Причины этнорелигиозных конфликтов
В основе любого этнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которых можно выделить главные и второстепенные. Наиболее часто в качестве главных причин выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.
На протяжении последних 20 - 25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм. Экстремизм в любых формах и его проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, все в большем количестве унося жизни ни в чем не повинных людей.
Наибольшую озабоченность в мире сегодня вызывает исламский экстремизм, представленный почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:
- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии (подобно созданной в Египте в 20-х годах ассоциации "Братья-мусульмане");
- проиранские организации (преимущественно шиитские), выступающие с позиций исламской революции (например, "Хезболлах", "Аль-Джихад аль-ислами");
|
|
- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского толка.
Политические программы многих из них созвучны идеям ассоциации "Братья-мусульмане": создание исламского государства через три основные стадии: ведение в массах скрытой пропагандистской работы (ознакомление); отбор наиболее преданных сторонников, готовых к участию в священной войне - джихаде (структурализация); джихад "без уступок и снисхождения" (реализация).
Большинство исламских экстремистских организаций имеет транснациональный характер. Так, самая воинственная часть "Хамас" находится в Сирии и Ливане, его руководство - в Иордании, а оттуда нити ведут в Тегеран. Экстремисты переплетены связями с разного рода "фондами", благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса.
Исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя чаще всего главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать других на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии, отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты.
|
|
Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы: возврат в прошлое, к исламской мечте "золотого века", к традиционализму и застою, к господству шариата. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, "цивилизацию христиан", "неверных", т.е. внешнего врага. В целом исламский экстремизм угрожает сегодня по крайней мере 15 странам и несет ответственность за более 80% террористических актов в мире.
Пути разрешения этнорелигиозного конфликта-
-формирования толерантного сознания в гражданском обществе;
- методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и СМИ;
- методов гибкой адаптации коммуникационных и поведенческих технологий изменения экстремистских установок в массовом сознании.
Пропаганды и контрпропаганды включающее:
- разработку и реализацию в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах;
|
|
- создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;
- подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе.
Образовательно-методическое, включающее:
- создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей;
- разработку и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе работников органов правопорядка, других министерств и ведомств.
Нормативно-методическое и организационное, включающее:
- разработку документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач в СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры;
|
|
- подготовку нормативных и законодательных актов, содействующих внедрению толерантного поведения в социальную практику, обеспечивающих действенную возможность борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, развитие форм и механизмов помощи жертвам национального экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.
В ряде регионов России были приняты законы, направленные против религиозного экстремизма.
Новая модель государственно-правового регулирования этноконфессиональных конфликтов в постсоветской России находится в стадии формирования, предусматривающей, кроме имеющейся законодательной базы, разработку Концепции государственно-конфессиональных отношений, а также проведение обязательной государственно-правовой религиоведческой экспертизы в ходе процедуры регистрации религиозных объединений в соответствии с их четырьмя основными типами (традиционные российский конфессии; конфессии, связанные с этнонациональной самоидентификацией; конфессии, имеющие длительный исторический опыт деятельности; новые религиозные течения).
Юридический механизм урегулирования и разрешения этноконфессиональных конфликтов имеет двухуровневую структуру, включающую в свой состав:
а) правовой медиаторинг этноконфессиональной напряженности на основе политико-правовых принципов государственно-религиозных отношений (отделение религиозных организаций от государства, равенство граждан любых вероисповеданий перед законом, гарантированность свободы совести и вероисповедания каждому человеку, светский характер современной российской государственности и т.д.);
б) политико-правовые технологии управления конфликтогенной этноконфесииональной ситуацией апробированные на региональном уровне строительства взаимоотношений между религиозными объединениями, государственными и муниципальными органами власти.
70. эзотерическое и экзотерическое в религии
Эзотеризмимеет глубокие исторические корни. На Западе и Востоке он проявляется по-разному, однако есть основания говорить об эзотеризме вообще, так как его проявления, как правило, обладают сходными характеристиками. Истоки эзотеризмасвязаны с религиозными практиками т.н. “примитивных” обществ: магия, шаманизм и пр. Сюда же включены мифологии и мистерии цивилизаций Древнего мира: Вавилона, Египта, Индии и Китая, Греции и Рима. Другим источником, имеющим право называться “учением” в полном смысле слова, является определенная часть религиозной философии Востока и Запада (гностицизм, герметизм, пифагореизм, стоицизм, неоплатонизм и др.). В особом ряду стоят религиозно-мистические учения, оформившееся в XIX-XX вв. (масонство, теософия, антропософия, традиционализм и др.).
Близкий к современному вид “таинственного” (эзотерического) учения появился уже в начале нашей эры. Существенной причиной возникновения “тайного знания”, было, как предполагает наука, взаимодействие и смешение различных культурных и религиозных традиций народов в Римской империи (синкретизация). В начале первого тысячелетия возникает герметизм, вобравший в себя элементы гностицизма, египетскую магию, частично греческую мифологию и философию, библейские сказания и пр. Статус герметизма в общественной мысли Европы вплоть до XVII века был очень высок и претендовал на роль высшего сакрального знания. (Швейцарскому ученому Исааку де Казабону удалось доказать, что, судя по особенностям языка, автор большинства книг “Герметического корпуса” жил не ранее I в. н.э. и не мог быть современником Моисея, как считалось ранее).
В Средние века на европейскую философию большое влияние оказывала мусульманская и еврейская литература, в том числе научная и эзотерическая. Многие трактаты мусульманских мистиков, астрологов и алхимиков были известны не только в узком кругу интеллектуалов, но и пользовались широкой популярностью. (Авторство многих из них приписывалось Аристотелю и Платону). Не менее популярными в философии и в массовом сознании были каббалистические течения. На этой почве, а также вследствие развития собственно европейской науки в эпоху Возрождения, возникла масса эзотерических учений и трудов. В средневековой городской среде получает распространение термин “оккультизм”. Он включает в себя традиционный набор “тайных наук”: астрология, алхимия, магия, теософия. Церковь и государство довольно долго не выражали однозначного отношения к этим “наукам”, и костры инквизиции загорелись, когда оккультизм стал неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. Длительную эволюцию претерпела астрология. Выделялось два основных этапа этого процесса: астротеология и астромифология. Первый этап подразумевал поклонение небесным богам. Второй включал в себя огромный период, когда влияние звёзд на человека обосновывалось в рамках того или иного учения о космосе. Принципиально важно было различать веру в то, что звёзды делают судьбу человека, и веру в то, что звёзды сообщают своим положением, какова будет его судьба. Критика астрологии имеет длительную историю. Еще античные философы задавались вопросом, почему люди с разными гороскопами могут утонуть на одном корабле; или: если вор украл под влиянием звёзд, то виновен ли он? Нередко астрология выполняла в системе эзотеризма роль космологии, т.е. общего учения о природе. Изучение тайн земли было приоритетом алхимии. В основе этого учения лежит идея Первоматерии, которая, будучи ближе всего к источнику бытия, обладает совершенными свойствами: всё делает прекрасным и цельным, то есть исцеляет от всех болезней человека, металл же превращает в золото (истинное, здоровое состояние металла) и т.д. Алхимические процессы нередко толковались символически, как духовное преображение человеческой личности. (Обе эти трактовки безболезненно сосуществовали в сознании одного и того же человека). Одним из древнейших и наиболее распространенных способов воздействия человека на окружающий мир была магия. В классификации Корнелия Агриппы фон Неттесхеймского она является обобщающим понятием для всех видов оккультизма, а также вбирала в себя доминирующее в то время христианское богословие.
В Новое время одной из наиболее распространенных и популярных форм эзотеризма стал спиритизм, имевший своими истоками древнейшие практики общения с духами и шаманизм. В явной или в скрытой форме, он присутствует во всех формах эзотеризма, в том числе и в основной теоретической базе современного эзотеризма – теософии. Источниками современной теософии можно назвать отдельные традиции толкования индийских Вед, а также философию неоплатонизма. Этапным событием оказавшим решающее значение на ход современного эзотерического процесса стало опубликование во втор. пол. XIX фундаментального труда Е.П. Блаватской «Тайная доктрина». В основу масштабного синкретического учения были положены фактически все известные на то время религиозно-мистические и философские учения. Однако «дух учения», главным образом составила ведическая традиция. Благодаря ей неотъемлемой чертой теософии стала вера в неизбежное поступательное «вызревание» человеческого сознания на основе переселения душ. Приход рационалистического мышления нанёс оккультизму ощутимый урон. Переворот в представлениях о планетах, звёздах, физико-химической структуре материи и её законах, биологии, географии, как казалось, не оставлял места тайне. (Например, все астрологические подсчеты становятся бессмысленны, если Земля не будет помещена в центр мира, как то утверждает астрология халдеев, Птолемея и Роджера Бэкона). Вместо астрологов ход болезней и погоду стали предсказывать медицина и метеорология.
Однако, к концу ХХ века стало ясно, что в космосе и внутри самого человеке, не всё так просто и схематично как это казалось ранее. В особенности это касалось «странных открытий в физике» (квантовая механика) и страшных открытий истории (мировые войны). Трезвый разум Просвещения не дал счастья человечеству, и оно в середине ХХ века тотально обращается не только к традиционным религиозным формам Востока и Запада, но и к полузабытым формам рационального и иррационального познания. Его все чаще интересует не “светлое будущее”, а покрытое мраком прошлое: бессознательное раннего детства, “прошлые жизни”, забытые религии, сакральная медицина и т.п. В “глубинной” психологии К.Г. Юнга предлагается своеобразная трактовка эзотерической символики магии и алхимии. Он считает, что эти виды рациональности непосредственно связаны с базовыми архетипами сознания человечества, присущи каждому и передаются генетически. Кроме того, углубление внутрь себя часто приносит душевное сближение с собратьями по внутреннему кругу, что также лечит раны отчуждения от общества, природы и самого себя. На многие проблемы современная наука пока отвечает неоднозначно, что свидетельствует о необходимости глубоких и объективных исследований одной из наиболее «интимных» - сфер религиозно-мистической жизни человечества.
(лекции)
Термин «Эзотерическое» появился в н. 20 века
Концепции:
1) научный романтизм Гете, размышления о протофеномене, знание, которое дано избранным;
2) «Концепция неявного знания» М. Полани (интуитивное знание)
3) Интуитивизм А. Пуанкаре, попытка объяснить знание из предчувствования
4) Фейерабенд «Методологический анархизм»
Эзотерическое появляется тогда, когда признают существование неких субстанций; которые нельзя подвести под понятие «духовное» (внутренняя сущность явлений)
Экзотерическое – внешняя сущность явлений.
Существует 2 реальности:( понятие реальности)
1. Идеальная реальность
2. Обязательное изменение себя и Космоса.
Отсюда, 2 характерные цели:
1. Познавательная (познание фактов, лежащих за пределами обычного опыта)
2. Супер-цель (цель власти, управление процессами внешнего мира)
Особенности:отсутствует периодичность; основано на герметизме; знание статично.
Мистика – тайное, но доступное не только посвященным, но и большому кругу людей (Р. Штайнер)
Спиритизм – существование сверхъестественного мира (американский, европейский)
Спиритуализм – (душа, дух) рассматривает дух в качестве основы действительности. (Бергсон) Введен в оборот в н. 19 в. Возможность работы с первоосновой.
Оккультизм- общее название учений, которые признают существование сил, скрытых в человеке и космосе, но возможные для изучения.
Научный оккультизм – объединяет в себе характеристики спиритизма и оккультизма. В 1870 –время появления диалектического общества. Туда входили эксперты, которые исследовали спиритизм экспериментальным путем. ( пример Менделеев.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!