убийство собственного отца, сыновья испугались и раскаялись в собственном злодеянии, поэтому они его обожествили в образе тотемного предка и наложили табу на инцест и убийство тотемного животного. «Тотемистическая религия произошла из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей которыми шли, но все они преследовали одну и ту же цель – реакцию на великое событие, с которого началась культура и которая с тех пор не дает покоя человечеству», - писал Фрейд. Другая работа Фрейда, важная для понимания особенностей его интерпретации религии, - «Человек Моисей и монотеистическая религия». Фрейд выдвинул гипотезу, что Моисей был египтянином, одним из сподвижников фараона Аминхотепа 4(Эхнатона), пытавшегося реформировать египетскую религию и ввести монотеистический культ солнечного бога Атона. После смерти Эхнатона и наступления жреческой реакции, уничтожившей следы реформы, по мнению Фрейда, Моисей мог уйти к евреям и попытаться ввести среди них монотеизм. Но Моисей был убит, установился некоторый компромисс: появился второй законодатель под тем же именем Моисея, а под вилянием арабов бог вулканов Яве приобрел черты единого мирового бога Атона, монотеистическая религия наконец восторжествовала. Фрейд проводил аналогию между этапами развития неврозов у человека и этапами становления еврейского монотеизма. У древних евреев повторилось убийство отца, когда возмутившийся народ убил своего отца-пророка (Моисея), но спустя некоторое время раскаялся, признал его святым и принял его религию. Бог Моисея и сам Моисей как тотем в древности, - то же умерщвленный, а потом оплаканный и обожествленный отец. Такое же умерщвление Бога-Отца произошло, по мнению Фрейда, и в раннем христианстве: распятый, а потом оплаканный и обожествленный Христос, и христианское таинство причастия – отголосок древней тотемической трапезы. Фрейд замечает, что христианство зарождалось как религия примирения с Богом-Отцом, но в результат вытеснило Бога-Отца богом-Сыном и, не удержавшись на высоте монотеистической идеи, сделало много уступок политеизму, введя культ Божьей Матери и Святого Духа.

Подход Юнгаобычно называют глубинной психологией, поскольку он исследовал не только глубинное бессознательное отдельных индивидов, но пытался выделить универсальные системы, составляющие единое коллективное бессознательное чловечества, которые были им обозначены как архетипы. Архетипы восходят к глубокой древности, а память о них передается из поколения в поколение на бессознательном уровне. Уникальный материал для исследования архетипов Юнг черпал в мифологии различных религиозных систем, и изучение религиозного символизма оказалось продуктивно для понимания природы религии. В статье «Психология и религия» он замечал, что так же, как человек обладает даром речи независимо от всех источников форм языка, он обладает способностью верить независимо от всех исторических религий. Говоря о том, что религия отличает человека от животного, мы имеем ввиду способность ума или предрасположенность, которая независимо от чувств и разума, а иногда даже вопреки им, дает возможность человеку постигать Бесконечное под различными именами и в разнообразных формах; без этой способности были бы невозможны ни универсальные религии, ни поклонения фетишам. Юнг писал о том, что мы можем почувствовать во всех религиях томление духа, стремление постичь непостижимое. Выразить невыразимое, жажду Бесконечного, любовь к Богу. Человек ищет чего-то за пределами чувств и разума, более того, ищет то, что отрицается чувствами и разумом. Источник религиозности Юнг видел в коллективном бессознательном, архетипические образы которого находят свое выражение в мифологии и символизме. Юнг считал, что религиозность служит основой психического здоровья человека; религия со всеми ее ритуалами, таинствами, символикой и мифами, выступает своеобразным буфером, защищающим человечество от собственного бессознательного, поскольку облачает его в символическую, доступную и безопасную для психики человека форму. Юнг свою концепцию религиозного опыта основывал на понятии нуминозного, предложенном Р. Отто. Согласно Юнгу, переживание встречи с нуменозным – страшное потрясение для человеческой психики, поскольку в этот момент человек входит в прямой контакт с архитипическими слоями коллективного бессознательного, они явлены ему в своем чистом виде, а не в привычной аллегорической форме символов. Для того, чтобы не сойти с ума, человек нуждается в защите в качестве которой выступает религия. Так Юнг приводит в пример мистического видения Троицы Николаю из Флюэ.

Проблематика психологии религии особенно ярко выражена в работах Абрахама Маслоу – основателя гуманистического движения и Виктора Франкла, который назвал свой подход логотерапией.

Одним из центральных понятий психологии Маслоуявляется самоактуализация, под которой он понимал полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». Одним из неизменных условий достижения самоактуализации Маслоу называл наличие опыта специфического психического состояния, обозначенного им пик-переживанием. В своей работе «Религии, ценности и пик-переживания» Маслоу заметил, что сейчас становится ясно, что «откровения» или мистические вдохновения могут быть объединены под названием пик-переживаний. С точки зрения Маслоу, самоактуализировавшиеся люди практически всегда являются религиозными людьми и переживали религиозный опыт. Правда Маслоу трактует религиозность очень широко, понимая под этим не столько внешнюю сторону и принадлежность к определенной религиозной конфессии, сколько внутренний духовный мир человека. Поэтому под пик-переживанием религиозного характера подпадает весьма значительный спектр состояний, позволяющий более полно и остро ощущать собственное бытие.

Интересную теорию предложил Виктор Франкл, разделив людей, напрямую связанных с религией, на харизматиков и жрецов. Харизматики являются носителями религиозного опыта и обладают глубокой внутренней религиозностью, жрецы же – люди, которым не посчастливилось пережить религиозный опыт, поэтому им остается только трансформировать религиозный опыт других в догматы, законы и основывать религиозные институты.

 

58. Психологические особенности личности верующего.

Естественная склонность к религии не тождественна простой неизбежности, так как религиозность включает в себя не только божественный, но и человеческий акт, что в какой-то мере является проблемой выбора. А он происходит дифференцировано: в одних людей он глубокий и связан со многими слоями психики, у других-затрагивает только второстепенные вопросы жизни. Соответственно этому и формируется религиозная личность-комплекс психических черт и поведения, знаменательных для религиозного человека. Но даже несмотря на, возможно, одинаковую глубину религиозности у различных людей будут неодинаковые ее проявления. Это зависит от религиозного типа и характера человека, а также от функции религиозности в каждом отдельном человеке.

§1. Основные типы религиозности.
В зависимости от глубины выражения в людях выделяют внешнюю, внутреннюю, и личную религиозность.
Внешняя религиозность служит для приобретения чувства безопасности и общественных позиций. Здесь не учитывается полнота религиозных истин, а отбирается только то, что отвечает собственным интересам личности. Человек с внешней религиозностью хорошо понимает ее общественные функции, но свои религиозные обязанности исполняет плохо, поверхностно, часто под воздействием второстепенных мотивов.
Внутренняя религиозность пронизывает всю жизнь человека, объединяет потребности и ценности с общественными нормами. Она более осмысленна и дифференцирована, личностна и универсальна, настроена на тесные братские отношения, на любовь к ближнему. Здесь религиозная ценность-самый важный абсолют. Когда человек живет такой религиозностью, он постоянно ищет более глубоких ценностей и всегда принимает активное участие в жизни религиозной группы, общины.
Основные элементы, отличающие эти два вида религиозности-это дифференцированость, аллоцентризм или эгоизм, связь с жизнью, признание религиозных ценностей как средства или цели.
Персональная (личная) и аперсональная религиозность. Эти два типа составляют две противоположности одного и того же континиума. Подобие составляет внешняя и внутренняя религиозность, поэтому конкретный человек может быть охарактеризован как более или менее лично направлен в своей религиозной позиции. В этом случае Бог воспринимается как личностный Бог, составляющий абсолютную и первобытную, а не инструментальную ценность. На библейском языке это звучит как посвящение человека Богу как Господу-Господину (хозяину) всей своей жизни. Бог здесь не используется как прикрытие или "костыль". Между Богом и человеком происходит диалог и двухсторонняя непосредственная связь.

 

§ 2. Взаимосвязь характера и религиозности.
Рассматривая характер и темперамент человека и учитывая, что некоторые из особенностей личности могут доминировать, можно проследить влияние на религиозность конкретного человека его личных качеств, и увидеть их взаимосвязь. Существует несколько классификаций типологии человека и зависимости от этого религиозности. Можно рассмотреть условное деление характера человека и религиозности.
Интеллектуальный тип. Как и все остальное, религию воспринимает через разум. Переживает ее как проблему истин, необходимых для познания, с целью получения душевного покоя. Интеллект стоит вначале каждого религиозного акта. Религиозные дела являются проблемой к восприятию и решению. В христианстве этот тип характерен больше для западного протестантизма.
Волевой тип. Религию воспринимает как ценность, которой необходимо предоставить жизнь актом воли. Благодаря естественной связи процессов выбора и познания, религиозность в этом случае очень хорошо осмысленна и в большинстве случаев проникает очень глубоко, охватывая всего человека.
Эмоциональный тип. Субъективно оценивает религию в связи с чувственным богатством психики. Религиозные догмы воспринимает как само собой разумеющееся. Религиозность достаточно яркая, но не всегда поддается анализу интеллекта.
И. Пастушка выделяет три подтипа эмоционального типа :
1 Эйфорийный - характеризуется идеализированием мира, что усложняет своевременное выявление реальных жизненных трудностей на пути к цели.
2 Меланхолический - характеризуется длительным настроением нежной тоски, благодаря чему такой человек склонен к посвящению (полной отдаче религии)
3 Эстетический - Бога понимает, прежде всего, как источник или проявление гармонии и неземного переживания.
Гармонический тип. Характеризуется равномерным соотношением всех психических сил человека в векторе религиозности. Это создает хорошие возможности для всестороннего развития как внешних, так и внутренних аспектов религиозной жизни

 

§ 3. Характеристика личной религиозности в христианстве по Р. Яворскому
Один из польских специалистов в области психологии религии Р.Яворский предлагает следующую характеристику личной религиозности в христианстве:
--активность и заангажированность, происходящие от осознания и внутреннего чувства связи с Богом. Эта связь рождает заинтересованность богословско-религиозными вопросами;
--спонтанность и творчество, благодаря чему личность быстро усваивает полезные ценности. Свежесть бытия дает ей возможность постоянно обогащать свою систему убеждений;
--открытость к позитивному контакту с другими течениями и позициями. Верующие люди не изолируют свою религиозную жизнь от остальных сфер бытия;
--автономность религиозной жизни, состоящей в том, что личность считает свои религиозные убеждения результатом свободного выбора, а не следствием навязывания их силой;
--чувство свободы и ответственности-сознательной открытостью у ценностям, приносимых религией (свобода "до"). Принимая определенные ценности люди с личной религиозностью готовы принять и ответственность, которую воспринимают как внутренний долг;
--осознание цели своего бытия-определение в жизненных обстоятельствах какой-то цели и соединение ее с религией, которая после этого будет исполнять также и роль философии жизни;
--аллоцентризм-в центре жизни человека не его "Я", а Бог и соответствующие принципы относительно человеческой жизни. Аллоцентризм личной религиозности склоняет ее к общечеловеческим или общерелигиозным действиям;
--стабильность-твердость основных религиозных убеждений, чувств, мотивов, поступков. Это помогает личности противостоять отрицательному отношению к ней и сохраняет в стрессовых ситуациях. Пережитые кризисы не ломают жизнь религиозной личности, а наоборот, могут ее обогатить.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!