Особенности латинского обряда



1. добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры;

2. обязательный целибат священства;

3. крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;

4. совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);

5. употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;

6. крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных);

Таинства те же что и у православных. При этом миропомазание происходит во взрослом возрасте(у православных – при крещении)

Вопрос №28. Протестантизм: основные разновидности. Современное состояние протестантизма.

       К началу Реформации существовали определенные причины. Во-первых, культурно-исторические причины, а именно то, что Ренессанс со своими идеями гуманизма, правами человека, потому что Ренессанс имеет определенные черты, например, открытость ко всему, адогматизм, скептицизм, что не устраивало папскую власть. Во-вторых, религиозные причины, так как усилилось господство папских устоев, индульгенции, возникла потребность в переводах священных текстов, что привело к индивидуальному интерпретированию веры.                       Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 г. в г. Эйслебене в Тюрингии (Германия). Его родители, Ганс и Маргарита Лютер, переехавшие туда из Мёры, вскоре перебрались в Мансфельд, где Ганс Лютер работал горняком в шахтах по добыче меди. Он достаточно преуспел для того, чтобы накопить денег и приобрести себе в 1491 г. место в числе членов магистрата этого городка. Некоторые воспоминания Лютера о детстве отражают суровую набожность и строгую дисциплину, которые были обычны для того века. Его школьные годы кажутся ничем не примечательными: латинская школа в Мансфельде, год школы в Магдебурге и в Эйзенахе. Весной 1501 г. он поступил учиться в Эрфуртский университет — один из старейших и лучших университетов, существовавших тогда в Германии. Там он прославился умением говорить долго и серьезно (за что получил прозвище “Философ”) и игрой на лютне. Он прошел обычный курс обучения и окончил университет в 1502 г. со степенью бакалавра. Степень магистра он получил в 1505 г., заняв второе место из числа 17 кандидатов. В том возрасте, когда это удается лишь немногим студентам, он уже успел оправдать надежды отца и матери. Подобно многим другим родителям в то время, Ганс Людер мечтал о том, что его сын станет юристом, и с радостью платил немалые деньги за дорогие учебники, когда Мартин по его желанию начал изучать юриспруденцию. Но он был очень огорчен, узнав, что его сын, не посоветовавшись с родителями, решил стать монахом и нашел себе приют в августинском монастыре в Эрфурте. Монастырь в Эрфурте был известен своим строгим, внимательным к поведению монахов уставом. Через два года после поступления в монастырь, в апреле 1507 г., он был посвящен в сан священника, а в начале мая того же года отслужил свою первую мессу. В 1508 г. Лютер поступил преподавателем в Виттенбергский университет.                                              Тем временем собственные религиозные и теологические искания Лютера становились всё более напряженными, и он вступил на путь достижения евангельского совершенства. У входа в мир мыслей Св. Павла Лютер остановился — дорогу преграждали слова, осознание которых потребовало от Лютера напряжения всех его умственных и душевных сил. Это была концепция “правосудия Божьего”. Понимание вопроса было затруднено еще и тем, что в Послании Апостола Павла к Римлянам 1:17 утверждается: правда Божья открывается в благовествовании. Отсюда Лютер заключил, что божественные требования простираются за пределы внешнего послушания Закону, открытому в заповедях, — к чистоте сердца, к внутренним мотивам и стремлениям, к тому, чтобы сама благодать становилась потребностью, и потребностью настоятельной. Такой Бог мог бы быть пугающим, но не любящим, мог бы получать послушание от принуждения, но никогда — от счастливой непосредственности, которую Лютер ощущал как самую сущность христианского послушания. Просветление явилось ему в конце концов лишь тогда, когда он в молитвах и размышлениях обдумывал текст, проверяя взаимосвязь слов: «Наконец я начал понимать правосудие Божье как оправдание, в котором оправданный живет через Божий дар — через веру. И я стал постигать: понятие о том, что посредством Евангелия открывается справедливость Божья, — это пассивное понятие. Милосердный Бог делает нас праведными через веру, как написано: “Праведный верою жить будет”. При этом я почувствовал себя заново родившимся, как бы самостоятельно вошедшим в рай через его распахнутые врата».                                                                                    История Реформации начинается с борьбы против индульгенций. Индульгенции представляли собой замену части светских (мирских) наказаний, положенных за грех, деньгами, а также формальной процедурой духовного покаяния, которое требовало пожертвований в пользу церкви от кающегося грешника, чтобы он мог получить отпущение грехов. Индульгенции были наделены такой властью, и действие их осуществлялось через аккредитованных агентов. В конце концов существование индульгенций стало подразумевать, что Божье прощение может быть куплено или продано, или же что они действенны и для тех, кто не покаялся и не получил разрешения грехов. В течение средних веков, по мере роста папских финансовых затруднений, индульгенции входили в обращение всё чаще. Масштабы злоупотреблений оказались наиболее угрожающими именно в Германии, где слабая центральная власть была не в состоянии им помешать. Совершив паломничество в Рим, Лютер был смущен роскошью храмов и цинизмом некоторых священников. Обнаружив пропасть между церковным запугиванием неграмотных прихожан и библейской надеждой на спасение по вере в Божью любовь, Лютер не смог молчать. И 31 октября 1517 года, в канун Дня всех святых на двери Крепостной церкви в Виттенберге он вывесил список из 95 тезисов, написанных на латыни, которые предназначались для обсуждения в узком кругу духовенства. Среди прочего, они отражали и резко негативное отношение к торговле индульгенциями, строительству римской базилики Св. Петра: "Прежде всего, мы должны строить живые храмы, а не церковные здания, и уже в самую последнюю очередь - церковь Св. Петра, которую мы, немцы, не имеем возможности посещать. Изначально у Лютера не было желания раздувать обсуждение тезисов до размеров национального или международного скандала. Но тема оказалась настолько больной и насущной, что, благодаря студентам, которые перевели и распространили "Тезисы" в их обсуждение вскоре была втянута вся Германия. Смута вскоре достигла Рима. Прочтя текст "Тезисов", Лев Х, носивший тогда папский титул, как гласит предание, обронил: "Лютер - пьяный немец. Он изменит свое мнение, когда протрезвеет". Но буря не утихала, и, в конце концов, был обнародован папский указ, осуждающий Лютера, а его книги Рим сжег. Таким образом, протест Лютера был направлен против индульгенций, пап, чистилище, оставалось только слово Божье и только вера (solo fide). В январе 1521 г. папа выпустил буллу о формальном отлучении Лютера от церкви, хотя уже несколькими месяцами раньше папское осуждение было разослано во все концы Германии. Тем временем в Вормсе был созван имперский рейхстаг. На нем оказалось достаточно людей, выступавших как за, так и против Лютера. Но Фридрих Мудрый получил обещание, что Лютер не будет осужден до тех пор, пока его не выслушают, и что ему следует лично предстать перед рейхстагом. Вечером 17 апреля 1521 г. Лютер появился перед церковной знатью и светской аристократией. Там он увидел лицом к лицу императора Карла V, который показался ему холодным и враждебным. Груда трудов Лютера лежала перед ним, но ему был задан формальный вопрос, признает ли он их, и его юридический советник настоял, чтобы заглавия были прочитаны. Он дал этот ответ в крайне неуступчивых словах. Он сказал, что отрекся бы лишь в том случае, если бы его неправота была убедительно доказана на основании Писания. Иначе он не пойдет против своих убеждений, который сложились по установлениям слова Божьего. Несмотря на впечатляющий моральный триумф Лютера, его враги тоже использовали с выгодой момент, когда Рейхстаг принял Вормсский эдикт. Он запрещал труды Лютера, а его самого объявлял вне закона.                         В 1520 году Лютер написал три главных сочинения, в которых изложил программу реформ: Воззвание “К христианскому дворянству немецкой нации”. Лютер призывал правителей реформировать церковь. Это необходимо, так как сама церковь не может привести в порядок свой собственный дом. Правители должны взять на себя эту обязанность. Далее, будучи крещеными верующими, правители разделяют “священство” всех верующих. Лютер отвергал взгляд католицизма на духовенство как на отдельную касту священников. “Религиозные деятели” в церкви (духовенство и монахи) не имеют какого-либо особого статуса или достоинства, а просто выполняют свои функции. Если они не в силах исполнять их, то тогда другие могут занять эти места. “О вавилонском пленении церкви”. В этом труде Лютер рассматривает семь таинств католической церкви. Он сокращает список до двух таинств, установленных самим Иисусом Христом: крещения и евхаристии. Однако Лютер не просто сократил число таинств. Он резко выступил против католической доктрины и евхаристии, во время которой чаша не подавалась мирянам, а также против пресуществления и особенно против утверждения, что богослужение — это та жертва, которую мы приносим Богу. “О свободе христианина”. Лютер различал человека внутреннего и человека внешнего. Что касается внутреннего человека, он утверждал, что мы оправдываемся только верой. Только лишь по вере мы становимся праведными, а не по добрым делам. Вера дает нам обетования Божьи, соединяет нас с Иисусом Христом и поистине исполняет закон (в том смысле, что это прославляет Бога, как того требует первая из десяти заповедей). Добрые дела — это не средство, с помощью которого мы становимся праведными, а только лишь плод праведности, проявление во внешнем человеке праведности человека внутреннего. Дела праведности — все равно что плоды дерева. “Наша вера во Христа освобождает нас не от дел, но от ложного представления о делах, то есть от глупого предположения, что оправдание достигается делами”.Особенно известен Лютер своей доктриной об оправдании только по вере. Эта доктрина не фигурировала в девяноста пяти тезисах и не была первоначальной причиной реформ. Более того, только лишь спустя несколько лет после публикации девяноста пяти тезисов Лютер пришел к протестантской доктрине об оправдании по вере. В первые годы он придерживался точки зрения Августина, который учил оправданию по вере, но в определенном смысле. Когда грешник осознает неспособность исполнять закон Божий и понимает свою нужду в спасении, он с верою обращается к Богу. Затем Бог дает ему Духа Святого, Который исцеляет грешника и изливает ему в сердце любовь. Такое оправдание делает человека праведным, превращает его из человека эгоистичного в человека любящего. После оправдания, или изменения, верующий может исполнять закон Божий, руководствуясь своим сердцем, любовью. Лютер особенно выделял нужду в живой, личной вере и выступал против механистического отношения к таинствам, но не против значения слова “оправдание”. Через некоторое время, в начале 1520-х годов, Лютер пришел к пониманию, что термин Апостола Павла “оправдать” не означает “сделать праведным” или “превратить в доброго человека”, но означает “считать человека оправданным”, “видеть человека оправданным”. Оправдание говорит скорее о моем положении, чем о моем состоянии, о том, каким Бог видит меня, а не том, что Он делает во мне; это значит, что Бог принимает меня, а не изменяет меня. Вскоре Лютер понял, что, обнародовав свои тезисы, он положил начало движению, которое повлечет создание церкви нового типа. Какое-то время Лютер еще надеялся, что Папа и епископы признают его правоту и сами исправят недостатки в существующей церкви. Но со временем стало ясно, что этого не случится.                                                                        Ранний протестантизм: учение Лютера представляется следующим образом: иное представление о первородном грехе – после грехопадения человек пал необратимо, он лишается свободы и не способен творить добро и его спасение зависит только от бога, поэтому спастись можно только верой (solo fide), вера открывается словом Божьим – Библия единственный авторитет истинной веры, соответственно не нужны храмы и таинства, церковь – это не иерархия, а полнота царств священства, из таинств остаются лишь крещение и евхаристия, как соприсутствие Христа в дарах. В итоге Лютер установил простую для понимания церковь, с другой стороны он дал концепцию спасения, в которой вера спасает, а не дела.                                Жан Кальвин родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северовостоку от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами, — Амьена и Реймса. Сочинение Жана Кальвина “Наставление в христианской вере” считающегося высшим достижением теологии Реформации. Если Мартина Лютера протестантская мысль чтит как великого пророка Реформации, то Кальвина — как великого создателя системы протестантских идей. Его заслуга состоит прежде всего в строительстве подлинно евангельской церкви. Взяв за образец Новый Завет и древнюю церковь, Кальвин создал в Женеве организацию, которая стала нормативной для реформаторских церквей во всем мире. Он учредил четыре обязательных церковных служения: пасторов, докторов (учителей богословия), пресвитеров и диаконов (помощников). Пасторы вместе с учителями образуют «досточтимое собрание пастырей» для руководства катехизацией и обучением, а пасторы вместе со старейшинами – «консисторию» для надзора за нравами и поведением членов церкви. Старейшины вместе с диаконами занимаются материальными нуждами паствы. Исходным пунктом учения Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе: «Вся наша мудрость, складывается из двух основных вещей: познания бога и познания самих себя». По мнению Кальвина, это познание посеяно в каждом человеке. Однако этого недостаточно, не потому что Бог далек от человека, а потому, что человек далек от Бога. Поэтому естественная теология (познание бога на основе познания природы и истории) не обеспечивает истинного познания бога; такое знание мы получаем из божественного откровения, потому что библия не нуждается в обосновании. В учении о боге (учение о Троице; различение знания о боге как о Творце и знания о боге как об искупителе) учении об ангелах, дьяволе и человек Кальвин придерживается общей для протестантизма позиции, однако его отличает особое внимание к вопросу о предопределении и учение о «законе». В десяти заповедях выражена вечная воля бога это и есть его благодетельный дар. В своей теологии Кальвин развивает учение о двух природах Христа, т.е. взаимоотношении божественной и человеческой природ в богочеловеке. Кроме того Кальвин по-новому сформулировал учение о трояком служении Христа (пророческом, царском и священническом). В учении о спасении (сотериология) центральное место отводится Св. Духу. Служение Христа обеспечивает спасение человека только благодаря действию Св. Духа, только он побуждает к покаянию. Общий смысл его учения о предопределении совершенно ясен. То, что человек существо греховное и непослушное, не проклят и не отвергнут Величием бога, но может уповать на вечное спасение, только благодаря благодати и милосердной любви бога, которая открывается себя в Христе. Кроме того, Кальвин много внимания уделял учению о церкви. Сама по себе церковь не есть объект веры, но она – матерь всех верующих и она позволяет им собраться в единую христианскую общину. Таким образом, учение кальвинизма выглядит следующим образом, вера является предначертанным, изначальным даром по предопределению, церковная жизнь приобрела аскетический характер, в таинствах: крещение спасает от смертных грехов, но не от первородного, в евхаристии Христос соприсутствует в дарах, но лишь духовными силами.                                                                                                                  Церковь в Англии развивалась во многих отношениях независимо от Рима, благодаря своей отдаленности, а королевская гораздо сильнее и традиционнее, поэтому она стремилась утвердить свое влияние и ограничить влияние Рима в свои дела. Между тем в 1527 году Генрих VIII потребовал от папы Климента VII признать незаконным его брак с Екатериной Арагонской, отказ папы побудил короля к решительным действиям и усилил его стремление сделать церковь Англии независимой от Рима. В 1534 году король был объявлен главой церкви, которая провозглашалась независимой от папы. Вероучение: Священное Писание - единственный источник вероучения, а из таинств сохранили крещение, покаяние, евхаристию и священство. Для того, что сдержать реформационное движение Генрих VIII («Шесть статей», «Королевская книга») признал целибат духовенства и особые мессы «за здравие» и «за упокой». На основе подготовленного еще Кранмером (это архиепископ Кентерберийский, назначенный Генрих VIII в 1532) изложения вероучения был окончательно утвержден символ веры, состоящий из 39 статей. В этом документе утверждены все догматы, принятые первым вселенским собором (никейский 325 год), воспроизводится учение о спасающей силе церкви, о добрых делах, признаются лишь два таинства – крещение и причащение, отрицается вера в чистилище.                             Основные направления протестантизма 17-19 веков представлены квакерами, менонитами, методистами и адвентистами. Уже в 16 веке началось реформирование реформации, которое началось в общине Цвингли. (он был из Швейцарии, активно выступал против церковной деятельности, поста, индульгенций. Учение: устранение из церкви не нужных установлений, отказ от монастырей, изменил богослужение – осталось пение псалмов, отменил покаяние, установил новое понимание евхаристии – это символическое упоминание Христа). Часть анабаптистов (учение: крещение принятое в католичестве должно быть получено еще раз, поэтому разрешалось крещение во взрослом возрасте, жизнь по евангелию, если только осознано веришь, общины устраивались по типу ранних христианских общин, только община имеет право толковать Писание). В середине 16 века образовала общину менонитов. Эта конфессия, исторически близкая анабаптистам, получила в 1544 г. название по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 — 1559), который отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение меннонитов, изложенное в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры» (1632), провозглашает равенство всех членов
общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии меннониты расселились по многих странам, включая Россию. В мире в настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. Таким образом, их учение состоит из общего покаяния в грехах, сознательного крещения, евхаристии как духовного соприсутствия Христа, омовения ног, церковного отлучения за непосещение в течение 3 месяцев, отказ от клятв.                           Квакеры возникли в Англии в середине 17 века, основатель Джордж Фокс, он выступил против церкви Англии, недовольные квакеры отказались посещать государственную церковь и платить налоги на ее содержание, кроме того они потребовали свободы слова и собраний, признавали равенство мужчин и женщин. В 1650 году судья назвал последователей Фокса квакерами, т.е. «трепыхателями». Отличительная черта – убеждение, что бог пребывает в сердце каждого человека, эти отношения именуются «внутренним светом». Он проявляется и в аскетическом образе жизни. Считается, что глас Божий прямо обращается к душе, поскольку он принадлежит всем людям квакеры не признают особого достоинства церковных клириков и отказались от всех богослужебных обрядов. Небольшие группы квакеров еженедельно проводят молитвенные собрания, где все обычно молчат в пустой комнате, ожидая, когда заговорит «внутренний Христос». Квакеры не совершают таинств, они верят в духовное причастие, которое не требует наличия физических веществ, как хлеб и вино. Подобным образом квакеры верят в духовное крещение, посредством которого при рождении дарует членство в квакерской общине. У них нет символа веры, они руководствуются сборником «Вера и Практика» - своего рода уставом, в котром освещается должный порядок провеления собраний и т.д. Главным органом для обсуждения деловых проблем является ежемесячное собрание, в котором участвуют квакеры из различных собраний, в пределах одного региона. К концу 1990 в мире насчитывалось более 300 тыс. квакеров, примерно 100 тыс. проживают в США,       Кении – 100 тыс., Великобритании около 18 тыс. человек.                                                                                          В 18 веке от англиканства отделяются методисты. Его основателями были братья Уэсли — Джон (1703 — 1791) и Чарльз (1707—1788). Название возводят к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде «Святом клубе», и к новым методам проповеднической деятельности. Джон Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. Последователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм распространен во многих странах, особенно в США, Великобритании, Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России. Учение: истинная вера через миссионерство, соблюдают крещение, евхаристию.                                                                                                                                            В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма (Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Дж. Смит (1554 — 1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии, которое происходит от греч. baptizo — погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обращению. «Общие баптисты» испытали влияние голландского реформатора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. «Частные баптисты» строго следуют кальвинистскому учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобладающим. Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники) отделилось религиозное течение адвентистов (лат. adventus — пришествие). Проповедник У. Миллер (1782 — 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г., изложенные в обзоре докладов». Преемники Миллера старались более не называть точных сроков второго пришествия, ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в «святая святых» небесного храма и поэтому следует верить в близость его второго пришествия. Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Е. Уайт (1827—1915), провозгласившая «откровение» о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу». Адвентисты не считают душу бессмертной и учат, что умирает и воскресает вместе с телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек «записан» у Бога, который может его воскресить. Воскрешенные праведники получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, а потом на обновленной земле, тогда грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению.                                                        

Различия в современном протестантизме — это не столько расхождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями, сколько различия между тенденциями внутри одной и той же конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма: англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, методизм — испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследованной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.

 

29. Экуменические движения в христианстве

Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!