Рождественский пост. Богослужение на Рождество Христово.



 

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

 

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).

 

Богослужение на Рождество Христово:

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

 

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники).

 

Первое в литургическом году рождественское песнопение — катавасия «Христос рождается…» (ирмосы первого Рождественского канона) — положено во все дни от праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы на службе с великим славословием. Катавасия поётся до отдания праздника Рождества, то есть 31 января по юлианскому календарю.

 

На дни Рождественского поста, предшествующие Рождеству Христову, приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков (а также в некоторые иные дни поста — подробнее см. статью Рождественский пост) богослужение, согласно Уставу, совершается по великопостному чину: вместо пения «Бог Господь» на утрене поётся «Аллилуиа», за богослужением читается покаянная молитва Ефрема Сирина[2]. Две последние Недели (воскресенья) пред Рождеством Христовым — Неделя святых пра́отец и Неделя святых отец — посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков и предков Иисуса Христа по плоти соответственно. Этим Церковь воспоминает жизнь человечества до пришествия в мир Христа. Всё это указывает на то, что до воплощения Христа над человечеством тяготело бремя первородного греха и подготавливает к мысли о том, что лишь Рождество Христово дало надежду на скорое снятие печати греха.

 

Праздник Рождества Христова, также как и Богоявление, в отличие от прочих двунадесятых праздников, имеет пять дней предпразднства. Такая продолжительная подготовка к празднику свидетельствует об особой важности для жизни христиан того события, которое отмечает церковь в этот день. В богослужебных текстах служб предпразднства содержатся призывы к молящимся устремить свой взор к Вифлеему и, очистив свои грехи, с чистым сердцем взирать на Деву Марию, «ищущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего». Христиане призываются к тому, чтобы также и они были свидетелями тайны Воплощения Бога-Слова. Каноны предпразднства составлены по образцу канонов Страстной Седмицы. В них Богомладенцу противопоставляется царь Ирод и его советники, занимающие в службах предпразднства такое же место, как Иуда и соборище иудейское в службах Страстной Седмицы. Канон последнего дня предпразднства, 24 декабря, составлен по образцу канона Великой Субботы. Его главная мысль — плод Божества на земле, а именно — соединение земного с небесным.

 

Последний день предпразднства именуется Навече́рием Рождества Христова или Рождественским сочельником. В богослужебных текстах этого дня скорбные мотивы и призывы к достойной встрече родившегося Спасителя постепенно сменяются радостью и ликованием по поводу рождающегося Спасителя. Если службы предпразднства раскрывают тайну воплощения Бога, то в Навечерие внимание обращается уже на земные обстоятельства этого события: говорится о времени и месте, когда оно должно совершиться, а также упоминаются все его участники — Дева Мария и Иосиф Обручник, волхвы и пастухи. Служба Навечерия, помимо своего содержания, характеризуется также и своим богослужебным строем, отличным от богослужебного строя всего остального годичного круга (за исключением дня Крещения Господня). Так, в Навечерие Рождества Христова читаются Царские часы вместо вседневных; эта служба совершается лишь три раза в году. Псалмы, читаемые на этой службе, представляют собой пророчества о явлении в мир Мессии. Чтения из Священного Писания — из Ветхого Завета, апостольских посланий и Евангелия, положенные на царских часах уже по своему содержанию раскрывают смысл самого праздника. Евангельские чтения охватывают промежуток от явления ангела во сне Иосифу до возвращения младенца Иисуса вместе с семьёй из Египта.

 

В случае, если Навечерие выпадает на субботу или воскресенье, в этот день Царские часы не служат, а переносят на пятницу. В таком случае в эту пятницу литургия не совершается. Если Навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг или пяток, то утром — Царские часы; а в 1-м часу пополудни — вечерня в соединении с литургией Василия Великого. На вечерне читается 8 паремий — вместо обычных для праздничной вечерни трёх. Паримии содержат повествование о сотворении мира, пророчества о пришествии на землю Христа и о грядущем Царстве Христовом. Если Навечерие случится в субботу или Неделю (воскресенье), то обычным порядком и в обычное время совершается литургия Иоанна Златоуста; а в первом часу пополудни отдельно от литургии (по чтении 9-го Часа) — великая вечерня. Любопытно, что Типикон содержит явно ошибочное указание, которое митрополит Филарет (Дроздов) именует «замешательством в Уставе», назначая в Навечерие в субботу или Неделю, на вечерне, совершаемой после литургии, чтения евангелия от Матфея, зачало 53-е, — вместо праздничного чтения от Луки, зачало 5-е, а также чтение послания к Галатам, зачало 207-е (об оправдании в Новом Завете верой во Христа) — вместо праздничного послания к Евреям, зачало 303-е (о превечном рождении Сына Божия от Отца). В субботу или Неделю по отпусте вечерни, а в прочие дни седмицы по отпусте литургии — поставляется свещник посреди храма, а оба лика (и все клирики), ставши вместе, поют тропарь Рождества, «Слава и ныне» и кондак «Дева днесь». По пении «входим в трапезу, и ядим варение [то есть варёную пищу] со елеем, рыбы же не ядим»; в субботу же или Неделю «ядим совершенно [то есть до сытости], рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом.»

 

Бдение в канун Рождества начинается с великого повечерия (в котором, однако, опускаются конечные молитвы) — вместо обычной вечерни, которая уже отправлена вместе с литургией Навечерия. «Аще случится Рождество Христово в неделю, воскресно ничтоже поем» — предписывает Устав. По прочтении великого славословия — лития и благословение хлебов; затем праздничная утреня.

 

В сам праздник Рождества служится литургия Иоанна Златоуста; или, если он выпадает на воскресение или понедельник, — Василия Великого, так как литургия Иоанна Златоуста уже совершалась накануне. За этой литургией вместо обычных изобразительных псалмов поются торжественные праздничные антифоны. Апостольское чтение этого дня (Гал 4. 4—7) говорит о том, что дало воплощение Бога Слова христианам. В евангельском чтении праздника (Мф 2. 1—12) говорится о поклонении волхвов. Вместо Трисвятой песни — «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия»; вместо «Достойно есть» — «Величай, душе́… Любити убо нам…» (ирмос 9-й песни 2-го канона).

 

До 1918 года с Рождеством в России соединялось воспоминание «избавления Церкви и Державы Российския от нашествия га́ллов (французов под предводительством Наполеона) и с ними двадесяти язык в 1812 году». По литургии 25 декабря совершался благодарственный молебен с коленопреклонением; возглашались многолетие здравствующему Императору и всему Царствующему Дому и «вечная память» Александру I, а также многолетие воинству.

 

На следующий день после Рождества Христова православная церковь совершает празднование Собору Пресвятой Богородице.

РХ в 4 веке начали праздновать отдельно от Богоявления

Вариант 1: Навечерие


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 698; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!