Вопрос №39. Проблема телесности в религиозной антропологии.



 Если говорить о философских теориях, то это уже область философской антропологии, а - это прежде всего самостоятельная отрасль философского знания. Идея специального выделения собственно антропологических исследований родилась на рубеже ХVIII и ХIХ вв. Страстным провозвестником этой установки был И.Кант. Ему принадлежит мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек - предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и нетривиальные средства. В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания - логике, теории познания, эстетике, этике, истории философии. В нашем столетии философская антропология приобрела еще два значения. В 20-х годах так стали называть особое философское направление, представленное такими мыслителями, как М.Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер. Эти философы не только пытались вслед за Кантом выделить и представить в некоей целостности накопленные философией прозрения и интуиции о человеке. Они непосредственно обратились к проблеме человека как природного существа.                                                                                                            Специфика религиозного отношения к телесности человека особа, потому что «тело» одна из категорий религиозной антропологии. Представления о человеке, душе и духе, их предсуществовании, воплощении, переселении из тела в тело, посмертной участи, наитиях как результате воздействия духовных сущностей, восхищении и одержимости разными духами или богами отражали ту фундаментальную для природы человека характеристику, которая заключалась в том, что его индивидуальное существование является непосредственно данным диалектическим единством биологического и социального, психического и духовного, объективированного в антропосфере. Составляющие человеческой природы (тело, плоть, душа, дух и т. д.) рассматривались как разнородные и возводились к неодинаковым способам Божественного творения или порождения (см-Быт. 2:7; Иез. 37:5). Согласно Библии, в человеке соединились индивидуальная душа (нефеш) и плоть, тело (басар), но они подчинены идее Божественного творения и личного отношения человека к Богу, душа понималась как частица духа (руах), вдуновение Божие. При этом человек сознавался не столько существом, состоящим из души и тела, сколько телом, одушевленным духом Божиим, оживотворенным телом. Ряд религий, в том числе иудаизм и ислам, подчеркивает ценность не только духовного, но и телесного человеческого существования, т. е. целостность человека, вырабатывает учение о воскресении во плоти, прославлении телесного человека. В христианстве это обретает кульминацию в учении о боговоплощении и вочеловечении. Также развивались представления о том, что в человеке противостоят две природы: одна — бренное тело, другая — божественная нетленная душа, вселяющаяся в тело из некоего духовного предсуществования и продолжающая жить после разделения с ним. Подобные представления зафиксированы и в текстах Библии, относящихся к эллинистическому периоду. Эти воззрения получили развитие в богословских концепциях христианства. “Хотя тело у меня из земли, — писал Григорий Богослов, — но душа есть дыхание великого Ума”. Однако в христианской антропологии человек понимается не столько как противоборство, сколько как “союз природы видимой и невидимой”, обеспеченный сотворением человека Богом по своему образу и подобию и промыслом Божиим. “..Из видимого и невидимого естества Бог своими руками сотворил человека по образу Своему и по подобию, — писал Иоанн Дамаскин, — из земли Он образовал тело, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим вдуновением”. Боговоплоще ние становится залогом прославления целостного человека. Слово, Сын Божий “стало плотию и обитало с нами” (Ин. 1:14), Христос исцелял больных и воскрешал умерших, что свидетельствует о предназначении тела к освящению. Понимая человека как противоречивое соединение бытия и небытия, творческого слова Божия, Логоса с “ничто”, рациональной упорядоченности с иррациональным хаотическим началом, христианство придает человеку онтологический статус не только воплощенного, но и разрешаемого противоречия, не только жителя двух миров, но и путника из времени в вечность. Таким образом, тело человека, по учению христианства, является существенным восполнением его духовного начала - души. Вся жизнь души в земных условиях находит свое проявление в теле. Всякая жизнедеятельность души совершается не сама по себе, не изолированно от материального мира, а только в теле и через тело. Человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. В христианской версии понимания телесности человека существует различие «тело» и «плоть». Наиболее глубоко различение человеческого тела и плоти, отражающее диалектику сущности и существования, проводится в посланиях апостола Павла. У него понятие «тело» всегда употребляется в противовес душе, оно может быть отнесено и к мертвому и к живому телу. Когда он говорит о теле душевном, то сопоставляет с телом духовным, а не физическим. «Плоть» всегда живое существо, действующее начало в человеке, которой позволяет ему существовать как одушевленному свободному существу. Например, у Иренея Лионского происходит расхождение этих понятий, тело в сопоставлении душа и дух, плоть наиболее приближается к понятию тела, которое теряет отрицательный оттенок. Восстановить поврежденную природу человека, гармонию его существования и сущности, согласно христианской антропологии, может только Бог. Воплощение и вочеловечение Сына Божьего, его голгофская смерть и воскресение из мертвых преображают ветхого греховного Адама. После спасительного подвига Христа человек способен стать -“новой тварью”, “новым человеком” (Кол. 3:9-10). Понятие богоподобия человека сознается одной из предпосылок учения о подражании Христу. Христианин по благодати участвует в совершенстве Христа как единственного истинного образа и подобия Бога (см.: 1 Кор. 15:49; 2 Кор. 3:18). Христианская антропология принципиально христоцентрична и неразрывно связана с христологией. Таким образом, отношение к телу в христианстве весьма положительное, т.к. тело принял Христос, тело будет восстановлено, тело участвует в церковных таинствах.  

Буддизм и христианство различаются в отношении не только души человека, но и его тела. Буддистское восприятие тела, в отличие от христианского, носит отрицательный характер. Ведь через тело главным образом происходит привязанность человека к миру. Оно, таким образом, является первым препятствием на пути человека к освобождению, поэтому буддист должен осознавать составной характер своего тела, мыслить тело отдельно от себя, более того осознать отвратительность тела. Помогает в достижении этой цели медитация. «Вот ход классической буддистской медитации, имею­щей целью самопознание человека: Проводя Размышление о 32 частях тела, надо своим мысленным взором рассмотреть себя всего… При этом вы­ясняется, что человек многосоставен. Каждая из этих час­тей сама по себе не только не является человеком, но и довольно-таки неприятна. Соответственно, и целое (кото­рого, как оказалось, и нет) не должно вызвать никакой симпатии (влечения)… При этом надо не просто воображать себе эти части, напротив, зрительный образ должен уйти и остаться лишь чувство отвращения». Если у буддистов тело рассматривалось как изначально порочный, негативный компонент, природа которого должна быть побеждена силой человеческого духа. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что буддийское перерождение ведет к мучениям и нескончаемым метаморфозам, поэтому высшей целью является разорвать цепь этих перерождений, несмотря на то, что буддийское учение не отличается антропоцентризмом, всё же подобно тому как в христианстве, человек считается «венцом творения», так в буддизме человеческая форма рождения считается самой благоприятной. В буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна: только человек занимает срединное положение между живыми существами – он не так погружен в обманчивое блаженство как боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов; кроме того, человек, в отличие от животных, наделен развитым интеллектом. И эта срединность, центральность положения предоставляет человеку уникальную возможность: только человек способен к обретению освобождения, от круговорота сансары, только человек способен выйти из круговращения рождений-смертей и обрести вечное блаженное упокоение нирваны. Буддийские тексты постоянно говорят о том, что человеческое обличие – редкая драгоценность, а обретение его – великое счастье, поскольку лишь человек способен достичь освобождения, и в высшей степени неразумно пропустить столь трудно обретаемую возможность. Некоторыми религиями (например, индуизмом) божественная небесная душа резко противопоставлялась плоти, телу, которое оценивалось не только как низшее и неподлинное начало, но как источник зла.   

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!