Вопрос № 31. Основные направления ислама: суннитство, шиитство, ваххабизм. Исламский фундаментализм.



           В раннем исламе не было чёткого различия между вероисповедальными и правовыми установлениями, между догматикой и ритуалом. Смерть Мухаммада вызвала среди мусульман ожесточённые споры о принципах духовной и светской власти. Наиболее глубокие расхождения уже в VII в. вызывало решение проблемы верховной власти. Здесь столкнулись две точки зрения. Сторонники одной из них (сунниты) считали, что и духовная, и светская власть должна принадлежать религиозной общине (умме), а внутри неё - тому, кого изберёт община. Их противники (шииты) отстаивали передачу сана верховного предводителя (имама) по наследству внутри отмеченного Божьим попечительством рода.

Немалую роль в разделении ислама на течения и направления сыграла Сунна. Представители большинства именовали себя "людьми Сунны и согласия" (ахл ас-сунна и ва-л-джамаа). В их среде считалось, что именно они точно следуют Корану, установлениям Мухаммада и его сподвижников. Эти люди стали называть себя суннитами, считая, что именно они будут той единственной группой, которой суждено спасение в конце мира. Суннитом является тот, кто признает первых четырех халифов законными, кто не сомневается в достоверности хадисов (рассказов о Мухаммаде, входящих в Сунну) и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил согласно одному из четырех мазхабов (школ толкования) — толков. Все мазхабы основываются на канонических сборниках хадисов. В теологии суннизм не признает возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Мухаммада, отрицает идею об особом праве Али и его потомков на имамат, на руководство общиной. В настоящее время большая часть мусульман — сунниты, около 90%. Объявив себя последователями правой веры, суннитские авторитеты стали рассматривать инакомыслящих как "заблудших" (ахл ад-далала).

Слово "шииты" происходит от арабского "аш-шиа" - "приверженцы", "партия". Практически сразу после смерти Пророка Мухаммада возник вопрос о том, к кому же перейдёт власть в мусульманской общине, кто станет халифом ("заместителем"). Часть общины отвергла сам принцип избрания наиболее достойного заместителя Пророка, считая, что главой мусульман может стать только кровный родственник Мухаммада, ибо только на него может перейти божественная благодать, осенявшая основателя ислама. По мнению шиитов, таким преемником мог быть только Али ибн Абу Талиб - двоюродный брат Пророка, женатый на его дочери Фатиме. Для дальнейшей истории весьма важно и то, что только Фатима подарила отцу двух внуков - Хасана и Хусайна. Итак, шииты не признали законными ни одного из первых трёх халифов (Абу Бакра, Умара и Усмана) и, основываясь на словах Мухаммада, называвшего Али своим другом и духовным преемником, провозгласили имамом Али (первоначальное значение слова "имам" - "предстоятель на молитве", а затем имамом стали называть руководителя общины). По сути это явилось первым расколом в единой дотоле мусульманской умме. Шииты верят, что Мухаммад, наделенный Божественной благодатью, передал ее своим потомкам. Для шиитов важна святость не только пророка, но и Али, авторитет которого базировался и на его личных качествах. Али в некоторых шиитских сектах почитается не менее, чем пророк. В шиитских имамах живёт полученная от Мухаммада "пророческая душа". Имам Али получил пророческую душу от самого Аллаха, поэтому шииты не признают Сунну, собравшую рассказы сподвижников о поступках и словах Мухаммада, а имеют собственное предание (хабар, или ахбap), включающее мудрые изречения, письма, высказывания имама Али, свидетельства о его жизни, и считают это собрание авторитетнейшим источником шиитского вероучения.Получила даже распространение легенда, что архангел Джебраил просто перепутал Мухаммада и Али, так как они были очень похожи. В соответствии с этими принципами у шиитов сложилось представление о святых имамах. Имамом может быть только алид — потомок пророка из линии Али. Обычно шииты насчитывают двенадцать святых имамов. Благодать передавалась от Али через Хусейна и Хасана (сыновей Али от Фатимы), их детей и внуков, вплоть до некоего Мухаммада, который в IX в. исчез (но не умер). Считается, что он явится вновь к людям в виде Махди (мессии) и создаст царство истины и справедливости. Шииты создали свой кодекс священных текстов. В большинстве своём они признают канонический текст Корана. Однако они не удовлетворены тем, что в этой книге не отражена роль Али (существуют даже шиитские версии Корана с добавлением суры «Два светила», в которой Мухаммад и Али поставлены рядом). Шииты верят, что истинный текст Корана явится вместе с Махди. Сторонники этого течения признают значительную часть хадисов Сунны, особенно те, что приписываются лицам, близким к Али и алидам. Шииты создали и собственные предания — хабары. Их собрания являются у шиитов законным источником исламского права наряду с Кораном. Важную роль в организации шиитов играли алиды. Они воспринимались в качестве представителей особого сословия, наделенного высшей благодатью и поэтому имевшего особые привилегии. Представители этого сословия — сейиды — имели даже особую одежду (зеленое платье — цвет пророка — и черный тюрбан). Все влиятельные среди шиитов лидеры стремились доказать свое отдаленное (подлинное или мнимое) родство с алидами, отчего неизмеримо возрастали их престиж и влияние. Основная часть шиитов почитает двенадцать святых имамов, включая скрытого. Большинство приверженцев этого направления в исламе живет в Иране. Шииты составили немалую долю участников восстания, приведшего к падению омейядов, не раз вовлекались и в другие социально-политические движения, сотрясавшие исламский мир. В мире ислама шииты составляют меньшинство (их около 40 млн), но они очень активны и оказывают заметное влияние на умму. (В середине VIII в., в первые годы правления халифской династии Аббасидов (750- 1258 гг.), в среде шиитов произошёл раскол. Возникло исмаилитское направление. Шестой имам шиитов Джафар ас-Садик (ум. 765 г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила, а четвёртого сына Мусу Казима (ум. 799 г.). Часть шиитов, однако, продолжала считать наследником имама Исмаила, а поскольку он умер тремя годами раньше отца, то его приверженцы признали имамом Мухаммада - старшего сына Исмаила Он укрылся от преследований аббасидских халифов в округе Демавена в Иране, а его сыновья и внуки оказались в разных регионах исламского мира. Имя и место пребывания того из них, кто признавался очередные "имамом времени", знали только немногие близкие соратники. Большинство исмаилитов, как они именовала себя в противоположность шиитам имамитам ("дюжинникам", сторонникам сохранения имамата в потомстве Мусы ас-Казима), как правило, даже не знали имени, скрывающегося имама. Период истории исмаилитов до начала Х в. известен под названием "Сокрытие" (сабр). В эти годы шиитские миссионеры завербовали немало сторонников во многих провинциях халифата, создав разветвлённую тайную организацию).

Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе, шариате происходит "очищение" от различного рода архаичных элементов, чрезмерных ограничении и излишних запретов. К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на самостоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают, что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой, и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты утверждают, что достижения в области науки и техники представляют собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Корана.

Первым серьезным реформационным движением в исламе был ваххабизм, направивший свой основной удар на рубеже XVIII-XIX вв. против отклонений от чистоты первоначального ислама. Пуритане ваххабизма сумели удержать свои позиции, хотя и не без потерь, лишь в том небольшом и отсталом районе исламского мира, где это движение появилось. Здесь нужны были более радикальные преобразования, которые могли бы приспособить традиционный ислам к новым запросам, к новым уровню и ритму жизни. Начало движениям в этом направлении было положено в шиитском Иране. Речь идет о движении последователей Баба, о бабизме и бе-хаизме. В 1844 г., ровно через тысячу лет после исчезновения легендарного двенадцатого имама, основатель этого движения объявил, что он – Баб, т. е. врата, открывающие путь для истины, для Махди. Число почитателей этого Баба и сторонников ожидаемого Махди стало быстро расти, а проповеди самого Баба, перемежавшиеся призывами к свободе, равенству, равноправию женщин и т. п., пользовались огромным успехом. Первым практическим деянием Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба стало разрушение могилы сподвижника Пророка (мир ему и благословение) Зейда ибн аль-Хаттаба в Джубейли, она была сровнена с землей. В 1803 году ваххабиты захватывают Мекку, затем Медину, где они разрушают все могилы, в том числе Аишы, Фатымы, а также некоторых сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Вскоре Баб по настоянию ревнителей ислама был арестован и в 1850 г. убит. Ваххабиты стремятся создавать свои группы для последующего использования в политической борьбе, в основном упор делается на молодежь. В людях воспитывается беспощадность, нетерпимость к мнению других, неуважение к религиозным чувствам придерживающихся иных воззрений. Не согласных с ними ваххабиты, зачастую, основываясь на умозрительных аргументах, объявляют мушриками (многобожниками). По их мнению, в первую очередь, необходима борьба с мусульманами, отступившими, по их мнению, от Ислама.

Политизация ислама в современном мире получила выражение в идеях панисламизма - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех других государственных и политических объединений. У истоков панисламизма стоял знаменитый мыслитель и реформатор Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838-1897). Уроженец Афганистана, он в тридцатилетнем возрасте покинул родину, жил в Каире и Стамбуле, затем в Индии, написал ряд произведений как общефилософского, так и политического характера. Выступая с идеями модернизации ислама, Джемаль аль-Афгани разработал и выдвинул концепцию панисламизма, суть которой состояла в том, что все сыны ислама должны объединиться в борьбе против иноверцев-колонизаторов, за восстановление первоначальной чистоты ислама. Джамаль ад-Дин аль-Афгани не подвергал радикальному пересмотру те или иные стороны ислама. Он боролся с искажением, неверным пониманием Корана большинством его последователей. В области гносеологии он считал ошибочным искусственное ограничение в странах Востока сферы научного поиска и образования лишь традиционными мусульманскими знаниями. Он подчеркивал, что иностранцы восприняли науку мусульман, развили ее, обогатились, усилились вследствие этого и оставили последователей ислама далеко за собой. Поэтому, как считал аль-Афгани, надлежало обратиться вновь к Корану, однако постараться понять его верно и непредвзято. Важное место в идеях панисламистов занимали призывы к объединению мусульман вне зависимости от политических рамок исламских государств, к очищению и модернизации ислама.

Исламский фундаментализм представляет собой идеологию и политическую практику экстремистской части мусульман-радикалов, не признающих компромиссов и выступающих за чистоту веры и непримиримую борьбу с "неверными" любыми методами вплоть до применения силы. Фундаменталисты стремятся внедрить свои принципы и идеалы в общественную практику с целью создания особого исламского государства, в котором бы господствовал шариат в качестве государственного права и мусульманские нормы регулирования экономики. Для экстремистов от ислама характерны непримиримость к гражданскому светскому обществу, недопустимость разделения религии и государства, отрицание единства цивилизации, а также противопоставление ислама остальному миру. Отличительная черта исламского фундаментализма - его глобальные претензии, выдвигающие на передний план религиозную общность, не признающие национально-этнических границ. На этом в определяющей степени основана концепция "исламского государства" (халифата), согласно которой не принимаются во внимание расовые и языковые различия, объявляется война национализму, национальным традициям и особенностям, исходя из того, что главным признаком принадлежности к мусульманской общине и государству является приверженность религии. Экстремистские группировки нацелены на разжигание религиозного фанатизма, утверждение догматов веры во всех областях жизни общества, внешнюю экспансию. Причем для достижения своих интересов они готовы использовать и "крайнюю меру" - объявить "священной войны" (джихад), чему в истории есть многие примеры. Пока разрозненные, не имеющие своего организационного ядра, но тяготеющие к этому, они представляют, по сути, воинствующий авангард исламского фундаментализма и панисламизма. Исламский фундаментализм представляет собой переплетение международных организаций различного толка, придерживающихся одной идеологии, но различающихся методами и средствами достижения главной цели. Далеко не последнее место в утверждении ислама занимает культ силы, а зачастую прямое вооруженное насилие. Причем во многих случаях действия фундаменталистов по распространению своего влияния основаны на сознательном презрении к общепринятому международному праву, непризнании государственных границ, убежденности в том, что право далеко не во всем соответствует основополагающим исламским принципам.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!