Свободомыслие Возрождения роль науки в развитии свободомыслия



Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения было обусловлено как социальными сдвигами,

так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего экспериментальный характер. В этот период (XIV — XVI вв.) расширяется сфера свободных ремесел, в которой действует самая активная часть земледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния и обосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промышленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее потребность общества в массовом фиксированном знании. Именно в этот
период совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходит открытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии, физике, астрономии.

Н. Коперник (1473 — 1545) в книге «Об обращении небесных кругов» математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Это учение противоречило геоцентрической системе, с помощью которой
обосновывались библейские представления о происхождении мира и человека, а также учение об искуплении. Почти через столетие естественнонаучные открытия Галилео Галилея (1564—1642) подтвердили правильность учения Коперника о том, что между мирами земным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем же
законам природы, которые познаются математическим и экспериментальным путем.

Антиклерикализм        Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами— папской иерархией, монашеством, обрядами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. Опубликовал историко-филологическое сочинение «Рассуждение о подложности Дарственной грамоты Константина». Л. Валла доказывал, что так называемый Константинов дар — грамота, якобы подписанная императором Константином в целях передачи власти в Римской империи папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: «Я дерзаю выступать
против верховного первосвященника», «я предъявляю им (папам — 3. Т.) тяжкое обвинение». П. Браччолини (1380 — 1459) и Л. Бруни написали сочинения с одинаковым названием «Против лицемеров», где
рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи — люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесчестны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. — таковы оценки Браччолини. Дж. Бруно (1554—1600) выступил не только против духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества,
против экономического господства католической церкви. Покушение на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвиненный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.

 В эпоху Возрождения подверглась критике прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматическую систему. Авторитет в течение нескольких веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был подвергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый план другого мыслителя древности — Платона. В XV в. в Риме была основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против
папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо традиционной религии установить философски осмысленное язычество.

Эразм Роттердамский (1469 — 1536), знаменитый немецкий гуманист, известный как критик католической схоластики, считал учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его (Христа) исповедует. В сочинении «Жалоба мира» Эразм утверждает: «Ни.одна из религии не согласна с другими религиями», «...каждый человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то же религиозное братство не раздирается раздорами?»18.

Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бессмертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям,
Дж. Ванини (1585—1619), сожженный церковью, доказывал положение о смертности души: люди и животные схожи в своих
восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых, но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ, чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате «О бессмертии души» П. Помпонацци (1462 — 1525) выставил возражения против обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утверждает: признание смертности души не означает пренебрежения нраственностью.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!