Библейские песнопения (песнь, псалом, прокимен, антифон): происхождение, форма, употребление за богослужением.



 

Библейские песнопения – тексты Св. Писания.

 

Текстами из Св. Писания являются библейские песни. Их 10.

 

Есть библейские песни не из канона: Вел. Славословие, Ныне отпущаеши, Молитва Манассии, Блаженны, библ. Песни могут быть прокимном.

 

Библейские песни бывают вседневные (сокращенные), праздничные(сверх сокращённые) и великопостные(полные). Они стихословятся точно так же, как псалмы со стихирами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху песни– тропарь канона.

 

Библейские песни - современный Типикон называет только 9 (10) песней утрени. По уставу во весь год, кроме Страстной и Светлой седмиц, а также четверга 5-й седмицы Великого поста (Мариино стояние, читается полностью канон Андрея Критского), канон на утрене должен стихословиться со стихами Библейских песен, которые помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии. В Иромлогии Библейские песни приведены в 3 редакциях – полной(или великопостной) (21 стих в 1-й песни, считая «Слава, и ныне»; есть 2-я песнь (67 стихов); 18, 32, 17, 13, 36, 19, (6+)13 стихов в 3-9-й песнях соответственно), сокращенной(или будничной) (18 стихов в 1-й песни; 2-й песни нет; 18, 18, 16, 12, 12, 18, (6+)12 стихов в 3-9-й песнях соответственно) и сверхсокращенной(праздничной) (2-й песни нет; по 12 стихов в 1, 3-8-й песнях; (6+)12 стихов в 9-й песни); Типикон (гл. 18 и 49) и Ирмологий строго регламентируют, когда и какую редакцию Библейских песен следует употреблять. Полная (напечатана в Ирмологии последней; это единственная редакция Следованной Псалтири) стихословится только в будние дни и 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста; сокращенная (в Ирмологии напечатана первой) - по будним дням, когда нет никакого праздника; сверхсокращенная - по воскресеньям, субботам (Типикон. Гл. 12), в пред- и попразднства, во всю Пятидесятницу и, наконец, в те дни, когда поется полиелейная или славословная утреня. Еще раз-Полная редакция Библейских песен называется великопостной, сокращенная - будничной, или « Господеви поем » (по начальным словам 1-й песни), сверхсокращенная - праздничной, или « Поем Господеви ».

 

Библейские песни и песни канона связаны через ирмос. Петься они могут только на Утрени, а также на Полунощнице в пасхальную ночь. Во всех др. случаях - на повечерии, воскресной полунощнице, молебне, панихиде и проч.,- вместо стихов Б. п. к тропарям канона припеваются по уставу припевы молебные или еще их называют запевами. (Сейчас почти все или все библейские песни заменяют запевами).

 

Порядок стихословия праздничной редакции Библейских песен: если канон поется на 12 с ирмосом (как правило, в этом случае ирмос поется дважды), то, поскольку в каждой песни по 12 стихов, после каждого из них припевается ирмос или тропарь; если же канон поется на 14, то ирмос и 1-й тропарь поются без библейского стиха (тропарь в этом случае может предваряться молебным припевом - напр., для 1-го тропаря канона утрени в воскресенье Типикон указывает «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», а для всех остальных - стихи Библейских песен: Типикон). Порядок стихословия будничной(вседневной) редакции Библ. песен: песни 1, 3-5 и 8-я стихословятся до 14-го стиха (счет идет с конца) включительно, после к-рого поется ирмос, и далее после каждого стиха песни поется по тропарю; песни 6, 7 и 9-я по причине их краткости (по 12стихов) стихословятся так же, как песни праздничной редакции.

Порядок стихословия великопостной редакции песней: а) в понедельник, среду, четверг, пятницу и субботу те песни, где есть трипеснец (в субботу - четверопеснец), стихословятся так же, как песни будничной редакции, а из тех песней, где нет трипеснца, с тропарями стихословятся только последние 4 (если соединяются службы 2 святых, то 6) стиха (включая « Слава, И ныне »), 2-я песнь опускается полностью; б) во вторник песни стихословятся так же, но полностью пропевается 2-я песнь (без присоединения тропарей), а ирмос, тропари и катавасия трипеснца поются сразу после нее (тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе »). *золотое правило великопостного канона: Библ.песни стихословятся полностью только в тех песнях, где есть трипеснец, а где нет Трипеснца, то поется ее хвостик. Во все дни года, кроме двунадесятых праздников, их отданий, Лазаревой субботы, дней Страстной и Светлой седмиц, всех воскресений Пятидесятницы (кроме 7-го по Пасхе), Преполовения Пятидесятницы и его отдания, отдания Пасхи, праздников Обрезания Господня и свт. Василия Великого (1 янв.) и Трех святителей (30 янв.), 9-я песнь является составной: вначале поется песнь Пресв. Богородицы (6 стихов) с припевом « Честнейшую херувим », а затем - песнь Захарии с ирмосом и тропарями канона. В указанные же дни песни Пресв. Богородицы и Захарии опускаются, уступая место особым праздничным припевам; если эти дни попадут на воскресенье, то (кроме двунадесятых Господских праздников, Пасхи и воскресений периода Пятидесятницы) 9-я песнь поется как обычно, с «Честнейшую херувим » и библейскими стихами. Во время 9-й песни совершается каждение храма; в те дни, когда песнь Пресв. Богородицы поется, она предваряется возгласом совершающего каждение диакона или священника: «Богородицу и матерь Света в песнях возвеличим ».

 

В 8-й Б. п. вместо «Слава и Ныне » последние 2 стиха звучат как: «Благословим Отца и Сыны и Святаго Духа Господа, И ныне », а после заключительного тропаря прибавляется: «Хвалим Благословим, покл….. ». В отличие от остальных Библейских песен эти слова, а также песнь Богородицы на практике сокращению никогда не подвергаются.

 

В ирмосе той или иной песни может пересказываться содержание ветхозаветного события, соответствующего этой песне. Ирмосы 6-й песни – это часто покаянные ирмосы, обращение из глубины греховной. Ирмос 9-й песни посвящен Божией Матери, там говорится о воплощении Бога-Слова.

 

Ирмосы многих великих праздников, например. Рождества: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите...» – 1-я песнь канона (нет ни слова о переходе через Красное море), но все равно, внутренне все ирмосы коренятся в песнях Св. Писания. Ирмос - связка: по содержанию он связан с песнями, а по форме с тропарями канона.

 

( *источник не очень качеств. --- Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...».

 

1 песнь – песнь Моисея и Мариам (вроде,пророчица с ним была), которую они пели после перехода через море. Текст да, написан в книге Исход. (Ред – Лебедев)

Текст 2-й песни взят из книги Второзаконие (гл. 32). Эта книга Моисеева представляет собой как бы повторение заповедей Божьих и увещание и обличение народа. Почему 2-я песнь никогда не читается, куда она исчезла? Она исчезла не сразу. Не нужно думать, что ее никогда не было, она была и в редких случаях до сих пор сохранилась в канонах.Просто она покаянного характера – поэтому она осталась в постовом богослужении.

 

Третья песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила; она имеет хвалебный характер.

 

Четвертая песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3).

 

Пятая – из книги пророка Исайи (гл. 26).

 

Шестая – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве кита, это вопль к Богу о помиловании.

 

Седьмая и восьмая – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельствах.

 

Девятая –песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую.

 

И далее песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79) – эта песнь связана с 9-й песней канона.)

 

Несколько Библейских песен непосредственно взяты из НЗ - это песни Пресв. Богородицы ( Величит душа Моя Господа), прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, и прав. Симеона Богоприимца - (Лк 1. 46-55), а также заповеди блаженств (Мф 5. 3-12), к-рые тоже иногда рассматриваются как одна из Библейских песней.

 

 

Псалтирь

Самой популярной и широко применяемой при богослужении частью Ветхого Завета является Псалтирь. Псалтирь читается кафизмами (их в Псалтири двадцать); Само слово «псалом» происходит от греческого глагола ψάλλω), означавшего когда-то «щипать», а позднее «играть на струнном инструменте». Царь Давид играл и пел псалмы, и вот это его музыкальное творчество дало название тексту. Но нельзя сказать, что Давид автор всех 150 (151) псалмов.

 

Каждую седмицу Псалтирь должна быть прочитана полностью один раз. От начала чтения Псалтири в субботу вечером на вечерне – поэтому поется Блажен муж, первая кафизма, – до субботы утра. Во время Великого поста за каждую седмицу Псалтирь прочитывается дважды. Устав чтения: в понед.-4,5,6 кафизмы, а далее по счету; но в пятницу – 19,20,18; в субботу-16,17,1; в воскресенье-2,3

 

(Из текста Псалтири берутся аллилуиарии. Аллилуйя иногда называют прокимном Евангелия: наш прокимен предшествует чтению Апостола, а Аллилуйя предваряет чтение Евангелия. Итак, стихи из псалма, к которым припевают Аллилуйя, называются аллилуиарии.

 

Из Псалтири обычно берется еще один краткий богослужебный текст, он называется киноник, в буквальном переводе – причастный стих.

 

Категории псалмов:

1. Наиболее важные – шестопсалиме, двупсалмие, то есть то, что читается ежедневно. (Осторожно – сомнительная информация. Ибо тогда важные – это ещё часы, 50 псалом на утрени, 103 на вечерне и много других, ежедневно читающихся за богослужением. Их можно так назвать, но нужно тогда объяснить, что вы знаете и другие ежедневные псалмы, кроме шестопсалмия и двупсалмия – Ред. Лебедев)

 

2. Менее важные – все остальное. Читаются в виде кафизм.

 

Некоторые псалмы, употребляемые на Богослужениях Утреня: Начало: Пс. 19, 20. Шестопсалмие: Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: Пс. 50. Хвалительные псалмы: Пс. 148, 149, 150. Часы: Первый: Пс. 5, 89, 100. Третий: Пс. 16, 24, 50. Шестой: Пс. 53, 54, 90. Девятый: Пс. 83, 84, 85. Вечерня: Предначинательный: Пс. 103, «Блажен муж»: 1. На «Господи, воззвах»: Пс. 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: Пс. 33 (Только Великим Постом). Повечерие: Пс. 4, 6, 12, 69, 90, 142. Перед причащением: Пс. 22, 33, 115. Литургия: Пс. 102, 145. Погребение: Пс. 118. Молебны: о болящем: Пс. 70, благодарственный: Пс. 117, Новый год: Пс. 64, путешествующим: Пс. 120, просительный молебен: Пс. 142.

 

 

Прокимны

Прокимны – (стих перед псалмом) – то есть выбранный по теме праздника псалом. (С греч. предлежащий). Прокимен – краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV-V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий – из пяти строф.

 

Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Они положены только на великие праздники Господни, а также на воскресенья Великого поста, кроме недели Ваий.

 

Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии.

 

 

Антифон

 

Антифон (с греч. звучащий попеременно) – тоже выбранный псалом с припевом.

 

Происхождение: Мнение о существовании антифонного пения псалмов еще в ветхозаветном богослужении восходит к святоотеческой литературе. Разделение муж. и жен. хоров в описании Песни прор. Моисея (Исх 15. 1-21) толкователи объясняли или как попеременное повторение стихов мужчинами и женщинами вслед за Моисеем, или как повторение женщинами или одной пророчицей Мариам только 1-го стиха (в качестве респонсория – это когда солист что-то спел, а хор повторяет это) либо всей Песни. Первые свидетельства о пении, возможно сходном с антифонным, в христ. богослужении относятся к нач. II в.

 

Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119-133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны.

 

Система осмогласия. Отличие самогласна от подобна. Способы реализации принципа осмогласия в традиционной греческой («византийской») церковной музыке, в древнерусской церковной музыке, в современном русском церковно-певческом обиходе. Малые гимнографические формы: седален, ипакои, эксапостиларий, светилен, тропарь. Использование тропаря в самостоятельном виде (отпустительный тропарь) и в виде припева (тропари антифонов; случаи исполнения только окончания тропаря; периссий).

 

Осмогласие (калька греч. - октоих, буквально – восьмигласие) – это восемь церковных гласов, лежащие в основе богослужебной певческой системы. Как

 

система богослужебного пения оно складывалось на протяжении первых веков христианства. Наиболее ранние упоминания о принципе осмогласия относятся к 4 в. В конце 7 в. осмогласное пение активно практиковалось на Востоке, но не являлось еще обязательным для всех Церквей.

 

(Из какой-то энциклопедии: Осмогласие – это ладово-мелодическая система византийской гимнографии и древнерусского певческого искусства. Представляет собой единство определенным образом соотнесённых друг с другом песнопений (текстов и напевов) восьми гласов. Песнопения одного гласа пелись в течение недели, после чего их сменяли песнопения следующего по порядковому номеру гласа. Восьминедельный цикл песнопений с 1-го по 8-й глас образовывал т.н. столп; песнопения праздников по гласу могли не совпадать с недельными. В русском певческом искусстве системе осмогласия подчинены знаменный распев, путевой распев, греческий распев, болгарский распев, киевский распев и некоторые местные распевы. Истоки осмогласия восходят к ладам и распевам древнегреческой музыки. В этой системе составляли гимны Андрей Критский, Роман Сладкопевец, но, есть версия, что это мнение уже опровергнуто.)

 

Значительная роль в утверждении принципа осмогласия принадлежит прп. Иоанну Дамаскину. Именно он превратил осмогласие в стройную и совершенную систему, последовательно изложив ее в книге Октоих. , В составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие. первый день церковной седмицы – это неделя(малая Пасха). Седмица начинается с недели, а день, начинается с вечера. Каждый глас будет начинаться со службы - «в субботу вечера», а кончается службой «в субботу утра». В субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.

 

Интересен тот факт, что в византийском богослужебном пении, в отличие от русской традиции, до настоящего времени нет неосмогласных песнопений. Песнопения всех последований богослужения (включая и Херувимские, и ектении) поются на гласы, в соответствии с указаниями в церковном Уставе и богослужебных книгах.

 

Тексты песнопений Октоиха сопровождались специальными певческими знаками – невмами, причем невменная нотация прилагалась только к первым стихирам, тропарям, а также к ирмосам канонов. По этим образцам пелись и последующие стихиры, тропари и тропари канонов. Нотированные песнопения назывались самогласнами и самоподобнами, последние служили образцами подобнов того же гласа. Особенность невменной нотации заключалась в фиксации не отдельных звуков, их высоты и продолжительности, как в современной линейной нотной системе, а звуковысотных отношений или интонационных шагов – тонем. Отсутствие точного указания физических параметров звука в старовизантийской, а позднее и в русской знаменной нотации свидетельствовало о неземной природе богослужебного пения, чуждости его атрибутам вещественного мира.?????

 

Каждый глас состоит из определенного количества мелодических оборотов, в русской певческой практике они получили название попевок (количество попевок в гласе достигало ста). Попевочное построение мелодий порождает так называемую «центонную», или лоскутную, форму. Особенность ее заключается в бесконечном многообразии мелодий внутри одного гласа, благодаря возможности

 

различных комбинаций мелодических формул. Конкретный набор попевок определял мелодическое лицо каждого гласа и способствовал различению гласов. Однако попевочный материал служил одновременно и объединяющим началом – некоторые попевки присутствовали в разных гласах. Так, сквозь индивидуальные черты отдельного гласа просвечивала вся система осмогласия.

 

Византийская певческая система во всем разнообразии ее певческих форм и типов чтения была воспринята и творчески переосмыслена на Руси, соответственно, была глубоко усвоена и система осмогласия. Если на Западе уже к началу 11в. проявляется тенденция ухода от чистых форм богослужебного пения, прорастает стремление «обновить» или обогатить их достижениями светской музыки, то на Руси в 15 в. знаменный распев достигает своего расцвета, складывается в единую мелодическую систему.

 

Современные церковные гласы существенно разнятся с гласами знаменного распева. Они возникли уже в языковых рамках более поздних распевов – киевского, греческого, болгарского, послуживших неким переходным звеном от древних певческих форм к партесу. Несомненно, современные гласы подчинены нормам гомофонно-гармонического письма. Сущность гомофонии заключается в разделении всей многоголосной ткани на главный голос, ведущий основную мелодию, и на второстепенные, поддерживающие мелодию голоса. В отличие от одноголосного склада, ведущий голос здесь условно самостоятелен, в действительности каждый звук мелодии подчинен жестким требованиям гармонической вертикали Окто́их (греч.: восьмигласный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели. Вместе с Триодью и Минеей Октоих охватывает круг изменяемых песнопений на весь год. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. (От Недели Петрова поста, от памяти пророка Илии, после Воздвижения, в период Рождественского поста, после Крещения, в период Великого Поста).

 

Богослужебный церковный год разделяется на два главных периода: период пения Октоиха и период пения Триоди. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех святых (1-е Вс. после Пятидесятницы) и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В Неделю же пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включ-но). Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. Октоих 1491г. является первенцем славянского книгопечатания.

 

Существуют два вида октоиха: богослужебный, содержащий словесные тексты песнопений, и певческий – с записью напевов воскресных песнопений.

 

Тексты Октоиха полностью соответствуют литургическим темам дней седмицы. В настоящее время, помимо творений Иоанна Дамаскина (ему принадлежали, очевидно, только неполные службы на воскресные дни), в Октоих входят тексты песнопений и

 

других песнотворцев – стихиры, составленные Анатолием, монахом Студийского монастыря, антифоны прп. Феодора Студита, стихиры Павла Амморейского, евангельские стихиры императора Льва Премудрого и др

 

Начало пения Октоиха: окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Здесь действует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение бого-служебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.

 

Самогласен – песнопение, исполняемое на свой уникальный распев (их мало)

 

Подобен – песнопение, исполняемое одинаково по одному и тому же образцу (их много)

 

Следует строго различать понятия самогласна и подобна. Самогласны имеют (вернее, должны иметь; в практике это в значительной мере утрачено) собственную мелодию, подобны исполняются на мелодию некоего образца — самоподобна.

 

Поэтому, самогласны имеют более высокий статус, чем подобны. Это проявляется, в том числе, в том, что славники — ни на «Господи, воззвах», ни на стиховне и проч., — никогда не пишутся на подобен (исключение — подобен «Доме Евфрафов».

 

Или: Самогласны и самоподобны. Так называются песни в Минеях, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания. Самогласными они называются потому, что имеют только им принадлежащую мелодию. Гласовые мелодии для стихир Октоиха изобразил музыкальными знаками Иоанн Дамаскин и назвал их самогласными. Над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы. Песни самогласные принадлежат Андрею Критскому, Козьме Маюмскому, Иоанну Дамаскину, Иосифу Песнописцу. Самоподобными - называются песнопения, составленные самостоятельно, так что для них не служила образцом никакая другая песнь ни по размеру, ни по гласу. Различие между самоподобными и самогласными состоит в том, что самоподобны (обыкновенно – две или три песни), не будучи составлены по образцу других песней, сходны между собой по размеру, тону и содержанию, иногда даже буквально, а самогласны несходны между собой.

 

Подобен, - церковная песнь, которая по содержанию, размеру или тону подобна другой песни Минеи или Октоиха; начальные слова последней пишутся сразу после слова «Подобен». Почти всегда песнь, подобная другой по размеру, подобна и по гласу; в Минее указыватся глас как Подобна, так и той, которая послужила для него образцом.

 

Малые гимнографические формы: седален, ипакои, эксапостиларий, светилен, тропарь.

 

(Есть два вида гимнографии: малые формы гимнгрф (тропарь отпустит., седален, ипакои, светилен, эксапостиларий). и крупные (кондак, с акростихом, кондак в отпевании священника, кондак в сыропустн., кондак недели Акафиста)).

 

Седален - текст, следовавший за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться. По своей сути является разновидностью тропаря(Тропарь (греч.) – вращаю, обращаю. Это значит, что тропарь – это строфа, которая должна перемежаться с другими текстами, Тропарь – это особая песнь, прославляющая праздник святого или события.) Читается по кафизмех на утрени, По 3-й песни канона, По полиелее (в воскресенье вместо него используются ипакои), после шестой песни канона Богородице на вседневном малом повечерии.

 

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

 

Ипакои – (греч. внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

 

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.

 

Светилен и эксапостиларий в контексте гимнографии стоит строго разделять.

 

Эксапостиларий - песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении. По месту в чине службы с Ексапстлр. совпадает светилен; нередко термины «Ексапостлр.» и «светилен» употребляются как взаимозаменяемые, строгое противопоставление Е. и светильна существует только между гимнографическими текстами Октоиха. В широком смысле слова к Ексастлр. также относится песнопение «Свят Господь Бог наш».

 

В совр. церковнослав. богослужебных книгах нет единства в употреблении терминов «Е.» и «светилен». В Октоихе и Следованной Псалтири Е. названы 11 воскресных и 5 седмичных гимнов утрени (воскресные Е. поочередно пропеваются каждую неделю (за редкими исключениями) в соответствии с 11 евангельскими чтениями на воскресной утрене; седмичные Е. предназначены для исполнения на утренях проч. дней (в ряде случаев отменяются) и имеются для каждого из дней недели с понедельника по субботу, причем Е. среды и пятницы совпадают). Однако в Типиконе (главы 2, 9, 16) эти же песнопения упомянуты как светильны. Гимны Октоиха, заменяющие седмичные Е. на утрене с пением «Аллилуия» и представляющие собой неизменную начальную (в 6-м гласе - конечную) строку, к к-рой в зависимости от дня недели прибавляются типовые окончания (в 6-м гласе - вступления), называются только светильнами. Песнопения по 9-й песни канона утрени субботних и воскресных дней Великого поста и всех дней Страстной седмицы в Постной Триоди носят наименование «Ексапостиларии.» (исключение составляет последование 5-й недели поста, где этот гимн назван светильном, что объясняется происхождением этого последования из Минеи). Е. названы и соответствующие гимны Цветной Триоди (за исключением песнопения в Неделю всех святых - Триодь Цветная. Л. 287). Песнопения по 9-й песни канона последований Миней и в них, и в месяцеслове Типикона названы светильнами. Автором 11 воскресных Е. обычно считается визант. имп. Константин VII Багрянородный (913-959;). По содержанию они, описывают явления воскресшего Христа апостолам и мироносицам. Как и евангельские стихиры, Е. обозначаются порядковыми номерами, соответствующими номерам воскресных утренних Евангелий, но не имеют гласовых обозначений.

 

Светилен – небольшое молитвословие, которое поется после канона. Светилен называется также эксапостиларием. Название светильна происходит от того, что он исполнялся в конце утрени, перед рассветом, а также перед возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет».

 

Красовицкая--- светилен или ексапостиларий. По замыслу, по норме чтец или канонарх для пения ексапостилария высылался на середину храма. на православном Востоке светильнами называются только светильны Октоиха, используемые в Великий Пост (соответствующие тексты Минеи там называются ексапостилариями). А в этих великопостных светильнах постоянно используеся образ света, божественного просвещения (напр., светилен 1-го гласа в среду: Свет возсияй, Господи, душу мою очисти от всякаго греха, силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя). А с точки зрения формы — светилен звучит в конечной части утрени, в той части, когда близок возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет». В принципе это время должно совпадать с тем временем, когда реальный физический свет светит в окна. Эта часть утрени носит по преимуществу хвалебный характер. И вот светилен как бы открывает эту часть утрени, к ней относится.

 

Функционально (по месту в службе) это не два разных текста(ексапостлр и светилен), это один и тот же текст. Но за этим текстом, находящимся в разных книгах, в разных системах закрепились разные названия. В системе Миней — светилен. В системе Октоиха — ексапостиларий (в Октоихе есть и светильны, они употребляются в Великий пост), т. е. это терминологическая, а не функциональная разница.

 

Тропарь (греч.) – вращаю, обращаю. (тропарь это текст которой можно припевать, то есть вращать). название «тропарь» говорит о том, что этот текст должен быть «удобообращательным». Должно быть удобно перемежать (обращать) его с другими текстами.

 

Тропарь отпустительный – краткое заключительное песнопение, прославляющее праздник, святого или иконы. В 52-й главе, 3-й части Типикона, содержатся указания об опустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на часах и на Божественной Литургии. В 55-й главе Типикона находятся отпустительные тропари, кондаки и светильны, а также – прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы.

 

Тропарь Содержит: основное песнопение праздника (суть его содержания); -из них составляют канон; -припеваются на блаженных.

 

Тропарь исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.

 

Тропарь – песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно – не псалом, ни библейская песнь.

 

Периссий.

 

В конце антифона византийцы всегда прибавляли слова “слава: и ныне”, после которых тоже прибавлялся припев. Почему антифон - потому что 2 хора поют припев по очереди.

 

В конце мог прибавляться еще 1 припев - еще раз повторялся припев, но уже без стиха, а мог быть иногда даже другой припев, другие слова. Вот этот последний, прибавочный припев назывался периссий - “приложение” (без стиха).

 

Пример антифонов. Напр. начальный антифон Пасхальных служб: “Да воскреснет Бог”. Другие: “Христос воскресе”, “Христос воскресе”, “Христос воскресе”.

 

- в конце получается периссий: пение тропаря без стиха.

 

Припев называется тропарем. А все вместе называется антифонное исполнение псалма.

 

Примеры таких антифонов в современном богослужении - это антифон Пасхальный, а также праздничные и будничные антифоны литургии.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1722; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!