Вопрос № 25. Христианство: особенности вероучения и культа в период до Великого раскола.



Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. В центре христианства находитсяобраз богочеловека — Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Слово «Христос» — это не фамилия и не имя собственное, а как бы титул, звание, присвоенное человечеством Иисусу из Назарета. Христос переводится с греческого как «помазанник», «мессия», спаситель. Этим нарицательным именем Иисус Христос связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь — Божье царство.
       Христианскую версию о жизни, деятельности и учении Иисуса Христа мы узнаем из трех видов источников. Первый вид — это канонические книги Нового Завета. Они называются каноническими потому, что их текст был признан «богодухновенным» (то есть написанный под диктовку Бога) и утвержден на Трулльском соборе (692 г ). Неканонические сочинения не считаются «богодухновенными», но и не отвергаются христианскими церквями. Это «Евангелие от Никодима», «Первоевангелие Иакова-еврея», «Книги о Рождестве Девы Марии», «Книги Иосифа Плотника», «Учение 12 апостолов» и др». Третья категория христианских источников — это сочинения «отцов церкви» — раннехристианских мыслителей, защитников и пропагандистов христианского вероучения в первые два века его существования: Юстина Мученика, Иринея, Татиана, Тертуллиана, Климента и др. В Евангелии от Матфея следующим образом рассказывается об обстоятельствах рождения Иисуса Христа. «По обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил се — ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого». Родит же Сына и наречешь ему имя: Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их (Мат. 1,18-21). Мария сделалась беременной, будучи еще девицей. Это ничего не значит, — говорил Матфей. «А все сие произошло, да сбудется речен- Господом через пророка, который говорит: «Се дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут ему имя: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мат. 1,22-23).
Христос рождается в Вифлееме. Это оправдывает слова еврейского пророка Михея, сказавшего, что из Вифлеема выйдет вождь, который спасет народ Израиля. Затем Матфей рассказывает: «Волхвы пришли к царю иудейскому Ироду и спросили его: где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». Ирод встревожился и весь народ Иерусалимский с ним. Тайно выведав у волхвов время появления звезды, Ирод поручил разыскать младенца. «Звезда, которую мы видели на востоке все время шла перед ними как наконец пришла и остановилась где был младенец». Затем мудрецы увидели младенца с Марией, поклонились ему, подарили золота, ладана и смирны и ушли в страну свою.
Во сне Иосиф получает приказание от ангела Господня бежать с младенцем и его матерью в Египет, так как Ирод собирается убить младенца Христа. Ирод приказывает убить всех младенцев до 2-х лет. И когда Ирод умирает, ангел опять является во сне Иосифу в Египте и приказывает ему идти в землю Израилеву. Затем Иосиф во сне получает указание идти в Землю Галилейскую и поселяется в городе Назарете». Евангелист Лука же считает, что родители Иисуса Мария и Иосиф — всегда жили в городе Назарете и оказались в Вифлееме в связи с переписью населения. Согласно указу императора Августа о переписи, каждое семейство должно было прийти в город, откуда был родом глава семьи. Иосиф был из Вифлеема и потому он оказался там вместе со своей беременной женой, которая там и родила сына — Иисуса.
Некоторые расхождения между этими двумя Евангелиями проявляются и при изложении генеалогии Иисуса. Евангелие от Матфея подгоняет родословную Иисуса под особого рода троицу — Всех родов от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон, от переселения в Вавилон до Христа. По этой генеалогической цепочке получается, что Иисус — потомок еврейских царей: Давида, Соломона и Ровоама. Иначе говоря, предсказанный пророками мессия, спаситель народа Израиля. Евангелист Лука проводит ту же версию, но у него получается, что от Давида до рождения Иисуса Христа прошло только 28 поколений.
Эти и другие неточности и противоречия в Новом завете, а также проблемы истолкования библейских текстов породили сомнения относительно историчности образа Иисуса Христа. В течение многих веков в религиоведческой литературе шел спор на тему: является ли Иисус Христос исторической личностью. Постепенно по этому вопросу сформировалось два мнения, связанные с мифологической и исторической школой в религиоведении. Представители мифологической школы утверждали, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Один из основателей этой школы французский мыслитель XVIII века Ш. Дю-пии стремился доказать, что Иисус Христос — это солнечное божество, заимствованное христианством из восточных религий и что все события его жизни, излагаемые в евангелиях следует воспринимать как астральные аллегории. Сторонники мифологической школы также указывали на сходство христианской истории о рождении, смерти и воскресении Христа с аналогичными учениями о рождении, смерти и воскресении восточных богов Осириса и Изиды и т. д. А немецкий философ Б. Бауэр оспаривал историчность Иисуса Христа на основе вывода, что христианство возникло не в Палестине, а в Риме или в Александрии.
Вторая, историческая школа считала Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, сформулировавшим ряд принципиальных идей, заложивших основы христианства. С точки зрения представителей этой школы, реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда Евангельских персонажей, таких как Иоанн Креститель, апостол Павел и другие. В качестве наиболее убедительного доказательства рассматривается сообщение еврейского историка Иосифа. Флавия (37 — после 100гг.) о жизни Иисуса, содержащееся в его знаменитых «Древностях». Большинство историков признают эту работу подлинным документом. В ней говорится: «В это время жил мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью. Многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. И те, кто считал себя его учениками не отреклись от своего учителя. Они рассказывали, что он явился к ним на третий день после смерти и был живой. В соответствии с этим он и был мессия».
Мифологическая школа была тесно связана с атеистическим учением и утверждая, что Христоса как исторически-реальной личности не было, ее представители тем самым стремились лишить реальных основ само христианство, превратить его в миф, в чисто человеческий продукт. Историческая школа, утверждая реальность Иисуса Христа, как бы создавала гарантии для реальности всего того, о чем говорится в Евангелиях.                                                                    Проповеди Христа состояли в углублении содержательного нравственного начала религиозного учения под углом зрения утверждения ведущей роли принципа любви. Заповедь любви: любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу многие религиоведы считают краеугольным камнем религиозно-нравственного учения христианства. Вместе с тем, в Новозаветной проповеди довольно отчетливо прозвучали и социальные мотивы: идея равенства всех людей перед Богом, осуждение богатства, насилия, эксплуатации. «Удобней верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие». Особенно явственно социальный мотив прозвучал в откровении Иоанна Богослова — Апокалипсисе. Все содержание этого произведения пронизано идеей возмездия, которое наступит в час Страшного суда. И суд этот, по мнению автора Апокалипсиса, наступит скоро, еще при жизни этого поколения.
Но не следует на основании этих высказываний превращать Новый завет в революционный манифест, а Иисуса Христа объявлять революционером, как это нередко делали некоторые леворадикальные богословы в прошлом и в настоящем. Христианство — это не социальное, а прежде всего нравственно-религиозное учение. Иисус Христос учил: отдайте кесарю кесарево — а Богу — Богово. Тем не менее социальные мотивы раннехристианской проповеди оказывали и оказывают большое влияние на общественно-политические движения во всем мире.
Основная мысль Евангельской проповеди Иисуса Христа состояла в том, чтобы донести до всех людей мысль, что Бог — Отец всех людей — послал его возвестить людям о скором установлении царства Божия. Благовесть — то есть весть о спасении людей от духовной смерти, о приобщении мира к Божественной жизни, Царствию Божию как высшей его цели. Оно наступит тогда, когда в душах людей воцарится Господь, когда они ощутят светлое, радостное чувство близости Отца Небесного. Путь же в это Царство людям открывает вера в Иисуса Христа как сына Бога, посредника между Богом и человечеством. «Никто, говорил Иисус не приходит к Отцу как только через меня» (Ин. 14.6). Власти Иудеи и Рима встретили Иисуса Христа как самозванца. Они обвинили его в кощунстве и подстрекательстве против властей и приговорили к смерти через распятие на кресте. Народ иудейский в своей массе также отвернулся от него. Когда народу было предложено выбрать, кого из осужденных на смерть он желает помиловать, то толпа предпочла Иисусу разбойника Варраву. Иисус Христос был казнен и, как гласит евангельский рассказ, воскрес на третий день, явился своим ученикам, дал им наставление, а на 40 день вознесся на Небо.

Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно бы охарактеризовать каккультовые сообщества. Культовое сообщество складывается из лиц совместно выполняющих культовые действия и имеющих различную степень устойчивости. В древнейший период своего существования члены христианских общин собирались на молитвенные собрания ночью или рано утром. Часто эти собрания проходили в укрытых от посторонних местах: загородных домах, сараях, иногда в подземных кладбищах - катакомбах. Собравшиеся пели хором гимны в честь Христа, слушали поучения и проповеди любого, кто считал себя "орудием духа Бога", зачитывали повествования о Христе. Заканчивались собрания скромной общей трапезой, состоявшей из белого хлеба и разбавленного водой красного вина. Жизнь первых христианских общин. Как известно, первые христианские общины состояли из рабов и представителей беднейших слоев свободного населения. Эти люди, мужчины и женщины, равно зависели от господ и не имели возможности основать прочные, устойчивые семьи. Поэтому, как это видно, например, из апостольских посланий, в первых христианских демократических общинах существовали сравнительно вольные нравы. В раннехристианских общинах женщины играли видную роль, выступая в качестве диаконис и пророчиц. Однако в скором времени в христианстве начинают выступать, с одной стороны, требование строгой семейной дисциплины, подчинения жены мужу, осуждение прелюбодеяний, а с другой стороны, проповедь безбрачия для того, кто по своему положению не имел возможности иметь семью. Нравственность имела большое значение, так как человеческое тело считалось сосудом святости и чести (1 ФЕСС). Что касается собственности, то не было насильственного отбора, люди сами добровольно жертвовали общине.                                             Апостол Павел важная фигура в истории раннего христианства. Савл, иудей из колена Вениаминова, рожденный в Тарсе киликийском, воспитанный в фарисействе, как эллинист хорошо знавший греческий язык, даже не чуждый греческой образованности. Воспитывался он в строгой обстановке, имел римское гражданство, имел сильные организаторские качества, был скромен, прост, общителен. Непосредственно деятельность апостола начинается с 40х годов. Сначала он проповедовал в синагогах Дамаска об Иисусе, как Сыне Божием. Потом он пошел в первый раз, после своего обращения, в Иерусалим, чтобы видеть ап. Петра (и Иакова), которым был представлен Варнавою (Гал. 1:17-18; ср. Деян. 9:27). После 15-тидневного пребывания там, Савл отправился в Таре, свою родину, откуда был скоро вызван Варнавою в Антиохию (Деян. 9:25). Здесь, по особому откровению Варнава и Савл были избраны чрез молитву и возложение рук на особое служение и, наделенные всеми необходимыми дарами благодати, были отправлены на дело миссии (Деян. 14:3-4). Первое благовестническое путешествие(44-45 г). Савла, Варнавы с сопровождавшим их вначале Иоанном Марком началось с Антиохии Сирийской, продолжилось по Памфилии (где Иоанн Марк оставил их), Писидии и Ликаонии. С проповедью выступали в синагогах и, прежде всего, обращались к иудеям, а потом и к язычникам. И много язычников уверовали и вступили в Церковь Христову. Поднявшись до Иконии, ап. Павел и Варнава возвратились в Антиохию по провинциям и городам, где они уже проповедовали Евангелие, при этом утверждая учеников в вере и поставляя пресвитеров в общины (Деян. 14:22-23). Как бы давши отчет Антиохийской общине о своей миссии, ап. Павел и Варнава некоторое время спокойно отдыхали от трудов своих (14:27-28). Мир их был нарушен пришедшими из Иудеи, конечно, иудео-христианами. Они подняли еще нерешенный вопрос — при каких условиях язычники могут вступать в христианскую Церковь — и предрешали его в узко-иудейском смысле: под условием обрезания и вообще соблюдения Моисеева закона (15.1). Между тем миссионеры tacito modo предполагали, что Моисеев закон для христиан из язычников не обязателен, так их понимали и сами обращавшиеся в Церковь язычники. Естественно возгорелся спор. Для прекращения разногласий в Антиохийской общине было решено — послать Павла и Варнаву в Иерусалим к апостолам и старцам (Деян. 15:2). Заключение или итог рассуждений подвел и формулировал смысл их св. ап. Иаков, вынеся так называемый декрет апостольского Иерусалимского собора о воздержании язычников-христиан “от идоложертвенных, и крови, и удавленины, и блуда “И не делать другим того, чего не желают себе” (Деян. 15:29). Этот декрет представлял собою minimum общественной порядочности, которая требовалась для симбиоза языко-христианами, — это требование того, что в Талмуде выдается как заповеди Ноя. Данное постановление касается лишь языко-христиан. Относительно же иудео-христиан предполагалось, что они по-прежнему будут исполнять закон Моисея. Ибо после приведенного определения тотчас же сказано: “Моисеев закон от родов древних по всем городам имеет проповедающих его и читается в синагогах каждую субботу” (Деян. 15:21). “Чрез это утверждается для первенствующей церкви точка зрения, что иудео-христиане остаются обязанными к законнической жизни”. Третье путешествие (52-54 г) было в Эфес, где причинами приезда были материальные проблемы. Просветивши Восток вплоть до Иллирика (Рим. 15:19), Павел намеревался перенести свою миссионерскую деятельность на запад, чрез Рим и Испанию (Рим. 15:24, 28; 1:13). Но в Рим ап. Павел попал не как свободный миссионер, а как подсудимый римской власти. Однако, согласно дееписателю Луке (Деян. 28:31) он проповедовал христианство в Риме “невозбранно,” ибо “слово Божие не вяжется.” К концу 50 годов христианство окончательно отделяется от иудаизма, появляются новые догматические проблемы и начинает формироваться богословие: формируется учение о человеке, который был сотворен совершенным, но утерял его, учение о Христе как спасителе. Имеются исторические данные, что ап. Павел был освобожден от римских уз, совершил путешествие на запад в Испанию, а также на восток, где поставил Тимофея и Тита своими заместителями. Потом он был заключен во 2-ые римские узы и был усечен мечем в 67 году. (Первые узы – послания к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Филимону.Вторые узы – 1, 2 послание к Тимофею, послание к Титу.)

       Христианская литература была различна по достоинству. Разделение литературы на канонические и апокрифические появляется в середине 3 века, которое было введено Иренеем Лионским. У него есть деление всей литературы. В ранний период до Иренея вся литература считалась апокрифической (апокрифос - тайный). Все записи проповедей апостолов укрывались и сохранялись по клочкам. Она вся называлась евангелием т.е. благовестием. И в тоже время не было стандартом записи, все это было в объеме священного предания. Термин «Новый Завет» появился в 53 году в послании к коринфянам (11 глава). Апостол Павел говорит, что «Новый Завет» передан Иисусом Христом. Новый Завет против Ветхого Завета. Новый Завет как собрание книг формируется позже. Разделение на канон и апокриф произошло во 2-3 веках. Все источники Иреней Лионский разделил на:

1) канонические – 4 Евангелия, книга Деяний и несколько посланий апостола Павла.

2) апокрифические, которые делятся следующим образом:

а) принимаемые, в которых связь с основным евангелием несомненна: Евангелие от Иакова ( история рождения Богородицы, введение во храм, об успении Богородицы ); Евангелие Никодима, второе Евангелие Никодима (схождение во ад).

б) спорные или сомнительные с точки зрения авторства: послание к евреям; апокалипсис; Евангелие от Петра; Евангелие евреев т.к. не содержат в себе представления о богочеловечности Христа.                           

в) источники, считающиеся ложными: сказание Фомы израильского философа 2 века (он во второй главе говорит о потере Христа); гностическое Евангелие от Фомы, Иуды (Христос как бог передает учение богоотца посвященным, но не приближает к себе, например, Иуда не выводился на первый план).  

       Окончательный список новозаветных книг был учрежден церковью на Кафагенском соборе в 419 году. Но борьба вокруг проблемы Апокалипсиса Иоанна шла еще долго, и в состав Нового Завета он был включен только на Константинопольском соборе в 7 веке.

Сейчас канон Нового Завета включает 27произведений: - четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) - «Деяния апостолов», - двадцать одно послание апостолов (четырнадцать посланий Павла, Послание Иакова, два послания Петра, три Послания Иоанна и Послание Иуды), - завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис.

Как и ветхозаветные, новозаветные книги подразделяются на четыре раздела: книги законоположительные (Евангелия); книги исторические («деяния апостолов»); книги учительные (Послания апостолов); книги пророческие (Откровение Иоанна Богослова).              

Вероучение. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех “Ипостасей”, или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или “Слова” Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа (“животворящего” Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух “исходит” от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (т. н. filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как “рождение”, так и “исхождение” совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда (“предвечны”) и равны по достоинству (“равночестны”). Христианское “тринитарное” учение (от лат. Trinitas Троица), разработанное в эпоху т. н. отцов Церкви (“патристика”, расцвет которой приходится на 4 5 вв.) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует “не смешивать Лица и не разделять Сущность”; Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного “ипостасного” самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви. Образ полубожественного Посредника между божественным и человеческим планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть для христологического догмата полубог, т. е. некое промежуточное существо ниже Бога и выше человека. формула 4-го Вселенского (Халкидонского) собора (451) выразила отношения божественной и человеческой природ, сохраняющих в Богочеловечестве Христа свою полноту и идентичность “воистину Бог” и “воистину человек” четырьмя отрицаниями: “неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо”. Формула эта намечает универсальную для христианства парадигму отношений божественного и человеческого.                    Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению христианства, действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос “жил в нем”). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и “пастырски” вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Послание к ефесянам 5:2232); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти).                                                                     Праздники:                                                                                                             Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).                                                 Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).                                                                                                                      Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.                                                                                                                                              Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.                            Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.                                  Пасха — главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.  Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября. Преображение Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) август. Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля).                                                                   Рождество Пресвятой Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.                                                                                              Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).                                                                                                          Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии — ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.                                                                                                                             Троица (русское название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.                                              Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.                В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14, 23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех книгах Свщ. Писания, где вообще упоминаются пресвитеры (Деян., 1 и 2 Тим., Тит., Иак., и 1 Пет.), о них говорится во множественном числе. Из этого можно сделать вывод, что они составляли особый церковный чин, т. е. было нормой иметь в каждой поместной общине несколько пресвитеров. Пресвитеры составляли некоторый орган, игравший существенную роль в церковной жизни, который назывался пресвитериумом. Права пресвитеров ограничены по сравнению с правами епископов. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т. е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное предание также исключает такую возможность. В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством. По существу оно предполагает те же три составляющие, которые мы видим у епископов. Служение епископов и пресвитеров есть пастырство, и хотя они занимают в Церкви совершенно особое место и обладают особыми благодатными дарами, тем не менее в Церкви отношения между пастырями и пасомыми отличаются от отношений между жречеством и народом в языческих религиях и даже в религии Ветхого Завета. "Епископы и священники не образуют клира, как обособленной от остальной массы верующих касты, чье посредничество необходимо для умилостивления Божества. Они воплощают в себе преобразующее жизнь единство общины, они — отцы, рождающие людей для жизни бессмертной и нетленной, единой и в то же время разделенной между всеми, как в лоне семьи. Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о "семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге Деяний (гл. 6) диаконами не называются, но само слово "служение" по-гречески звучит как "диакония" и поэтому в Предании за этими "семью мужами" утвердилось название "диаконы", т. е. "служители". В Деян. (6, 2) говорится о их служении, как о попечении "о столах". Служение диаконов не есть пастырство. Они, прежде всего помощники апостолов, затем епископов. Диаконы принимают и некоторое участие в управлении Церковью в той его части, которая касается практической жизни общины, выступая как помощники епископов и пресвитеров в управлении паствой, как исполнители их поручений.

 

27. Католицизм: вероучение и культ. Современное состояние католицизма в мире

 

Католици́зм или католи́чество (от греч. καθολικός — всемирный; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) — крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054.

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. С самого начала своего существования Церковь подвергалась гонениям со стороны императоров. Наиболее кровавые гонения были предприняты Децием и Диоклетианом. Свободу христианская церковь получила после Миланского эдикта императора Константина.

Бенедикт Нурсийский, отец западного монашества. Наиболее выдающимися представителями богословской мысли Запада в ранний период развития Церкви стали четыре латинских Учителя церкви — Амвросий Медиоланский (340—397), Иероним Стридонский (342—419), Августин Аврелий (354—430) и папа Григорий Великий (540—604). Августин стал родоначальником центрального направления западной христианской философии (августинизма), сохранявшего этот статус вплоть до XIII века. Иероним создал латинский перевод Священного писания, ставший каноническим и известный под именем Вульгата.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада — бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские. Первые западные исторические хроники создали епископ Григорий Турский и бенедиктинский монах Беда Достопочтенный.

В Западной империи, где власть императора ослабевала, позиции церкви постепенно усиливались. В V в. всесильный римский епископ был провозглашен Папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным в политическом отношении западноевропейским римско-католическим миром. Старательно поддерживая идею о божественном происхождении своей власти, Римский Папа сумел поставить свой авторитет выше авторитета государей средневековой Европы, соперничавших друг с другом и искавших его поддержки.

В середине VIII века было создано Папское государство – Равенский экзархат (франкский король Пипин Короткий). Идея абсолютной власти церкви – провоглашениа папой Николаем 1 (858-867) в письмах западн. Королям и восточн. Патриархам. Папа – единств глава церкви, обладающий всей полнотой власти. Подчеркивал верховенство папы над светскими государями.

Борьба за инвеституру (право введения в церк. Должность). Григорий 7 – борьба против феодалов, раздающих епископам лены (объявил симонией – покупкой и продаже церк. Должностей). Только папа имеет право созывать соборы и назначать епископов. Император Генрих 6 – выступил против папы – за что был отлучен и вынужден просить прощения. 1122г. – Вормский конкордат – инвеститура была передана папам. 

В IX веке произошёл первый церковный раскол между Западом и Востоком, так называемая Фотиева схизма, связанная с незаконным смещением константинопольского патриарха Игнатия и назначением на его место Фотия и поддержкой, оказанной Римом Игнатию.

Крестовые походы с 11 века по 1270 г. – на восток за освобождением гроба господня + расширение власти папства. Папа Урбан 2 – перв. Крест поход – 1095г. Иннокентий 2 – папская власть достигает наивысшего могущества (папа – наместник Христа, ссылка на дарственную грамоту Константина) 1204 г – захват Константинополя во время 4-го крестового похода.

XI—XII века ознаменовались также существенными изменениями в западной монашеской жизни. Сильное движение за возвращение монашеству первоначальных идеалов бедности и строгости привело к созданию новых орденов со строгим уставом — картезианцев, цистерцианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное так по имени аббатства Клюни во Франции, осуществило реформу бенедиктинской монашеской жизни.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих — францисканцы, доминиканцы, августинцы и др. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями — катарами (на юге Франции их называли альбигойцами) и вальденсами. Для борьбы с новыми еретическими движениями при понтификате Иннокентия III был создан особый церковный суд — инквизиция, расследовавший дела, связанные с обвинением в ереси.

XIII век связан также с именем Фомы Аквинского, великого философа, основателя томизма, создавшего философское учение на основе синтеза идей августинизма с философией Аристотеля. К этой же эпохе относится деятельность великих философов и учёных Альберта Великого, Иоанна Дунса Скотта и Бонавентуры, которые были монахами нищенствующих орденов. Католическая церковь сыграла важную роль в появлении университетов, и развитии схоластической философии и богословия.

Униатство.В 1438 состоялся созванный Евгением IV Собор в Ферраре и в Флоренции, итогом которого была Флорентийская уния, объявлявшая о воссоединении Западной и Восточной Церквей, — вскоре отвергнутая на Востоке. Однако в XV—XVI веках Римом было заключено несколько уний с отдельными Восточными церквями, приведших к созданию целого ряда Восточно-католических церквей (Брестская уния, Ужгородская уния, унии с армянской, халдейской и малабарской церквями и др.). В XVI веке на Западе было окончательно узаконено использование наряду с латинским других литургических обрядов (амвросианского и мосарабского). Эти процессы привели к литургическому разнообразию в рамках прежде практически исключительно латинской Католической церкви.

В период Возрождения папский Рим стал одним из главных центров ренессансной культуры. Папа Пий II был известным поэтом, папа Адриан VI — философом и гуманистом. Одним из выдающихся философов эпохи Возрождения стал кардинал Николай Кузанский. Под покровительством пап Юлия II и Льва X в Ватикане работали великие живописцы и скульпторы, в том числе Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и другие.

Реформация. В 1517 году проповедью Лютера началось мощное религиозное и политическое движение, известное под именем Реформации. Одним из поводов к началу движения было злоупотребление индульгенциями, а главной движущей силой — недовольство различных общественных сил Католической церковью. Последствием реформационного движения стало появление протестантизма и отпадение от Католической церкви целых регионов и стран — Северная Германия, Англия, Нидерланды, Скандинавия. Религиозный раскол привёл к целому ряду религиозных войн, продолжавшихся вплоть до Вестфальского мира 1648 года, который ознаменовал окончание Тридцатилетней войны и закрепил размежевание Европы по религиозному признаку.

 

Ответом на реформационное движение со стороны Католической церкви стала Контрреформация, в ходе которой Церковь осуществила ряд важных внутренних реформ. Были основаны первые семинарии для повышения нравственного и интеллектуального уровня будущих священников, целый ряд монашеских орденов (кармелиты, францисканцы) претерпели реформы, направленные на искоренение злоупотреблений, были основаны и новые ордена и движения — театинцы, камиллианцы, ораторианцы и др. Важнейшую роль в Контрреформации сыграл вновь образованный орден иезуитов. Центральным моментом контрреформационных усилий стал Тридентский собор (XIX Вселенский), продолжавшийся с 1545 по 1563 год. Собор уточнил и изложил основы католического вероучения о спасении, таинствах и библейском каноне; была стандартизирована латинская месса. Решения собора также были направлены на устранение недостатков монашеской и приходской жизни.

В ходе Великой французской революции Католическая церковь в стране подверглась репрессиям. В 1790 была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 года было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам пришлось эмигрировать. Годом позже началась кровавая секуляризация, были закрыты и разорены практически все монастыри.

В XIX веке Католическая церковь испытала новый подъём. Была восстановлена католическая иерархия в ряде протестантских стран, восстанавливали позиции монашеские ордена и конгрегации. Первый Ватиканский собор (1869—1870 год) изложил и утвердил доктринальные положения о статусе Римского епископа, на соборе после долгой дискуссии был принят догмат о папской непогрешимости «ex cathedra». Часть несогласных с решениями собора епископов и священников ушла в раскол и образовала церковь старокатоликов. В то же время революционные процессы в Италии привели к созданию единого государства, ликвидации в 1870 году Папского государства и лишению Папы светской власти. Светский статус Апостольского престола оставался неурегулированным до 1929 года, когда в результате Латеранских соглашений было создано государство Ватикан.

1962г - в Риме состоялось открытие созванного Иоанном XXIII Второго Ватиканского собора для решения назревших послевоенных проблем. По итогам собора был принят целый ряд документов, в которых провозглашалась большая открытость Церкви к сотрудничеству и поиску взаимопонимания с другими христианскими конфессиями и религиями. Во время паломничества проведшего основную фазу собора Павла VI в Иерусалим состоялась встреча с константинопольским патриархом Афинагором, на которой были отменены взаимные анафемы времён Великого раскола. После собора сильной реформе подверглось богослужение, в частности разрешено служение мессы на национальных языках. Несогласные с реформой богослужения сформировали движение католиков-традиционалистов, часть из них в 80-х годах оказалась в состоянии фактического раскола (Священническое братство св. Пия Х), часть сохраняет общение со Святым Престолом, пользуясь в литургической жизни разрешением (индультом) на служение по тридентскому чину (Братство св. Петра и др.).

16 октября 1978 года на папский престол был избран Иоанн Павел II, ставший первым папой — не итальянцем за последние 455 лет и первым папой славянского происхождения. Его понтификат, один из самых длинных в истории, сыграл важную роль в развитии межконфессиональных и межрелигиозных отношений; папа совершил более 100 поездок по всему миру. После смерти Иоанна Павла II 2 апреля 2005 года на Апостольский престол был избран немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, взявший себе имя Бенедикт XVI.

Наезды:
Первая веха в истории католицизма - 1095 год. В этом году папа Урбан II призвал верующих к крестовым походам на Восток. Под Востоком имелись в виду Палестина и Северная Африка, которые находились в то время во власти арабов-мусульман. Этот призыв открыл целую серию крестовых походов.

Вторая веха в истории католицизма - 1229 год . В этом году папа Григорий IX издал буллу (указ) об учреждении инквизиции. Слово "инквизиция" в переводе с латыни означает "исследование/розыск". Так назвали особый церковный суд, созданный для борьбы с еретиками.

Третья веха - 1484 год. В этом году папа Иннокентий VIII издал буллу (грамоту, содержащую определённые распоряжения) о преследовании ведьм. Этот документ провозгласил идею, что женщины могут быть ведьмами и требовал выявлять ведьм и предавать их суду инквизиции.

Четвертая веха - 1517 год. В этом году при папе Льве Х началась первая буржуазная революция в Европе,
которую назвали Реформацией. В результате Реформации от католицизма отделилось особое религиозное направление, которое стали называть протестантизмом.

 
Пятая веха - 1559 год. В этом году по распоряжению папы Павла IV был издан первый в истории католицизма список запрещённых книг. Слово "список" по-латыни звучит как "индекс". В дальнейшем такие списки, которые регулярно переиздавались, стали называть просто "индексами". Верующим категорически запрещалось читать книги, включённые в индекс. В частности, запрещалось читать сочинения Коперника, Бруно, Галилея, Вольтера, Дидро, Руссо, Стендаля, Гюго, Бальзака, Франса, Гейне и многих других учёных, философов и писателей. Б

Шестая веха - 1572 год. В этом году в ночь на 24 августа по благословению папы Григория ХIII в Париже произошло массовое убийство кальвинистов(их тогда во Франции называли "гугенотами") католиками. Ночь на 24 августа, как и день, у католиков посвящены памяти святого Варфоломея. Поэтому эту ночь стали называть Варфоломеевской ночью. В течение нескольких часов в Париже было убито более двух тысяч человек. Резня.

Седьмая веха - 1870 год. В этом году при папе Пие IX было ликвидировано папское государство. В сентябре 1870 года итальянские войска под командованием Гарибальди штурмом взяли Рим.

Восьмая веха - 1929 год. В этом году был заключён договор между папой Пием XI и главой итальянского государства Муссолини о восстановлении светской власти папы. Папе была выделена часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной и назвали городом-государством Ватиканом.

 

Вероучениебазируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

В Католической церкви существует семь таинств: крещение, брак, миропомазание (конфирмация), евхаристия, исповедь, елеосвящение, священство.

 Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в Москве. Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

1. догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма);

2. учение о чистилище (в отличие от православия и протестантизма);

3. широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) (в отличие от протестантизма);

4. почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia) (в отличие от протестантизма);

5. утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

6. централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра;

7. безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);

8. нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

9. учение о сверхдолжной благодати – своеобр. Запас благадати – индульгенции.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!