Суббота как день поминовения усопших. Православное заупокойное богослужение.



В субботу воспоминают усопших. 13 глава Типикона говорит о возможности совершения заупокойного богослужения в субботу. В субботу всё нарушается. Суббота с аллилуия – заупокойная служба.

Родительские (поминальные) субботы принято делить на Вселенские (дни поминовения, в которые отсутствует особое распределение) и частные (дни, в которые вспоминают только определенные категории успоших).

 

В православной церкви усиленно вспоминают всех покойных крещеных в 5 дней:

1. Вселенская заупокойная мясопустная суббота (после недели о блудном сыне).

В этот день принято читать молитвы не только об усопших родственниках, а и обо всех усопших, начиная от Адама и Евы. Это самая глобальная суббота, она призвана напоминать всем о Страшном Суде и призвать людей к благоразумию и милосердию.

2. Вселенская Троицкая суббота. Она предшествует празднику Троицы. Это — вселенская родительская суббота, которая проходит на пятидесятый день после Воскресения Христова. На Троицкую Родительскую субботу можно поминать всех умерших.

3. 2, 3 и 4 родительские субботы Великого поста.

4. Димитриевская родительская суббота (3 ноября 2018 года). Эта поминальнаясуббота учреждена в честь подвигов великомученика Дмитрия Солунского.

 

В эти дни принято служить заупокойную за всех усопших православных, а не только за родителей. Конечно, это не означает, что в другие дни вспоминать их запрещается. Просто именно эти 5 дат в году являются наиболее значимыми и масштабными для поминания. Причем Мясопустная и Троицкая субботы относятся ко вселенским – в церквях служатся вселенские панихиды в память обо всех крещеных, которые уже ушли в мир иной.

ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

всякое богослужение, посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч. на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно.

 

Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск. описаний чина погребения и порядка поминовения усопших. В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Епифаний Кипрский, 50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография; среди гимнов, приписываемых прп. Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших.

 

СУББОТА

является специальным днем поминовения усопших. Согласно Типикону, в субботу может совершаться служба с «Бог Господь» или с «Аллилуия», в последнем случае увеличивается количество заупокойных песнопений. В обоих случаях устав предписывает вечером в пятницу, после вечерни, совершать панихиду с пением заупокойного канона текущего гласа (при совершении утрени с великим славословием или полиелеем панихида отменяется, а канон поется на повечерии; при совершении под субботу бдения канон опускается. Однако поскольку в месяцеслове совр. Типикона почти не осталось дней памяти святых без тропаря (что и является условием совершения «аллилуйной» службы), служба с «Аллилуия», предполагающая совершение панихиды вечером в пятницу, в рядовые субботы практически нигде не совершается, поэтому рядовое субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов - почти столько же, сколько и рядовое вседневное.

 

Исключением являются 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, к-рые сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой благодаря наличию архаичных особенностей у богослужений периода Великого поста. Эти 3 субботы в народе носят наименование родительских и понимаются именно как заупокойные, хотя в действительности объем заупокойных песнопений в эти субботы не столь велик, а их заупокойная тематика полностью отменяется в случае совпадения этих суббот с полиелейной службой или праздником Благовещения Пресв. Богородицы.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 811; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!