Марксистская концепция религии



Основоположник марксистской концепции религии К.Маркс, следуя за Фейербахом, соглашался с тем, что исторически религия возникает как выражение практических потребностей человека, но исходит не из потребительской практики "пищи и питья" индивида, а из особенностей "древних общественно-производительных организмов", для которых характерны незрелость "индивидуального человека" и низкая ступень развития производительных сил труда. Для Маркса религия – не естественный (определяющий), а общественный (производный) продукт, историческая форма мировоззрения, но это не окостеневшая доктрина, изолированная от "живого" движения истории, она – "звено действительного мира".

Ядро марксистской социологической теории религии составляет учение о социальной сущности религии. Сущность религии раскрывается в разных аспектах: во-первых, религия истолковывается как необходимый продукт материального жизненного процесса; во-вторых, она понимается как иллюзорное выражение (проявление) действительных отношений; в-третьих, интерпретируется как способ существования отчуждения человеческой сущности; в-четвертых, характеризуется как фантастическое отражение реального мира; в-пятых, религия рассматривается как часть надстройки.

1. Религия представляет собой продукт материального жизненного процесса. “Даже туманные образования в мозгу людей, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками”

Необходимо подчеркнуть, что для марксистской социологической теории неприемлема вульгарная концепция экономического детерминизма. Ф. Энгельс критиковал “нелепое представление идеологов”, будто марксизм отрицает всякое воздействие политики и идеологии на историю. В реальной действительности, как только историческое явление вызвано к жизни (в конечном счете экономическими причинами), оно тоже воздействует на окружающую среду. “Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие, - писал Ф. Энгельс, - основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь”.

Религия имеет свои корни в стихийно сложившемся обществе, в котором люди подчинены чуждым силам - природным и общественным. Разрушительное действие стихийных, неконтролируемых сил, господствующих над людьми, составляет существенную черту общественного процесса во всех докоммунистических формациях и служит причиной, порождающей религию. “Понимание причинной связи этого господства чуждых сил” (Ф. Энгельс) предполагает выяснение специфики социальных корней религии в условиях конкретных общественно-экономических формаций. Основой религии в первобытнообщинной формации была низкая ступень развития производительных сил и ограниченность отношений людей рамками материального производства жизни, а значит, ограниченность их отношений друг к другу и к природе. В антагонистических формациях общественный процесс подчинен законам движения частной собственности, которая обусловливает отношения эксплуатации, классовое угнетение, классовую борьбу, политическое подавление масс и т. д. Рабовладельческий способ производства базировался на “непосредственных отношениях господства и подчинения” (К. Маркс). При феодализме личная зависимость характеризует как отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни: зависимы все - крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Авторитарность и корпоративность - вот главное в социальных связях той эпохи. При капитализме отношения господства и подчинения воспроизводятся в опосредованной форме. Частная собственность в своем развитии ведет к концентрации благ в руках имущего класса (буржуазии) и к бедствиям неимущего (пролетариата). Действие сил, господствующих над людьми, “является одним из главных моментов в предшествующем историческом развитии” - такова идея К. Маркса и Ф. Энгельса относительно специфики социальных отношений, продуктом которых выступает религия.

Важнейшую роль в развитии марксистского учения о корнях религии (в том числе социальных корнях) сыграл В. И. Ленин. Он ввел в марксистскую науку понятие “корни религии”. В. И. Ленин дал глубокий анализ экономического базиса империализма, тем самым заложил основы научного объяснения религии в эту эпоху. Он подчеркивал: корни религии в современном капиталистическом обществе главным образом социальные. “Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, - вот в чем самый глубокий современный корень религии”.

Раскрывая понятие социальных корней религии, В. И. Ленин говорил прежде всего об экономических отношениях капитализма. Анализ “экономических корней религиозного тумана” является для В. И. Ленина исходным пунктом. “...Гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества”.

2. Анализ социальной природы религии предполагает также рассмотрение ее (религии) под углом зрения отношения “сущность - явление”. Религия выступает как иллюзорное выражение (проявление) некоторой сущности. Марксизм считает религию иллюзорным выражением действительных отношений и деятельности людей, их производства, их определенных общественных связей. Религия является одним из видов иллюзорного выражения сущности определенного типа социальных систем. Эта мысль неоднократно подчеркивалась К. Марксом: религия - “превратное мировоззрение”, ибо порождена “превратным миром”; религия - проявление “мирской ограниченности”, “религиозное убожество есть... выражение действительного убожества”. Понятие о высшем существе, является “лишь идеалистическим, духовным выражением... представлением о весьма эмпирических путах и границах, внутри которых движется способ производства жизни и связанная с ним форма общения”.

3. Религия есть “священный образ человеческого самоотчуждения” (К. Маркс). “Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нем самом”. В этом же смысле высказывался и Ф. Энгельс: “...человек утрачивал в религии свою собственную сущность, отчуждал от себя свою человечность...” В религии происходит удвоение мира, “земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство”. Это “царство”, этот “мир” населяются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью. Происходят отчуждение и объективация продуктов сознания человека и противопоставление их ему самому. “...В религии над человеком господствует продукт его собственной головы...” Человек поклоняется собственной сущности, преобразованной, однако, в чуждую ему сущность, господствующую над ним. Религиозные персонажи репрезентируют реальные человеческие отношения.

Разрабатывая категорию религиозного отчуждения, К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике гегелевскую и фейербаховскую трактовку этого понятия. Для Гегеля человеческая сущность равнозначна самосознанию. Поэтому всякое отчуждение человеческой сущности для него не что иное, как отчуждение самосознания. Отчуждение самосознания не рассматривается как выражение действительного отчуждения человеческой сущности. Напротив, согласно Гегелю, действительное отчуждение оказывается лишь проявлением отчуждения самосознания.

Принцип научного анализа религиозного отчуждения сформулировал К. Маркс в “Тезисах о Фейербахе”. Если религия претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, если религиозное самоотчуждение человека является фактом, то для правильного объяснения религии необходимо выяснить, что такое человеческая сущность. К. Маркс объясняет: “...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Иначе говоря, сущность человека и, следовательно, религиозное отчуждение могут быть поняты лишь на основе изучения конкретного общества, его социальной, классовой, политической структуры.

Отчуждение действительной жизни обусловливается наличием частной собственности, эксплуатации, стихийно складывающимся разделением труда, односторонностью, “частичностью” развития человеческой личности. Деятельность человека, ее результаты превращаются в самостоятельную силу, враждебно противостоящую ему и господствующую над ним. Религия представляет собой один из способов существования отчуждения человеческой сущности. В ней находят выражение указанные моменты отчуждения действительной жизни.

4. Религиозные образы внутренне связаны с верой в объективное существование существ, свойств и связей, которые составляют лишь предметное содержание данных образов. Подобного рода иллюзия поддерживается тем, что религиозные образы представляют собой отражение (хотя и фантастическое) действительных отношений. Религиозное отражение совершается в определенных формах. Если речь идет об отражении в сознании, то оно может выступать в виде сенсорных и понятийных форм. Характерно, что религиозное мышление пропитано наглядностью, чувственностью. Религиозное сознание- это “наполовину чувственное, наполовину размышляющее сознание” (К. Маркс). Способами существования и выражения содержания религиозного отражения являются различные системы знаков - Религиозная терминология, религиозные символические действия, традиции, обычаи и т. д. Содержание религиозного отражения может существовать в различного рода объективированных формах (религиозная литература, произведения религиозного.искусства и т. д.).

Отражение действительности в религии разнопланово. В религии отражаются самые различные явления и процессы объективного мира - природные и общественные, а также феномены человеческой психики и сознания. В ней находят отражение как господствующие над людьми внешние силы, так и те реальные отношения, в которых выражается господство человека над природными и общественными процессами. Можно говорить о том, что религия отражает всю реальную действительность через призму специфически религиозного отражения, искажающего действительность (элементы адекватного отражения “внешней среды” также м. присутствовать

5. Для понимания сущности религии имеет значение и характеристика ее как части надстройки. Совокупность материальных производственных отношений, складывающихся независимо от воли людей, составляет экономическую структуру общества, его базис. На реальном базисе возвышается надстройка - целостное образование, элементами которого являются общественное сознание в его различных формах, идеологические отношения и соответствующие им институты. Во взаимодействии базиса и надстройки определяющую роль играет базис. Производственные отношения обусловливают характер государства, права, общественные взгляды людей - политические, правовые, философские, религиозные, нравственные, художественные - и соответствующие этим взглядам учреждения. В то же время надстройка обладает относительной самостоятельностью, оказывает обратное влияние на базис.

Религиозную надстройку образуют религиозные идеи, институты и организации, религиозные отношения, складывающиеся в религиозной деятельности людей. В отличие от других частей надстройки религия дальше отстоит от материальной жизни, обладает большей относительной самостоятельностью. Религия относится к таким надстроечным явлениям, которые, однажды возникнув, наследуются позднейшими общественно-экономическими формациями. Религия сохраняет известные представления, структуры прошлых времен. Изменения в религии определяются в конечном счете экономическими отношениями людей. Христианство, например, появившись в период кризиса рабовладельческого общества, стало частью надстройки феодального, а затем и капиталистического общества. В средние века по мере развития феодализма христианство приняло соответствующий ему иерархический вид. В период Реформации кальвинизм придал церкви республиканский, демократический вид, соответствовавший потребностям буржуазии.

Религия находится во взаимодействии с другими частями надстройки. История показывает, что религия по отношению к государству играла, как правило, служебную роль. Независимо от того, составляли или не составляли религиозные организации часть государственного аппарата, господствующие классы использовали религию для поддержания своей власти.

Учение о социальной сущности религии составляет исходную теоретическую основу марксистской социологии религии. Оно позволяет научно объяснить религию, дать правильную интерпретацию ее различным социальным феноменам. Раскрытие сущности религии служит основой для критики различных богословских, идеалистических и метафизических ее концепций - ее сакрализации, натурализации, биологизации, психологизации, антропологизации, “социологизации”.

Энгельс – определение религии: Религия – фантастическое отношение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над человеком в его повседневной жизни, отражение в котором земные силы принимают форму неземных.

7. Вопросы философии религии в русской философии


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1721; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!