Канон в будние дни Великого поста.



 

Устав канона:

1) Песнь с трипеснцем. М6, Т8 + доп. Тропарь из Триоди + катавасия из Триоди.

Поскору – чтение, без тропаря. Отметки: на 14, на 8, на 4 – переход к другому канону.

2) Песнь без трипеснцы. М4 (библ. песни с отметки на 4) <-ирмос не входит в счёт.

На 3, 5 песн, если нужен покрывающ. ирмос, то он не будет петься вначале (если нет трипеснца).

3) 2 песнь во вт (2 библ. песнь очень длинная и не имеет отметок; она не соединяется с тропарями трипеснца) <= сначала поётся вся библ. песнь, потом ирмос и тропари. (Припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе…»)

 

Полиелейный святой «во един от дней постных».

 

Пример – 24 фев (образец) – обретение главы ИП.

Основные особенности:

1) Назнач. преждеосвященная (на вечерне);

2) Отменяется Октоих, используется Триодь и Минея;

3) Утреня на Бог Господь (элементы праздника и поста);

4) Полиелей (псалмы (спец.) + величание);

5) Ев. на утрени;

6) Канон св. на 8 (где нет трипеснца – канон св. на 8 и рядовая катавасия; где есть трипеснец: М6 Т8 – катавасия триодная);

7) Славословие всё равно не поётся;

8) Стихиры на стиховне (по Триоди).

Составление

· В Минее – тропарь отпустительный. В конце утреня становится будничной. Первая вечерня тоже начинается как праздничная: есть вход с кадилом и паримии.

· Поклоны Ефрема Сирина сокращаются до 3 – остальные поклоны отменяются.

· Многие тексты, которые поются, здесь читаются (на языке Типикона: «поскору»).

· Отменяются конечн. Трисвятые

· Необходимо открыть Маркову главу

· Малое повечерие

· Стихиры на Господи воззвах: подобны (Иосифа и Феодора). Богородичен 1-й – догматик настоящего гласа. Великий прокимен Триоди: «не отврати лица Твоего от Отрока».

· Нет Сугубой ектении.

· По Отче Наш: тропарь Иоанна Пр. И ныне: Богородичен воскресн. (отпустительн.)

 

Благовещение Пресвятой Богородицы: история праздника, особенности богослужения.

 

История

Посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования:

· Зачатие Христа,

· Благовещение о Христе,

· Начало искупления,

· Благовещение Ангела Марии,

и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве.

В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

 

Особенности богослужения, видимо, придётся смотреть в типиконе – Марковы главы. Там будет сложное совпадение поста и праздника, стоит обратить внимание, какие в службе элементы праздника, какие поста. Кроме того, полезно упомянуть возможные комбинации Благовещения с переходящими праздниками.

Богослужение Великого понедельника, вторника и среды: история и особенности.

 

В Великий Понедельник вспоминается прекрасный Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший и потом прославившийся. Это прообраз Христа, преданного соотечественниками на страдания и смерть. В этот день вспоминается также проклятие Господом бесплодной смоковницы – прообраза лицемерных фарисеев, при внешнем благочестии не имеющих истинных плодов веры. Синаксарий Великого Понедельника объясняет, что смоковнице уподобляется и «всяка душа, всякаго духовнаго плода непричастна».

В Великий Вторник вспоминаются обличительные притчи и беседы Господа, сказанные Им в этот день в Иерусалимском храме: о десяти девах, о талантах, о кончине мира и Страшном суде.

В Великую Среду вспоминается жена-грешница, помазавшая Господа миром в Вифании в доме Симона-прокаженного и совершившееся сразу после этого предательство Иуды. В песнопениях не раз сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и предательство ученика.

История

В «Паломничестве» Эгерии, отражающем иерусалимскую литургическую практику кон. IV в., отмечается, что в первые 3 дня Страстной седмицы утренняя служба (от пения петухов и до рассвета) и дневные службы 3-го и 6-го часов совершались в часовне Воскресения Господня и по тому же чину, что и в Великий пост; вечерняя служба (от 9-го часа дня и до 1-го часа ночи, т. е. примерно с 15.00 до 18.00-19.00) служилась в Мартириуме (главном храме), состояла из гимнов, антифонов, библейских чтений и молитв и завершалась чином благословения вечернего света и отпустом, после к-рого епископ и народ шли с пением гимнов к часовне Воскресения Господня, где пели еще один гимн, читали молитву, епископ благословлял оглашенных и верных и произносился окончательный отпуст.

В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой).

В соборном богослужении Константинополя IX-XII вв.

отраженном в Типиконе Великой церкви, эти дни практически не отличались по своим литургическим особенностям от седмичных дней Великого поста. В каждый из 3 дней совершались утреня, тритекти (особая служба, заменяющая дневные часы), вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, паннихис (торжественная служба накануне праздников, а также на 1-й седмице Великого поста и Страстной седмице). Тритекти и вечерня, как и в будние дни поста, имели 3 паремии (1 на тритекти и 2 на вечерне). Паремии, напротив, взяты не из книг Бытия, Притчей Соломоновых и прор. Исаии (как в будние дни поста), но из книг Исход, Иова (на вечерне) и прор. Иезекииля (на тритекти). Важнейшее отличие служб этих дней от обычных великопостных - чтение Евангелия на вечерне. Паремии 3 дней представляют собой последовательное чтение 3 книг ВЗ – Исхода, Иова и Иезекииля.

Выбор вечерних евангельских чтений, согласно Типикону Великой ц., напоминает выбор их в древней иерусалимской, но здесь поучение Господа на Елеонской горе (Мф 24. 3 - 26. 2) прочитывается в 2 приема. Утренних евангельских чтений в эти дни в Типиконе нет. Кроме чтений, в Типиконе Великой ц. указаны особые тропари на утрене на Пс 50 и на тритекти.

После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав, а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни.

 

Особенности

С точки зрения уставных положений и общего содержания богослужения эти первые три дня обычно рассматривают как нечто единое. Службы в Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются по одной схеме и сохраняют свой покаянный характер.

1. В начале утрени после «Аллилуиа» трижды поется знаменитый тропарь: «Се Жених грядет в полунощи». Читается Евангелие, содержащее повествование о делах и речах Господа в последние дни Его земной жизни, Его притчи и беседы о кончине мира и втором пришествии. (2, с.167).

2. Вместо целого канона положен только трипеснец (в Великий вторник – двупеснец).

После его окончания трижды эксапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Его положено петь с Великого Понедельника по Великий Четверг, 12 раз за четыре дня. Конечно, это не случайно.

3. Славословие читается, и концовка утрени великопостная.

4. Главной особенностью часов в первые три дня Страстной седмицы является то, что на них прочитывается полностью все Четвероевангелие. Евангелия от Матфея и Марка читаются каждое в два приема, Евангелие от Луки – в три приема. Евангелие от Иоанна читается в два приема, но не полностью, а только до слов: «Ныне прославися Сын человеческий…» (13:31), то есть до начала прощальной беседы Господа с учениками. Таким образом в течение трех дней на каждом из трех часов (3, 6, и 9) бывает по одному чтению, а всего девять чтений.

5. Смена паремий. Теперь на шестом часе читается пророчество Иезекииля, а на вечерне – книги Исход и Иова (вместо книги Бытия и Притчей Соломона на вечерне и книги пророка Исайи на 6 часе). Книга Исход повествует о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них, о пути к земле обетованной. Это прообраз изведения человечества из греховного плена. Безропотные страдания праведного Иова являются прообразом спасительных страстей Господних. Из книги пророка Иезекииля взято то место, где говорится о его призвании к пророческому служению (главы 1-2, начало главы 3).

6. Первые три дня Страстной Седмицы имеют один и тот же отпуст: «Грядый на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…».

7. В Великую среду в последний раз служится литургия Преждеосвященных Даров, последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина, последний раз делаются земные поклоны [38], последний раз стихословится Псалтирь. Заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Перед литургией среды Типикон назначает чин прощения за весь пост, похожий на тот, что совершался в Прощеное воскресенье. Среда – это как бы граница, отделяющая один тип богослужения от другого. После среды начинаются совершенно особые службы, посвященные спасительным страстям Господним.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 848; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!