Особенности развития нетрадиционных религий в России.
Большинство новых нетрадиционных религий возникло как своего рода ответ на цивилизаторскую миссию и широкое распространение во всем мире христианства, с которым они ведут свой диалог или выступают в качестве его антипода; многие из этих новых религий возникли в контексте с двумя другими мировыми и миссионерскими религиями – буддизмом и исламом, причем и в этом случае нередко на первый план выступало стремление противостоять западным системам мышления и таким направлениям философской мысли как позитивизм, прагматизм, материализм. К этому прибавляются и те потрясения, которые переживают традиционные этнические религии, в которые вторгаются новые проблемные блоки и структуры мышления, приводя к необходимости религиозного обновления.
Также ряд других новых религий имеют ввиду конечную борьбу или, по крайней мере пропагандируют ее, даже если в действительности до такой борьбы не доходит или она понимается как духовное сопротивление, как духовная борьба, которая все равно должна привести к крушению старого и построению нового мира. Многие новые религии на стадии своего возникновения не имеют научного обоснования, литературно-письменной аргументации; люди просто сплачиваются вокруг своего лидера – основателя. И все же нередко уже на стадии оформления новых религий появляется сопутствующая им литература, и фиксируются « священные источники» и « откровения», записанные или собранные или основателем, или – чаще последователями первых поколений. Появляются также культовые тексты и своеобразные кодексы нравственных отношений между последователями религии.
|
|
Чрезвычайно важным условием исторического развития новых религий и их дальнейшей жизнеспособности является формирование институций и организационных структур на стадии их зарождения и консолидации, так как только эти структуры гарантируют действие и взаимосвязь более узко или более широкого круга учеников и последователей после смерти основателя религии, а также помогают решить проблему преемственности традиций и связи поколений. История новых религий показывает, что там, где нет этих структур, новая идея может исчезнуть уже в третьем поколении.
Целому ряду новых религий свойственна тенденция превращаться в социально-революционные движения, часть которых стремится к тому, чтобы построить новое « священное царство» политическими и даже военными средствами.
Особенно заметной в начале 90-х годов была деятельность мунитов, Аум Синрикё и сайентологов. Иностранные миссионеры приехали с деньгами, крепкой организацией, отшлифованными методами работы. Общественная атмосфера в России была благоприятной для распространения новых учений: религия была уже реабилитирована, но общее невежество еще не позволяло увидеть отличия между различными религиозными направлениями.
|
|
Определение новых нетрадиционных религий, их классификация и причины возникновения.
1.1 Определение нетрадиционных религий.
Возникновение и распространение новых нетрадиционных религий до сих пор остается незавершенным процессом в истории религии. Все новые религии никогда не возникали из ничего, а происходили из уже существующих прежних религии, из их модификации из взаимодействия с ними. Таким образом, понять все новые религии мира можно лишь на определенном историческом фоне предшествующих им, прежде сложившихся представлений. Эта особенность связана с характером религий, вообще. Ведь религии можно характеризовать как системы объяснения мира и жизни устройства, с которыми люди находятся в определенных отношениях, исключающих непосредственную возможность управлять этими системами.
Как религиозная система религия достаточно автономна по окружению к окружающему миру, но все же находится с ним во взаимодействии, определяющем формирование и развитие самой этой религии. Таким образом, религии можно одновременно определить как открытые и закрытые системы, как статичные и развивающиеся явления, как стабильные и функционирующие структуры.
|
|
Как закрытые и одновременно открытые системы, религии находятся в постоянном взаимодействии и контакте с другими субсистемами и с общей, глобальной системой и подвержены ни каждому заметным, но постоянным изменениям и открыты для постановки новых вопросов. Практически в истории религии это приводит к возникновению новых школ, направлений или «сект», которые все же не претендуют на разрыв связей с данной религиозной системой, принадлежат ей.
«Новые нетрадиционные религии», о которых речь пойдет дальше, объединятся под этим, принятым в религиоведческой науке рабочим термином, чтоб отделить их от традиционных религий. [1]
Нетрадиционными обычно называют религиозные течения, распространившиеся в 1960-70 гг. XX века в регионах, для которых они не были характерны (США, Канада, Западная Европа, ряд восточноевропейских стран, включая СССР). В научной литературе их объединяют под общим названием «Новые религиозные движения» (НРД).
К характерным особенностям нетрадиционных религии относится то, что все они, почти без исключения, концентрируются вокруг определенных личностей – авторитетов. Их история начинается с выступления того или иного человека, которых объявляет себя носителем нового знания, откровения или рупором нового божества; считается, что в этом человеке олицетворена божественная сущность и что его устами говорит сам Бог, способный принимать человеческое подобие. Можно представить его и как мессию, посланника божественной вести, как сын (или дочь) Бога. Вокруг основателя новой религии сплачивается сначала узкий круг учеников, который впоследствии разрастается и сообщает более крупным группам определенного населения священное послание или учит их новому культу. Оба (более узкий и впоследствии более широкий) круги учеников играют решающую роль в структурировании новой религии, сообщая ей иерархическую систему связей между учителями и учениками. Эти люди считаются имеющими прямой доступ к священному учению и поэтому берут на себя руководящие функции. Ведь новые религии почти всегда возникают на самодеятельных началах, и естественно, требуется определенное время, чтобы сформировалась новая культовая система и институт учителей-наставников. Последние чаще всего выходят из семьи основателя (или основательницы) новой религии, являются его (её) близкими родственниками, и таким образом, круг их весьма ограничен. Это же касается и круга учеников. Обычно и после смерти основателя новой религии руководство общиной остается в его семье – переходит сыну, дочери, внуку и т.д., что нередко сохраняется и в последующих поколениях. Как специалисты – знатоки новой религии, так и функционеры – лидеры общин нередко принадлежат к семейному клану основателей или первых учеников и первых последователей новой веры. [2]
|
|
1.2 Классификация новых религиозных движений по направлениям.[3]
Направление | Название организаций (примеры) | Краткая характеристика |
Неохристианские течения | Церковь Христа. Новоапостолькая церковь | Харизматические культы, лидеры заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном ими в результате озарения или откровения |
Неоориента- Листские объединения | Международное общество знания Кришны, Брахма Кумарис, Миссия Божественного Света | Ведут свою родословную с Востока, модернизируют различные варианты индуизма, буддизма |
Синкретические и универсалистские движения | Церковь объединения, Вера Бахаи, Саентологическая церковь, «Аум Синрикё» | Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики |
Оккультно-мистические учения и школы | Конгломерат разнородных групп, движение «Нового века» | Вероучительные доктрины не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Заимствуют представления восточных религий о безличности бога, божественности человека |
Неоязычество | Движение Порфирия Корнеевича Иванова | Возрождают дохристианские верования как основу гармоничного взаимодействия человека с природой |
Сатанинские группы | Церковь сатаны, Зеленый орден, Южный крест, Общество сатаны | Проповедуют поколение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы |
Другая, одна из наиболее детальных типологий была предложена американским социологом Брайаном Уилсоном. Сравнив секты по трем показателям , - отношение к миру, деятельность и верования – он выделил следующие , по его мнению, типичные черты секты:
1. добровольность членства;
2. членство приобретается в ходе некого испытания;
3. уверенность в исключительности собственного объединения;
4. самооценка как сообщество избранных;
5. требования индивидуального совершенствования;
6. в идеале – священство всех верующих;
7. верующие спонтанно выражают религиозные чувства;
8. высокий уровень вовлеченности в мирские дела;
9. враждебное и индифферентное отношение к социальной действительности;
10. тоталитаризм.
При этом Уилсон подчеркивал, что данный перечень весьма приблизителен, а указанные в нем характеристики проявляются в конкретных религиозных объединения только в комбинациях.
1.3Причины возникновения и распространения нетрадиционных религий.
Распространение новых культов обусловлено главным образом двумя причинами:
1) резким ростом социальных проблем, вызванным высокими темпами научно-технического прогресса, что само по себе уже требует поиска путей преодоления отчужденности личности от окружающего мира;
2) неспособностью старых религий обеспечить иллюзорную компенсацию незащищенности перед жизненными проблемами. Это прежде всего касается молодежи. Ввиду того, что прежние верования дискредитировали себя как союзники существующего порядка вещей, религиозные поиски устремляются к нетрадиционным культам.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 923; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!