Канон: история и состав. Библейские песни.



 

[греч. κανών - мера, правило], многострофное церковное песнопение определенной структуры, один из ключевых жанров визант. (и наследующей ей общеправославной) гимнографии.

1) В языке палестинского монашества V-VII вв. термином «канон» обозначались также правила совершения монахами ежедневных молитвословий: κανὼν τῆς ψαλμωδίας (правило псалмопения) = современный Часослов.

2) В более узком смысле словом κανών обозначали не весь круг ежедневных служб Часослова, а главную из них - утреню (VII в.)

КАНОН –сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.-л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Большинство существующих К. состоит из 8 песней (1-й и с 3-й по 9-ю; 2-я песнь обычно пропускается). Меньшее число К. содержит все 9 песней, включая 2-ю. Кроме полных К. (таковыми считаются и 8- и 9-песненные композиции) известно достаточно много неполных: трипеснцев, четверопеснцев, реже двупеснцев и однопеснцев, состоящих из 3, 4, 2 и 1 песни соответственно.Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы (по их имени названа такая книга, как Триодь – трипеснец). Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу «Честнейшую Херувим...». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии.

Канон является изначально произведением палестинских гимнографов VII-VIII вв., прежде всего прп. Андрея Критского (ок. 660-740), а также преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского.

БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ

[песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. ᾠδαί, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири.

Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря и увидев, что он невредим, а преследователи его потоплены. Они воспели хвалебную песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...».

Текст 2-й песни взят из книги Второзаконие (гл. 32) – как бы повторение заповедей Божьих и увещание и обличение народа. Она исчезла.

Третья песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила; она имеет хвалебный характер.

Четвертая песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3). Пятая – из книги пророка Исайи (гл. 26). Шестая – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве кита, это вопль к Богу о помиловании. Седьмая и восьмая – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельствах. Девятая – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую. И далее песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79) – эта песнь связана с 9-й песней канона.

В самом строении этих песен, в их смене, в общей динамике мы можем еще раз почувствовать тему, которая является определяющей для утрени – встреча Спасителя, исполнение чаяния, исполнение надежды. Ожидание и пришествие Спасителя вписано в канон и еще раз очень сильно переживается. Вспоминаются многочисленные ветхозаветные преобразования и, наконец, девятая и десятая песни новозаветные говорят о пришествии Мессии. Идея построения канона очень значима для утрени.

Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. Они стихословятся точно так же, как псалмы со стихирами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1046; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!