Религиозный (либерально-религиозный) гуманизм (англ. Religious humanism)
Сторонники либерально-религиозного гуманизма отрицают существование сверхъестественного и загробной жизни, рассматривая свои воззрения как выражение «искренней устремлённости и духовного опыта», вдохновляющего на следование «высшим нравственным идеалам». По сути дела, ими предлагается заменить религию общечеловеческой этикой, свободной от каких бы то ни было теологических, политических и идеологических санкций.
У истоков современного религиозного гуманизма (с середины 1910-х гг.) стоял ряд священников американской унитарианской церкви. Ключевыми фигурами здесь стали преподобные Мэри Сэффорд (Mary Safford) и Куртис В. Ризе (Curtis W. Reese) из унитарианской церкви в г. Де-Мойн (штат Айова), а также преподобный Джон Х. Дитрих (John H. Dietrich) из унитарианской церкви в Миннеаполисе (штат Миннесота), которые сочли возможным начать кампанию по демократизации религиозных институтов под знаменем религиозного гуманизма.
Гуманистический, или демократический взгляд на миропорядок состоит в том, что этот мир — мир человека, и именно от человека во многом зависит, на что он будет похож… Революция в области религии, состоящая в переходе от теократии к гуманизму, от автократии к демократии, вызревала в течение долгого времени… Демократическая религия принимает форму „посюсторонности“… Согласно демократической религии, главная цель человека состоит в том, чтобы содействовать человеческому благополучию здесь и теперь».
|
|
Гуманизм таким образом определялся как некое религиозное движение, призванное превзойти и заменить прежние религии, базирующиеся на якобы сверхъестественных откровениях. В Манифесте предлагалась новая система веры, основанная на 15 тезисах. В частности:
утверждалась идея несотворённости Вселенной, признавалась фактом гипотеза эволюции природного и социального миров без сверхъестественного вмешательства извне, признавалась версия о социальных корнях религии и культуры, отвергался традиционный дуализм души и тела, взамен которого предлагалась органическая точка зрения на жизнь; утверждалось, что новая религия должна формулировать свои надежды и цели в свете научного духа и научной методологии; отвергалось традиционное различие между священным и мирским, ибо ничто человеческое религии не чуждо.
Вневероисповедная религиозность.
Безрелгиозное христианство Бонхефффера.
Бонхёффер полагает, что некий сокровенный смысл библейских понятий может быть донесен до современного человека, если их интерпретировать нерелигиозно. Религиозная интерпретация теологических понятий включает, по Бонхёфферу, два основных момента: с одной стороны метафизическое, с другой индивидуалистическое их истолкование (см. там же). Обе эти стороны традиционного христианства подвергаются Бонхёффером острой критике. Метафизическое истолкование неприемлемо для Бонхёффера, поскольку оно предполагает противопоставление бога как трансцендентной, потусторонней сущности реальному миру и человеку. Он выступает и против индивидуалистического истолкования христианства, против сведения его к учению о спасении отдельного индивида в потустороннем мире после смерти.
|
|
Бонхёффер убежден, что его критика направлена не на уничтожение христианства, а лишь на освобождение его от исторически преходящих и изживших себя в современную эпоху отдельных сторон и элементов. Он стремится доказать, что подлинное христианство не только не страдает от такой критики, но, напротив, наиболее глубоко, наиболее полно выявляет свое содержание, свою сущность.
Сущность христианского вероучения Бонхёффер видит в евангельском учении о любви к ближнему. Наше отношение к богу не является религиозным, пишет Бонхёффер, не выступает как отношение к мыслимому наивысшему, наимогущественнейшему, наилучшему существу; наше отношение к богу есть новая жизнь в бытии для другого... Не бесконечные, недостижимые задачи, а постоянно достижимый ближний наш выступает как трансцендентное. Быть христианином, по мнению Бонхёффера, означает, во-первых, молиться и, во-вторых, делать справедливое для людей.
|
|
Для Бонхёффера христианство проявляется не в словах (время благочестивых слов прошло, утверждает он), а в делах, в поступках, в отношении к другим людям.
Для Бонхёффера суть христианства состоит не в признании бога, не в вере в него как в творца мира, а в реализации принципов христианской этики в поведении человека. Поэтому он приходит к парадоксальному выводу, что неверующий человек может быть большим христианином, чем верующий. Совершеннолетний мир, пишет он, является более безбожным (gottloser), чем несовершеннолетний, и поэтому он, быть может, как раз ближе к богу, чем последний.
66. Понятие светское государство. Отношение светского гос-ва к рел. Конфессиям
Отношения между государством и религиозными объединениями могут строиться по разным моделям в рамках конфессионального, светского - более современного типа государства, или особенного, редко встречающегося – атеистического.
Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
|
|
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками. Объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо Статья 4 п. 7 ФЗ "О Свободе совести и о религиозных объединениях" в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.
В настоящее время все страны европейской культурной традиции, Россия, ряд стран Юго-Восточной Азии являются светскими. Большинство мусульманских стран не в полной мере отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и ряд стран СНГ. Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.
Принцип отделения религии и церкви от государства несколько шире, чем нормы ст. 4 Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях*, чтобы соответствовать нормам закона, быть светским, государство ДОЛЖНО:
- отказаться от установления обязательной вероисповедной принадлежности своих граждан и контроля за их убеждениями относительно религии,
- принимать и защищать любой религиозный или внерелигиозный мировоззренческий выбор человека и защищать индивидуальные и коллективные права в этой сфере;
- обеспечивать правовое равенство граждан и их объединений, созданных или действующих по признаку отношения к религии;
- в концептуальных основах внутренней и внешней политики не руководствоваться религиозно-теологическими подходами и учениями;
- не соединять церковное и светское право, оставляя церковное в качестве добровольного регулятора отношений внутри религиозных объединений, поскольку оно не противоречит светскому (государственному) законодательству.
«конфессиональное государство»
Конфессиональное государство характеризуется обязательностью для подданных вероисповедной принадлежности, ранжированностью отношения государства к религиям и их последователям, недопустимостью критического отношения к государственной религии и церкви, религиозного освящения государственной власти, нераздельности государства и церкви. Государственная церковь обеспечивала объяснение обязанностей и прав подданных, которые были необходимы для выполнения государственной властью своих функций, государство путем насилия устанавливало приоритет клерикального воспитания государствообразующего народа и недопустимость выхода представителей этого народа из-под влияния государственной церкви. Остальные религии в той или иной степени терпелись или преследовались.
До 17 века конфессиональный тип абсолютно доминировал, и появление второго типа государства, светского – факт новой истории. В России конфессиональное государство продержалось до начала 20 века - когда эта жесткая конструкция не выдержала напряжений новой эпохи и взорвалась в форме революции и гражданской войны, не успев сформировать основ светского государства. Но матрица общественных отношений сохранилась и воспроизвелась в новой форме. Складывавшееся после взрыва государство превратилось в советское, атеистическое, в котором сакральная и легитимизирующая роль религии была заменена такой же ролью коммунистической идеологии, охватывающей все общество без различия национальных и культурных особенностей. Религия как конкурирующая идеология и оплот старого менталитета всячески унижалась, преследовалась, уничтожалась.
«Государственная религия»
Государственная религия - конституционно-правовой институт, означающий, что определенная церковь признается частью официальной организации государства. При этом государство:
-1- финансирует церковь;
-2- участвует в назначении священников;
-3- утверждает акты, регулирующие внутреннюю деятельность церкви;
-4- признает за церковью право осуществлять негосударственные функции.
Государства, в которых существует официальная религия
Католицизм (Аргентина, Ватикан ,Доминиканская Республика, Коста-Рика, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сальвадор, Сан-Марино, Некоторые кантоны Швейцарии)
Лютеранство (Дания, Исландия, Норвегия)
Православие (Кипр, Греция, Финляндия, Молдавия )
Иудаизм (в Израиле иудаизм технически не является государственной религией, однако:
Религия не отделена от государства; главный религиозный орган - Раббанут и институты обучения религии (ешивы) непосредственно поддерживаются Министерством по делам религии; в ведение этого министерства также входят местные религиозные советы и религиозные суды - решения последних осуществляются исполнительной властью)
Ислам (СуннитыАлжир , Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бруней, Египет, Индонезия, Иордания, Йемен, Катар, Коморские острова, Ливия, Мавритания, Мальдивы, Марокко,
Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, Тунис)
Шииты (Ирак, Иран)
Ибадиты(Оман)
Буддизм (Бутан, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Южная Корея)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!