История догматического движения в период Вселенских Соборов.



Со 2века начинается установление догмата.

 Первая эпоха тринитарных споров.

Троица – не библейское термин, в библии есть указание на 3 лица. Термин троица вводит Феофил Александрийский на греч. яз., а на латыни – Тертуллиан.

Федор Кожевник – динамизм – Бог только Отец, Сын и Святой Дух - его силы.

3 век. Савелий- модализм – сначала Бог – внелиц, при сотворении мира он – Отец, при спасении мира он – Сын, при учреждении церкви- Святой Дух. В конце времен – вновь безличностное существо.

Арианство – (в 317 г.начинает проповедовать) – термин «единосущее» - считается модалистским термином и был утвержден 2 вселенским собором. если Сын с Богом – одной сущности, то получается сущность Бога –делима, что нелепо. => сын – первое домирное творение Отца, святой Дух – творение Сына.

325 г .Константин Великий на 1 вселенском соборе отрицает арианство, устанавливается 7 членов символа веры Отец=Сын-Святой Дух исрользует термин «единосущее». В результате чего арианство оживилось. Затем отцы – каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов)прорабатывают терминологию, используя учение Аристотеля, по Аристотелю 1) сущность – проявление индивидуальности, как проявление бытия – ипостась (В.Великий), 2) сущность – как общее бытие: в Троице свойство принадлежит равно Отцу,Сыну и Святому Духу. Был сформулирован догмат троицы.

2 Вселенский собор дополняет символ веры – о Св.Духе, о Церкви, об исходе мира, утверждается термин «единосущный».

 Христологические споры.

Если на землю пришел не Бог, то спасение не совершилось, если пришел только Бог, то опять спасение не совершилось = > несколько концепций:

 

Несторианство – Христос только при рождении получил силу Логоса (т.к. простая женщина не может родить бога)

3 Вселенский собор (431) несторианство было отвергнуто, главный деятель собора Кирилл Александрийский. Была допущена двусмысленная фраза «во Христе – единая природа Бога-Слова воплощенная» = >ересь монофезиты – во Христе 1) одна божественная природа (Евтихий) 2) Диаскор: одна сложная во Христе природа.

451 год – Собор, на котором по инициативе Феодорита Кирского осудили монофезитство и был выработан орос.

5 вселенский собор (553) – был осужден Ориген за апокатастасис, нусы и предсуществование душ.

 В 7 веке – монофелитство – ересь, конструированная императорской властью : во Христе 2 природы, но 1 воля, 1 ипостась.

Оппозиция – М.Исповедник и Папа Мартин: если признать волю- атрибутом ипостаси, то во Христе 3 воли.

В 680 году был 6собор – осуждены моноф???????? Во Христе 2 природы, 1 лицо,1 ипостась, 2 общие природные воли, которые действуют в одном направлении.

В 8 веке- спор об иконах.

Лев Исавр (Византийский император) – землетрясение из-за икон, а его сын дал аргументацию. Если на иконе поклоняются божеству – это нарушение второй заповеди – не сотвори себе кумира. Если на иконе Иисуса Христа идет поклонение человеку – впадение в несторианство. Если –божеству и человечеству – монофезитство.

И.Дамаскин дает критику: на иконе ипостась, а не природа.

Т.о. богословие, во- первых, христоцентрично; во-вторых, в богословии происходила разработка важнейших понятий (личность, индивидуальность…), в третьих, происходило формирование богословия – науки как таковой.

843г. – иконы точно оправданы.

 

 

Богословские школы Запада.

1939 год – репрессии.ПийXII - внимание на актуальность Ф.Аквинского = > начинает формироваться неосхоластика, неотомизм:Честертон, Жак Маритен, Этьен Жильсон, Эммануэль Мунье:

1. интерес к доказательствам бытия Бога

Жильсон – Бог есть сущее, только в действительности Бог сущий тогда, когда есть свидетели его существования как сущего.

2.идея царста божья

 Мунье (персонализм) – развитие образа Бога в человеке выражает личность человека, которая есть индивидуальность.

Царство Божье прежде всего внутренне состояние человека, но общество таких личностей образует царство божье как социальное.

Протестантизм (проблема в разделении школ): можно представить следующую модель:

1.религиозно-исторические школы: живленный интерес к истории раннего христианства, к библеистике, Адольф Гарнак – христианство – историческая реальность, но во временном аспекте – идеальная религия.

Эрнст Трельч – религия духовно связана с культурным состоянием эпохи, поскольку современный мир – мир свободной либеральной демократии утверждается в результате демократии=> протестантизм – высшая идеальная форма реализации христианства.

Швейцер – современный мир – мир изменившегося христианства, современное христианство далеко ушло от начальной формы, можно говорить о несбывшейся эсхатологической революции. Христос жив духовно и христиане призваны разделит его духовность.

Бультман ( «проблемы синоптичеких евангелий», «теология ап. Павла», «демофологизация Нового Завета») Новый Завет составлен из проповедей для того времени => мифологичекая основа – что не устраивает современного человека = > Писание должно быть демофологизировано. Христианство должно стать религией в пределах только разума.

Христианство должно стать антропологичным и экзистенциальным.

3. Диалектическая школа – 20 век, составить систематическую теологию

Тиллих (второй Гегель) «Система теологии» - идея антиномии: 1)во Христе сошлось деление на бога и человека, Христос – воплощенный Бог.2) Христос – тварь и творец,3)грех и добродетель.

Современный человек в состоянии обезличенности – последствие греха, что порождает в человеке чувств трепета и страха. В Боге человек самотрансцедентируется т.к через отношение с Христом человек выражает свою внутреннюю способность для встречи с богом.

 Теория секуляризации.

 Банхёффер - спасение может быть и не по отношению к христианам. Секулярный мир может быть спасен вне зависимости от конфессии .

Теология надежды

Мольтман – необходима новая теология т.к. любовь иссякла и вера обескровилась=> следует искать надежды – христианство должно быть утешающим.

Коркс???- возникновение христианства – чудо, должна произойти реставрация христианства.

 Теология процесса.

Кобб, Огден – в мире присутствует бог, который отпечатывает себя на своих творениях, через мир действует на человека.

Новая христология: Христос через церковь преподает истинное знание.

Теология смерти бога

Ваханян – вера умерла, сейчас задачи богословия показать ограниченность представлений о боге.

Теология смерти теологии

Рашке – т.к. вера обессилена, а вопросы богословия много раз обсуждались = > сейчас задачи богословия – исследование языка богословия, «о себе рассуждать надо»

 

Т.о. основная тенденция- происходит специализация; углубление в антропологический характер, в социально-культурные, эсхатологические вопросы.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!