Часослов: происхождение и состав.



Дорогие друзья! Для того, чтобы предоставить Вам возможность использовать эти материалы, мы не спали ночами, перерыли горы литературы и пролили немало пота и слёз. Посему, если вас терзают муки благодарности по отношению к нам, но вы не знаете, как нас отблагодарить – мы предлагаем Вашему вниманию номера банковских карт, на которые вы можете излить свои эмоции (ибо держать эмоции в себе – вредно для здоровья) Итак: 4276 3801 3488 4258 4276 0600 3574 4427   Список имен, за которые вы можете помолиться – в группе, в закрепленном посте.   А тем временем: Издательство «Андеграундовые пророчества» при поддержке фонда «Слезы студентов» (Генеральный спонсор – И.А. Красовицкий) представляет:

Ответы на вопросы к экзамену по литургике

 

Доработка и исправления приветствуются.

Внимание! В конкретных примерах составления служб есть ошибки. Будьте бдительны, думайте своей головой.


 

Оглавление

1.  Часослов: происхождение и состав. 4

2.  Система служб суточного круга и ее отражение в богослужебных книгах. 5

3.  Компоненты седмичного богослужебного круга. Происхождение и состав Октоиха. 7

4.  Месяцеслов. Разряды праздников. 10

5.  Библейские песнопения (песнь, псалом, прокимен, антифон): происхождение, форма, употребление за богослужением. 13

6.  Система осмогласия. Отличие самогласна от подобна. Способы реализации принципа осмогласия в традиционной греческой («византийской») церковной музыке, в древнерусской церковной музыке, в современном русском церковно-певческом обиходе. Малые гимнографические формы: седален, ипакои, эксапостиларий, светилен, тропарь. Использование тропаря в самостоятельном виде (отпустительный тропарь) и в виде припева (тропари антифонов; случаи исполнения только окончания тропаря; периссий). 18

7.  Служба двум малым святым в будний день. Чинопоследование вечерни, повечерия, полунощницы, часов. 24

8.  Гимнографические произведения крупной формы: древний кондак (подробно), акафист, канон, циклы тропарей по непорочнах и на блаженнах, циклы стихир. Знаменитые песнописцы византийской эпохи. 28

9.  Канон: история и состав. Библейские песни. 33

10.    Служба двум малым святым в будний день. Чинопоследование утрени, изменяемые части литургии. 36

11.    Псалтирь в богослужении: кафизмы, песнопения на основе псалмов. Другие ветхозаветные тексты православного богослужения. 39

12.    Воскресный день и воскресное богослужение в Православной Церкви. 41

13.    Воскресные песнопения Октоиха: происхождение и состав. 43

14.    Служба полиелейному святому в неделю. Чинопоследование бдения. Изменяемые части литургии. 45

15.    Полиелейное и бденное богослужения в будний день. 48

16.    Сравнение служб со славословием: святому и Божией Матери и Господу Иисусу Христу. 49

17.    Суббота как день поминовения усопших. Православное заупокойное богослужение. 50

18.    Рождественский пост. Богослужение на Рождество Христово. 52

19.    Святки. Богослужение на Богоявление Господне. 57

20.    Служба святому в период пред- и попразднства. 59

21.    Отдания Господских и Богородичных двунадесятых праздников. Служба отдания в воскресный день. 61

22.    Богослужение воскресных дней периода пения Триоди Постной. 64

23.    Богослужение субботних дней периода пения Триоди Постной. 66

24.    Вечерня во св. Четыредесятницу. 67

25.    Часы, изобразительны и повечерие во св. Четыредесятницу. 68

26.    Литургия Преждеосвященных даров: история, чинопоследование. 69

27.    Великопостная утреня. 72

28.    Канон в будние дни Великого поста. 73

29.    Полиелейный святой «во един от дней постных». 73

30.    Благовещение Пресвятой Богородицы: история праздника, особенности богослужения. 74

31.    Богослужение Великого понедельника, вторника и среды: история и особенности. 75

32.    Богослужение Великого четверга: история и особенности. 80

33.    Богослужение Великой Пятницы: история и особенности. 82

34.    Богослужение Великой Субботы: история и особенности. 86

35.    Богослужение 1-го дня Пасхи: история и особенности. 89

36.    Особенности богослужения Светлой седмицы. 95

37.    Антипасха: история и особенности богослужения. 96

38.    Недели периода Пятидесятницы. 101

39.    Богослужение седмичных дней периода Пятидесятницы. 102

40.    Богослужение субботних дней периода Пятидесятницы. 103

41.    Литургийные чтения во весь год: годичные циклы чтений и изменения в них, вызванные положением Пасхи; устав соединения чтений. 103

42.    Богослужебные отпусты. 109

43.    Великое и малое освящения воды: история, богословие, устав. 121

44.    Особенности архиерейского богослужения. 131

45.    Последование освящения храма. 144

 


Часослов: происхождение и состав.

Часосло́в – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий. Таким образом, все неизменяемые молитвословия служб суточного круга, за исключением Литургии, находятся в Часослове.

 

Происхождение:

 

· Элементы чина нашего часослова встречаются в описании богослужения аввы Нила, синайского аскета (VI-VII в.), (Бдение накануне воскресения)

 

· Другие часословы той же эпохи, содержащие элементы, схожие с нашим, представляют параллельные, но отличающиеся традиции, предназначенные, возможно, для монахов-отшельников.

 

· Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному (5 век), включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом (9 век). (Википедия)

 

·  По мнению некоторых исследователей, часослов формируется до нападения персов в 614 г.

 

· Возможно, что часослов редактируется письменно по трудам монаха Софрония (будущего патриарха Иерусалимского), который считается вместе с Модестом (также монах и патриарх) реставратором монашеских порядков после персидского нашествия. Церковные писатели, например Симеон Солунский, приписывает Софронию написания Типикона, что исторически не возможно. Но  возможно, что под «Типиконом» считали именно основной порядок часов.

 

· Доказательством того, что часослов уже существовал, является то, что когда Иоанн Дамаскин в VII веке собирает элементы Октоиха, он уже предполагает существование часослова, без которого Октоих не имеет смысла. Одним из самых известных, сохранившихся до нас Часословов является «Часослов по уставу лавры св. отца нашего Саввы» в рукописях VIII-IX в.. Он предназначался для келейного употребления, поэтому в нем нет всех частей службы полностью (например, ектений, возгласов священника), и некоторых служб, например утрени. По-видимому, взамен утрени стоит в начале Часослова первая кафизма. Затем следуют службы в первый час дня, третий, шестой и девятый, на причащение Преждеосвященными Дарами (соответствует изобразительным), вечерня и служба в первый час ночи (соответствует повечерию), на которой часослов обрывается. Службы очень близки к нынешним. Так например, служба каждого часа состоит из псалмов, число которых различно для разных часов: для первого - 8, третьего - 7, шестого - 6, девятого - 4, аллилуйя, тропаря (такого, как и ныне для каждого часа, исключая первый), перед которым и после которого написан конец его, должно быть, служившим ему припевом; затем стих часа, такой как ныне с утроением его первой половины, и завершало все Трисвятое, части часа, следующей за Трисвятым, еще не существовало.

· После иконоборческого кризиса монастырь Студион в Константинополе возглавил Феодор Студит, и ввел там известную ему службу монастыря святого Саввы около Иерусалима. Вся монастырская традиция Востока, придерживавшегося Византийского обряда следовала нравом и обычаям Студитов, сознательно связываясь с традициями лавры Св. Саввы, которая заимствовала некоторые традиции из других монастырей. Это богослужение является сегодня единственным, совершаемым на всем Востоке, придерживающего Византийского обряда, как в самом маленьком монастыре, так и в самом большом соборе. (ХЗ, зачем это нужно, но пусть уж будет)

 

Состав часослова:

Берёшь часослов и открываешь оглавление. Вуаля – там состав. В целом, можно сказать, что часослов служит универсальным молитвословом монаха – там и молитвы утром, и молитвы перед сном, и некоторые изменяемые части к службам (в конце). А дальше, если надо ещё, берешь инфу из второго билета. Но вообще гаденький билет, неприятный, ибо воды много, а инфы мало.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1857; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!