Главные этапы формирования оккультизма



12 в. – первый свод учений Каббалы (Раби Авраам Бен Давид)

13 в. – А. Великий – учитель оккультизма

14.в – Р. Лулий « Великое искусство» магия и алхимия

15в. – Граф Пике Миранделла (Мир видимы и мир невидимый – едины! (Каббала))

16 в. – Корнелиус фон Неттесхайн 3т. «Оккультная философия»

Агриппа -основатель современного оккультизма.

16-17в. – изобретение микроскопа и телескопа ( упадок оккультизма)

17-18 в.- возрождение оккультизма ( масоны и розенкрейцеры)

19 в. – врачи проявляют внимание к оккультным учениям Ф. А. Месмер ( 1733-1815), швейцарский врач, гипнотизер, основатель учения о «животном магнетизме»

1768г. – он написал диссертацию « О влиянии планет на людей» ( магнитные бури)

Е.П. Блаватская использует его эксперименты

20в. – мировой экономический кризис

Научный эзотеризм

Антропософия А. Штайнера

- воспринимается на веру

- основано на Жанре суггестии (норативная суггестия –метод, который опирается на легенды, предания.)

- Слово обладает мистической силой (проговаривание через себя определенной мистической формулы, введение себя в транс).

 

 

Система инициации

Обряд посвящения для .. бога Гермеса, Тотта, Меркурия )

3 функции

1. посвящение

2. неофит

3. посвященный мастер

Ступени

1 Беломагическое посвящение ( уничижение себя)

2. Черномагическое посвящение ( возвышение себя)

1 стадия : испытать неофита (1+4)

2 стадия : Астральных испытаний страсть, совесть, страх

Страсть: противостояние соблазну; не использовать победу , одежанную собственными деяниями.

Совесть: сохранить тайну

3 стадия: нейтрализация бинеров

Посвятительная система : дух-материя, добро-зло, жизнь-смерть, эссенция-субстанция, справедливость – насилие. Неофит должен отказаться от того, что он знал раньше.

1. Этическая (нравственное совершенствование, изменение характера)

- освобождение чувственности

-гнева

- тщеславия

- жадности

- зависти

 - способности противостоять внешнему влиянию

2. Техническая (достижение совершенства)

Осознание единства со всем Абсолютом.

2. Личное Я, с мировым Я ( на голове повязка 7 головой змеи)

Иерофант ( повязка с 1 головой змеи) – становится разумным, волевым, освобождение от господства чувства.

 Испытания : смертью, огнем и мечом.

 Современное посвящение:

1. Физическое упражнение с большой сосредоточенностью

2. «тренировка души» (иллюзии) , Вызывание различных эмоций и переживание их

3. Упражнения , связанные с технической концентрацией ( интеллектуальное, эмоциональной, духовное). Это умение приобретается путем « молчание-разговор» и т.д.

 

Д.В. Пивоваров

Эзотеризм. Сакральное соположено с тайной, таинственностью, невыразимостью и секретностью. В этом аспекте оно раскрывается понятием эзотеризма, определяемом как нечто тайное, известное только особо посвященным, скрытое, неясное, запутанное. В философии античной Греции эзотерическим называли учение, которое передается из уст учителя в уста избранных учеников. Например, пифагорейские истины, дошедшие через Платона до александрийских неопифагорейцев, имели своей целью пронизать дух и душу ученика нерационализируемой мудростью.

Эзотеризм противоположен экзотеризму профанному, постороннему, открытому непосвященному, общепонятному и общедоступному), то есть знанию, доступному всем и имеющему публичный статус. В любом более или менее глубоком учении существуют взаимодополняющие друг друга моменты эзотеризма и экзотеризма подобно тому как дополняют друг друга дух и буква учения, сущность и явление, ядро и скорлупа ореха. Древнегреческим философским учениям предшествовали религиозные мистерии, тайные действа; так, мисты клялись не разглашать того, что им было открыто во время элевсинских мистерий.

Эзотеризм объективно обусловлен тем, что никакая объективная сущность не может быть до конца выявлена и исчерпывающе выражена в формах образного познания; непостижимые и невыразимые аспекты сущности в лучшем случае категоризуются особыми символами. Секретная сторона бытия частично постигается мистическим вживанием в эти символы (например, в имена). Эзотеризм связан, во-первых, с запретами на разглашение секретов ремесла, науки, искусства, религии, мистической философии, а во-вторых, с запретами на обучение посторонних устной или письменной символике тайной доктрины.

Низший уровеньэзотеризма тайна, воспринимаемая в молчании. Средний уровень то, о чем запрещено говорить. Высший уровень то, о чем трудно говорить из-за объективной невыразимости самых глубоких истин.

В любом религиозном учении есть эзотерическая и экзотерическая стороны. Вместе с тем эзотеризм не обязательно носит религиозный характер. Эзотеризм сопряжен с постижением предельных сущностей бытия через такие способности духа, как вера, совесть и мистическое прозрение.

Магия- 1)принцип взаимодействия сущностей с законами природы и материалом. Можно сказать, что магия — набор приемов воздействия на окружающую среду с целью получения каких-либо результатов. 2) способ осуществления желаемых перемен в мире физических явлений. Процесс формирования и развития человеческой личности. Магию не следует путать с трюками иллюзиониста, с предрассудками или с оккультными ритуалами.

Астрология— наука, связующая воедино символические элементы, означающие планеты, созвездия, узлы и т.д., в некую формулу, описывающую исходные данные и качества живого Целого, в том числе человека, в ключе закона причинно-следственных связей. Гороскоп можно рассматривать как матрицу следствий кармических клише, наработанных в предыдущих воплощениях. Причина же того, что гороскоп сформировался тем или иным образом, зашифрована в его символах. Нетрадиционная астрология позволяет вскрывать эти причины, обусловленные отклонениями по Качествам, и показывает пути их исправления.

Алхимия– у средневековых мистиков: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи не существующего в природе, фантастического философского камня.

Теософия - (греч. theos - бог, sophia - мудрость) - Религия Мудрости или "Божественная Мудрость". Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика. (теософский словарь Е.И.Блаватской)

ГНОСТИЦИЗМ(греч. gnosis – знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм – противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом.

Гермети́зм— религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.

Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

71. понятие «мистическое учение»: характерные черты и классификация

 

Д.В. Пивоваров.

Мистицизм. Мистика (от греч. mystikos таинственный, закрытый), мистерия и мист понятия, описывающие доступ человека к самому сокровенному и святому. Мистицизм есть религиозно-философская концепция, обосновывающая возможность непосредственного знания трансцендентной реальности, когда душа человека прямо соприкасается с этой реальностью, пребывает в ней. Вместе с тем в мистической когнитивной ситуации отсутствует объект сознания, который можно каким-либо образом определить. Понятие мистического постижения бытия противоположно понятию освоения мира через образы (копии) эйдосы, идеи, идеалы, сенсорные восприятия, понятия, знаки, символы или модели. В более узком смысле под мистическим понимают опыт непосредственного общения с Богом, переживание в экстазе подлинной встречи человека с Абсолютом, религиозную практику единения с Полнотой Бытия.

Своими корнями мистицизм уходит в древние религии, и сегодня его суть по-разному толкуется в религиозных системах и в теологии. Пантеисты индуистского и буддийского толка говорят о мистическом как слиянии человека с безличным абсолютом, причем только по воле последнего. В системах теизма мистическое раскрывается как диалогическое общение верующего с личностным Богом (лицом к лицу), причем это общение обусловлено не только волеизъявлением Бога, но также свободой воли верующего. Практика мистицизма основана на разнообразных системах психотехники, упражнений и медитации (йога, гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах и символах, на повторениях сочетаний слов и т. п.).

Развитию мистицизма способствовали индуизм (веданта), даосизм, пифагореизм, платонизм, а в современной внеконфессиональной сфере теософия и антропософия. Сильны были мотивы мистицизма в раннем христианстве, гностицизме, манихействе, суфизме, каббале, исихазме. Иногда мистицизм становился формой протеста против церковной и социальной иерархии. Не следует путать мистическое с необычными явлениями (призраками, левитацией и т. д.), а также с любыми невнятными видениями и бормотаниями во время транса. Мистическое состояние достаточно редко, достигнуть его может далеко не каждый верующий. В XVI в. И. Лойола, основатель ордена иезуитов, разработал для монахов особую мистическую систему духовных упражнений: самоиспытаний, многодневных молчаний, тревоги, тоски и т. д.

Понятие мистерии обычно применяют в более узком и специфическом смысле тайного религиозного обряда. В таких обрядах участвовали мисты, то есть посвященные. В Египте были мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции элевсинские, орфические, самофракийские мистерии, в Риме мистерии Вакха, Аттиса и др. Под мистерией также понимается жанр средневекового религиозного театра в Западной Европе; мистерия представлялась на площадях городов, где религиозные сцены чередовались с вставными комедийно-бытовыми эпизодами, интермедиями.

Мистицизм одной стороной уходит в сердцевину религии, и в этом смысле мистицизм есть ядро религии. Однако второй стороной мистицизм, пишет П. Минин, имеет тенденцию стать к религии в оппозиционное отношение, образовать религию в религии(Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад, 1913. С. 10). А. Бергсон различал статичную религию церквей и динамичную религию мистиков; первая социальна и консервативна, вторая личная и обновляющаяся. К крайним формам мистики тяготеют немногие ищущие, остальные же верующие довольствуются подчинением догматическому учению и принудительному авторитету (см.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994).

 

Суфи́зм(предположительно от арабского «суф» (араб. صوف‎‎) — шерсть), суфий - носящий шерстяной плащ) — религиозное течение в исламе, возникшее в 8-9 вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Предположительно под этим термином объединяются различные мистические учения возникшие в мусульманской культурной среде с древних времен и по настоящее время. Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, тем самым суфизм имеет схожесть с мировоззрением дхармических религий.

"Соединение с божеством", по учению суфизма происходит в экстазе, до которого должны доводить себя верующие. Специальные телесные практики, в особенности - "суфийский зикр", способны поднять кундалини верующего и открыть у практикующего различные бодхи (сверх силы и мистические способности). В арабо - исламской терминологии "Суфий" — это влюбленный в Истину, тот, кто движется к Совершенству. Движение к некой абстрактной Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называют тарикатом (путем).

Для раннего суфизма характерен пантеизм с отдельными материалистическими элементами. Впоследствии под влиянием неоплатонизма, индийской философии и некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и крайний мистицизм.

Путь приближения к Аллаху представляет собой такие ступени сердца, как покаяние, самоотчет, страх, надежда, самоконтроль и нравственные качества: правдивость, искренность, терпеливость, которыми украшается мюрид в пути ощутимого познания Аллаха и достижения степени ихсана, которой нет предела. Под приближением к Аллаху не подразумевается предметная близость, так как Всевышний Велик от того, чтобы Его ограничивало время или место. По этому поводу Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал: «Твое приближение к Аллаху - твое приближение к Его познанию. Иначе не может быть, потому что Он не присоединим ни к чему, и к Нему ничто не присоединимо».

 

Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV—XV веков. Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама.

История исихазма

(от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность). Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в первом тысячелетии. Большая их часть представляла собой монашеские практики, как, скажем, у Симеона Нового Богослова, византийского богослова X века. Но именно теоретиком исихазма стал св. Григорий Палама, живший в XIV веке. Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В 1341 году учение Паламы было признано официальной доктриной православия. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.)

В современной России наблюдается рост интереса к исихазму. На Западе он считается одним из различий между православием и католицизмом. Внешне сходное течение квиетизма было признано еретическим в XVII веке.

Сущность исихазма

Кратко говоря, исихазм — это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Св. Иоанн Синаит в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Ключевой цитатой из Священного Писания является «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк,17,21).

Согласно Новому Завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин, 1,18), но Палама и вслед за ним исихасты утверждают, что Его энергии пронзают сей мир, то есть исихасты зрят несотворённое и невещественное излучение Бога. Утилитарный смысл этих мистических практик трудно объясним. С бытовой точки зрения, считается, что это приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты же утверждают о способности общения с ангельскими материями. Известны истории о чудесных способностях исихастов; сами же они руководствуются библейским принципом «скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь — сдвинется». Большая часть этих историй связана с Афонским монашеством.

Практика умного делания

В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно. Вместе с тем они постятся, часто причащаются и, по возможности, занимаются благотворительностью. Бывает, и миряне-исихасты читают беззвучную молитву про себя и в ходе обыденной жизни.

Исихазм и эзотерика

Исихазм сравнивают с восточными эзотерическими практиками, например с медитацией, в случае с исихазмом контроль дыхания, расположение головы или поза тела также имеют важное значения. К сожаленю, существует мало работ описывающих такие "телесные" упражнения, так как опыт исихии неудобосказуем, как говорит Никифор Уединенный, чьи работы "Слово о трезвении и хранении сердца" и "Метод священной молитвы и внимания", приписываемая также Симеону Богослову, являются чуть ли не единственными в описании данной практики. Впрочем, как и в медитациях существует бесчисленные способы работы над собой. Как писал Симеон Новый Богослов, «самое главное не вдаться бесовскому наваждению и тщеславию, как делают многие, которым кажется будто они зрят в этом занятии райские картины».

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!