Отдания Господских и Богородичных двунадесятых праздников. Служба отдания в воскресный день.



 

Двунадесятые - 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после праздника Пасхи (к-рый не относится к Д. п.). Разделяются на Господские праздники, посвященные событиям земной жизни Господа Иисуса Христа (сюда же включен и праздник Крестовоздвижения), и на Богородичные праздники, посвященные событиям земной жизни Пресв. Девы Марии;

По положению в системе праздников года церковного - на непереходящие и переходящие.

 

Выделение 12 из всех годовых праздников, уступающих по значимости только Пасхе («празднику праздников»), имеет символическое значение и характерно только для правосл. традиции - хотя, естественно, и в др. христ. традициях среди праздников те или иные из них признаются наиболее важными.

 

 

Праздники Число и месяц Всего дней праздника Число дней предпразднства Число дней попразднства с отданием Отдание
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 6 1 4 25 сентября
Воздвижение Креста Господня 27 сентября 9 1 7 4 октября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 6 1 4 8 декабря
Рождество Христово 7 января 12 5 6 13 января
Крещение Господне. Богоявление 19 января 13 4 8 27 января
Сретение Господне 15 февраля 2-9 1 0-7 c 16 до 23 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы * 7 апреля 3 1 1 8 апреля
Преображение Господне 19 августа 9 1 7 26 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 10 1 8 5 сентября

Внимание, даты грегорианского календаря!!!

 

Сформировавшаяся к XVI-XVII вв. система Д. п. включала праздники: (Надо знать!!)

 

1. Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.),

2. Введения во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.),

3. Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта),

4. Рождества Христова (25 дек.),

5. Сретения Господня (2 февр.),

6. Крещения Господня (6 янв.),

7. Преображения Господня (6 авг.),

8. Входа Господня в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой),

9. Вознесения Господня (четверг 6-й седмицы по Пасхе),

10. Пятидесятницы (8-е воскресенье по Пасхе, считая саму Паcху),

11. Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.),

12. Успения Пресв. Богородицы (15 авг.).

 

Отда́ние пра́здника – последний из дней попразднства двунадесятых и великих праздников, отличающийся большей торжественностью, в богослужениях которого содержится значительная часть молитвословий и песней, петых в самый праздник.

Первоначально отдание праздников появилось в 4 в. для некоторых праздников, например, для Пасхи, Пятидесятницы, Рождества Христова, а позже принято Церковью для всех вообще великих праздников.

 

 

Основные правила службы и особенности богослужения:

· В день отдания служится вседневная вечерня и славословная утреня

· По правилам не соединяется со службой святому (но на практике часто соединяют)

· Используются песнопения самого праздника (просто открываешь в Минее день праздника и вперёд)

· На 9 песни «Честнейшую» не поем, зато поём её с припевами праздника (смотри канон самого праздника, 9 песнь, там особенные припевы должны быть)

· На литургии: Блаженны обоих канонов праздника (их обычно два, смотри сам праздник), тропари из 9 песни канона припеваем к Блаженным на 8.

· На входе поём тропарь и кондак праздника

· Если Господский, то чтения рядовые, прокимен праздника

· Если Богородичный, то чтения рядовые и праздника, прокимен праздника.

 

Аще прилучится воскресный день, а потребно служить отдание

Заметка: В пред и по празднество в будние дни отменяется октоих. Однако же ежели воскресный день случается, то октоих снова участвует. Такие дни можно глядеть в типиконе, в главах Марковых и оттуда скатывать все, что потребно.

 

В воскресный день отдания служба праздника соединяется со службой октоиха (воскресной). Песнопения аналогично берутся из службы самого праздника. По приоритету воскресная служба занимает место важнее, чем праздника (например в каноне на утрени песнопения праздника идут по 3 песни, а воскресные – по 6) (Для тех, кто в танке – более важные читаются по 6, менее важные – по 3)

· Естессно, Всенощное бдение, со всеми проистекающими

· По 9 песни поем Честнейшую (в будни нет), а припевов нет (в будни есть)

· На литургии Блаженны воскресные на 6 и праздника (из 9 песни) на 4

· Особенности с чтениями и прокимном такие же, если Богородичный – 2 прокимна, 2 чтения (недели и праздника); если Господский – 2 прокимна (недели и праздника), чтение только рядовое.

 

Особенности соединения служб гляди в МК, благо, типиконом на экзамене пользоваться можно.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 996; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!