Основные направления буддизма



Буддизм возник в середине VI в. до н. э. в северной Индии, распространившись впоследствии по всей Азии (исключая Ближний и Средний Восток) вплоть до Бурятии и Тувы на Севере и Калмыкии на Западе. Распространившись на юг и на север, буддизм разделился на два направления. Южное получило название хинаяна, другое название тхеравада (учение старейших), что означает «узкая колесница» или «узкий путь спасения». Северное направление буддизма получило название махаяна – «широкая, или великая колесница» или «широкий путь спасения». Хинаяна считает наиболее действенным способом спасения уход в монашескую общину – сангху, уход от мира. Вступая в нее, человек дает соответствующие обеты, отказывается от имущества, семьи и касты. Жизнь в сангхе регулируется запретами, правилами и предписаниями, общее число которых больше двухсот. В сангхе, и это главный момент в хинаяне, человек освобождается благодаря самому себе, своим собственным усилиям. «Не ищи защиты у других, будь сам защитой себе» – это принцип хинаяны (тхеравады).

В махаяне активным началом выступает не воля человека и его собственные усилия, а помощь «внешних» спасателей – бодхисатв. Бодхисатвы – это люди, которые в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми буддизмом к образу жизни праведника, заслужили право на вхождение в нирвану, они уже достигли состояния пробуждения, состояния Будды. Но они отказываются совершить этот последний шаг из-за любви к людям. Они остаются среди людей, наставляют их на путь истины, облегчают их страдания. Главные качества бодхисатв – это премудрость и сострадание. В махаяне, таким образом, появилась идея и практика альтруизма. Но помощь внешних спасателей предполагает обращение к ним, и в махаяне появляются молитвы и обряды, т. е. культовая практика. Если хинаяна выступает скорее как религиозно-философская система, то махаяна – это религия, в которой философский аспект подчинен религиозным установкам и действиям.

Это проявляется и в трактовке образа Будды. В хинаяне Будда – это человек, который пережил пробуждение и стал основателем учения. В махаяне Будда – вечная, идеальная, божественная сущность, обладающая тремя видами существования. Будда имеет три тела: Дхармакая, тело закона, – это изначальная и неизменная реальность, Абсолют, схожий с Брахманом Упанишад; Самбхогакая – тело блаженства, в котором Будда общается с бодхисаттвами, и, наконец, третье тело, Нирманакая – тело преобразования, т. е. принятие человеческого облика. В махаяне, помимо почитания Будды Шакьямуни, существует культ и других будд. Махаяна утверждает, что будд так много, как песка на берегах Ганга, при этом допускается возможность стать буддой не только для монахов, но и для отдельных верующих. Особо почитается в махаяне будда Амитабха, создатель и владыка рая. Признание существования рая – еще один вероучительный момент в различиях хинаяны и махаяны. Конечной целью жизни в хинаяне является достижение нирваны. Эта позиция сохраняется и в махаяне. Но философски сложное учение о нирване в махаяне формирует представление рая и ада. Как и в монотеистических религиях, рай в махаяне рассматривается в качестве вознаграждения за праведную жизнь, за благочестие, за поддержку монастырей, ад – как наказание за грехи. Рай – это волшебная страна Сукхавати, «Земля Блаженства». Люди появляются там в цветке лотоса, а из рая они уже попадают в нирвану. Ад же представляет собой место пыток грешников. Но пребывание их там невечно. Они возвращаются снова в мир, в цепь рождений и смертей, в мир страданий, где снова, если им повезет родиться людьми, получат возможность освобождения.

На основе двух основных направлений буддизма, хинаяны (тхеравады) и махаяны, возникли новые школы буддизма. Например, Ваджраяна"Алмазная колесница" - Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. Ваджраяна – направление в буддизме иначе называемое тантрчиеский буддизм. Из особых свойств данного направления следует выделить, прежде всего, йогические практики. С давних времен на развитии именно йогических форм строились принципы этой уникальной ветви буддизма. Основная цель практик, медитативных упражнений в рамках Ваджраяны – достижение состояния Будды в течение одной жизни. Ваджраяна предлагает путь достижения состояния Будды не через перерождения, а именно в данной конкретной жизни, в том теле, которое есть сейчас у человека, в том состоянии рождения, в котором он находится сейчас. Ваджраяна предлагает следующие основные техники: техника чтения мантр, техника визуализации божеств, созерцание мандал, психофизические и йогические техники.

К ваджраяне причисляют тибетский буддизм. Распространение буддизма в Тибете относится к VII в. и связано с деятельностью пришедшего из Индии тантрического проповедника и созерцателя Падмасамбхавы. Тантризм – это форма буддизма, которая сложилась в Индии в середине I тысячелетия н. э. Слово «тантризм» связано с названием священных текстов – тантр («нить, на которую что-то нанизывается»).Ламаизм.Это европейское название тибето-монгольского буддизма происходит от слова «лама» («высочайший»), обозначающее монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны.

В районах распространения ламаизм монополизировал духовную
жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической,
ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически
организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощенцы — «живые боги»). Лама был не .столько монахом,
сколько жрецом в общинном храме с обрядами календарно-производственного цикла, семейным жрецом, исполнявшим возрастные обряды, учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом, танцором.
Большинство лам трудилось на землях монастыря, лишь верхушка жила исполнением обрядов.

Именно обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться
из череды перерождений. Главным для верующего было накопление заслуг через исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв и очищение от скверны греховных поступков, В монастырях накапливались, демонстрировались и использовались в ритуале разнообразные культовые принадлежности: иконы-танка, реликварии,
музыкальные инструменты, ксилографированные канонические тексты
Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: будды Шакьямуни, бодхисаттв, Падмасамбхавы, лам-основателей. Впечатляющи и другие культовые сооружения ламаизма: деревенские храмы, часовни, молитвенные барабаны-цилиндры с тысячами оттиснутых молитв, вращаемые руками или водой, стены и отдельные
камни с выбитыми молитвами, флаги, чортены, происходящие от ступреликвариев раннего буддизма, но по форме — храмы-башенки с многоярусными крышами-шпилями.

Развитие ламаизма в Тибете, его реформа в XV — XVII вв. сделали
этот район «метрополией» по отношению к соседним странам, средоточием монастырей — основателей различных течений. Столица Тибета — Лхаса — была до 1959 г; резиденцией Далай-ламы. В том году в Тибетском районе КНР вспыхнуло восстание, имевшее национально-религиозную окраску, закончившееся бегством Далай-ламы и более ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона) в Непал, Бутан, Индию,
где и проживает сейчас глава ламаистов.

На Дальнем Востоке, в Китае и Японии получила распространение возникшая на основе хинаяны школа Чань, или Дзэн-буддизм. Слово «чань», сокращенное от «чаньна», (китайский перевод санскритского слова «дхьяна») означает «созерцание, медитация». В японском языке дхьяна передается словом дзэн. Школа Чань возникла в Китае в V в. н. э., явившись результатом проповеднической деятельности монаха Бодхидхармы, приехавшего из Индии. В конце VIII в. она проникла в Японию, где и получила название дзэн-буддизма. В основе школы Чань лежит вероучение о наличии природы Будды во всем сущем, в том числе и в каждом человеке, хотя сам он этого не сознает. Отсюда возникает цель – постичь Будду в самом себе, т. е. достичь состояния Будды уже в этом рождении. Таким образом, речь идет о «внезапном пробуждении», об одномоментном приближении к Будде. Но это внезапное пробуждение требует большой предварительной работы человека – медитативной практики, усиленного самосозерцания. Необходимым условием этого является пробуждение сознания человека.

На территории нашей страны  проживают в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской республиках, где распространен ламаизм школы гелукла. Народами, населяющими эти регионы, буддизм был воспринят еще в средние века.

Рост национального самосознания последних лет повлек за собой возрождение традиционных ценностей, в первую очередь буддийских, воспринимаемых как этноспецифичные. Вновь совершаются ла-
маистские и общебуддийские обряды, устраиваются празднества. Во многих местностях открываются храмы и монастыри, играющие все более важную социальную роль. В школах обучают национальному и тибетскому письму и языку, знакомят с историей буддизма, с основами тибетской медицины.

Кроме указанных районов традиционного распространения буддизма все больше общин образуется в различных городах и местностях страны. Крупнейшей из них является Санкт-Петербургское общество буддистов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!