Социология религии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г Зиммеля



 

Наибольший вклад в разработку социологической теории религии внес последователь Конта, французский социолог Э. Дюркгейм. В труде «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» он стремился через исследование прошлого объяснить современность, а именно, религиозную природу человека сегодняшнего дня, природу, которая способна повлиять на его идеи и поступки. Для того, чтобы постичь суть религиозного феномена, по мнению Дюркгейма необходимо обратиться к его элементарным простейшим формам, и так называемым примитивным первобытным верованиям, так как прийти к пониманию новейших религий можно, только проследив тот исторический путь, которым они постепенно сформировались. Религия в своей первобытной форме, говорит Дюркгейм, была эффективным способом сознания социального единства в мифах и тотемических предках. По мере развития религии, ее подлинная социальная функция интегратора была сокрыта позднейшими напластованиями: многочисленными богами, теологическими построениями, сложными ритуалами. Позиция Дюркгейма была последовательно социологична. Установив взгляд на религию как на нечто земное и функциональное, он ставит знак равенства между коллективным и религиозным. Отличительной чертой религиозных чувств, по его мнению, является то, что они едины «для определенного числа людей, живущих вместе. Всякое социальное действие религиозно. Эти два слова являются синонимами». Такое отношение к исследуемому феномену повлияло на сформулированное Дюркгеймом определение религии. Отказавшись применять для определения религии ранее используемый критерий наличия веры в сверхъестественные существа, ибо есть верования, которые признаются религиозными, хотя в них отсутствует понятие трансцендентного Бога, Дюркгейм сталкивался с необходимостью выявить иные универсальные атрибуты религиозного феномена; таковыми в его теории становятся понятия священного (сакрального) и мирского (профанного). Обозначив религиозные верования как представления о священных вещей, а религиозные действия – как правила отношения к ним, Дюркгейм сформулировал следующее определение: «религия есть… система верований и практик, относящихся к священным…вещам; она объединяет всех людей, которые разделяют эти верования, в единую моральную общность». Таким образом, носителем религии является социальная группа, а источником – коллективный способ жизни людей. Это определение религии стало классическим в социологии.

Рассматривая религию с функционалистских позиций, Дюркгейм не стремился установить истинность или ложность религиозных представлений. Для него религия – один из социальных институтов, существующий постольку, поскольку выполняет строго определенные функции в обществе. И в силу того что каждое общество заинтересовано в поддержании целостности и сохранении стабильности, религия будет существовать вечно. В этой ее социальной функции религию ничем нельзя заменить.

Дюркгейм был первым, кто применил функциональный анализ для исследования феномена религии, понимая под функцией социального института его соответствие потребностям социального организма. Дюркгейм признавал, что социальные функции религии не ограничиваются интеграционно-цементирующими. Поскольку религия влияет на формирование идеалов, которыми руководствуются люди в своей деятельности, она тем самым влияет и на общественное развитие, может выступать в качестве стимулирующего его фактора. Дальнейшую разработку эта теория получила в работах немецкого социолога Макса Вебера («Хозяйственная этика», «Протестантская этика и дух капитализма», «Социология религии»).

В отличие от Дюркгейма, вебер не нашел такого определения религии, которое исчерпывало бы многообразие данного явления и удовлетворяло бы его как исследователя. Опираясь на функциональный подход и метод сравнительно-исторического анализа, Вебер предпринимает грандиозное для своего времени исследование мировых религий, предметом рассмотрения в котором становится религиозная деятельность и мировоззрение. Использование материалов о религиозной, общественной, культурной и хозяйственной жизни народов. Населяющих Европу и Азию с древнейших времен, позволяет Веберу провести четкое размежевание между религией и магией, обнаружить факт обусловленности хозяйственного мышления и на этой основе предложить собственную классификацию религий.

Завершающим этапом в религиозном развитии человечества Вебер считал протестантизм с его специфической религиозно окрашенной трудовой этикой. Вслед за изменением мировоззрения эволюционирует и религиозная деятельность: от управления посредством магии разитыми в природе сверхъестественными силами, через все более сложную символизацию отошений между человеком и сверхъестественным, к этическим религиям, основу которых, как, например, в иудео-христианской традиции, составляет идея греха и воздаяния. Одним из социальных последствий этих изменений стало формирование особой прослойки в обществе – специалистов, или бюрократов от религии – в лице жречества и священничества, монополизировавших в своих трудах религиозные знания и полномочия совершать ритуалы. Таким образом, процесс рационализации приводит к изживанию из религиозного сознания элементов магии, а вместе с этим – к уменьшению эмоциональной насыщенности религиозных переживаний.

В связи с тем, что каждой религии присуще свое мировоззрение, своя хозяйственная этика, особый способ мотивации социального действия, Вебер не говорит о неких универсальных функциях религии; на различных этапах развития культуры и общества религия выступает в разных роля и ее социальные последствия неодинаковы, тем не менее Веберу удается выделить две важнейшие, с его точки зрения социальные функции религии. Смыслопалагающая, или мировоззренческая функция состоит в том, чтобы нарисовать человеку картину мира, задать систему морально-нравственных координат и разрешить проблему смысла жизни на индивидуальном уровне, наделив смыслом социальное действие. Религия, по Веберу, поддерживает межличностные и общественные отношения посредством аппеляции к сверхъестественному.

Сравнительный анализ экономического развития европейских государств привел Вебера к выводу, что существует большой разрыв между теми странами, в которых преобладающее большинство населения составляют католики, и теми, где в 16-17 вв. церковь была реформирована в духе протестантизма. Объяснение этого феномена, по его мнению кроется в особой трудовой этике, сформировавшейся в период Реформации под влиянием учений о призвании Лютера и предопределения Кальвина. Рационализация производственного процесса, в основу которого было положено давнее стремление человека к обогащению и прибыли, и новая для европейского сознания протестантская концепция мирского аскетизма приводят к невиданному ранее прогрессу в области средств производства и появлению иного типа капитализма – промышленного. Обнаруженная Веером связь между религиозным сознанием и хозяйственной деятельностью человека позволила ему сделать вывод, что протестантизм был одной из необходимых предпосылок для современного капитализма. Предложенный Вебером подход значительно расширял взгляд исследователей на религиозный феномен. Он позволял рассматривать религию не только как фактор социальной динамики. Веберская парадигма в социологии религии оказалась чрезвычайно плодотворной. (ХХв. – Трельч, Зомбарт, Брентано, Торнер, Белла).

                  Свой взгляд на проблему соотношения религиозной и общественной жизни предложил другой немецкий социолог – Георг Зиммель («Религия. Социально-политический этюд», «К социологии религии», «Религиозный элемент в отношениях между людьми», «Личность Бога» и др.). ключевым в социологии религии Зиммеля являются слова «отношение», «связь», «взаимосвязь». Жизнь общества состоит из взаимосвязей составляющих его элементов, часть которых воплощается в виде устойчивых образований – учреждений и законов. Обычай, право, нравственные убеждения – это различные способы связи социальных элементов, содержанием которых являются одни и те же заповеди, существующие у различных народов. К этим формам, посредством которых людское общество создает для себя гармонию правильного поведения индивидуума, принадлежит, по Зиммелю, и религия. По мнению Зиммеля, религия становится формой социальных связей благодаря удивительному сходству, аналогии, существующей между отношением индивида к божеству и к социальной общности. Решающую роль здесь играте чувство зависимости: индивидуум чувствует себя привязанным к всеобщему, к высшему, к тому из чего он возникает и куда уходит, с чем тождественен и от чего отличается. Изменчивые отношения между человеком и Богом повторяют типы отношений, существующих между индивидуумом и общественной группой. В обществе также существует подчинение личности могущественной верховной власти, которая предоставляет ему определенную меру свободы; также может иметь место как приятие человека общественной группой, так и его полное неприятие и т.п. Таким образом, Зиммель обнаруживает параллели в религиозной и общественной формах существования людей. Какие социальные отношения обладают религиозной окраской? Отношения ребенка к родителям, патриота к Родине, подданного к государю. У этих столь разных по содержанию отношений есть объединяющее начало – религиозный тон, выражающийся в напряженности чувства, настроенности на категории высокого ранга. Чувства, возникающие на подобной почве, квалифицируются как религиозные, т.е. отличные от тех, которые основываются на человеческом эгоизме. И религиозного чувсва врастают религиозные отношения, формирующиеся однако, на эмперическом социальном материале. Религиозные отношения по мнению Зиммеля, есть и не что иное, как отражение в фантастических формах предшествующих им по времени возникновения социальных отношений. В отношениях людей друг к другу развиваются чувства, которые психологически усиливаются до абсолюта. В то же время присутствует и обратное взаимодействие. Представления о божествах могут влиять на структуру социальной группы. Таким образом, дл яЗиммеля религия оказывается важнейшим фактором социального взаимодействия. С одной стороны, общественные формы являются источником жизни религиозной, с другой развитые религиозные интересы облекаются в социологические формы.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!