Служба двум малым святым в будний день. Чинопоследование вечерни, повечерия, полунощницы, часов.



 

Служба двум малым святым: например, Прп. Евфи́мия Нового, Солу́нского. Прмч. Лукиа́на, пресвитера Антиохи́йского. 28 окиября по н.с.

 

На вечерне кафизма 18-я.

 

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ви́дящи Тя...».

 

Входа нет. Прокимен дня.

 

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «А́гнца Своего́...».

 

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

 

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

 

Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

 

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и преподобномученика на 4.

 

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика).

 

По 3-й песни – кондак преподобномученика, глас 2-й: «В поще́нии пе́рвее...»; седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

 

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученика, глас 4-й: «Яко святи́́тель...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 133 об.) этот кондак также отсутствует.

 

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

 

На 9-й песни поем «Честнейшую».

 

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

 

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

 

Читается вседневное славословие.

 

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Дре́ву Кре́стному...».

 

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...».

 

На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондаки преподобномученика и преподобного читаются попеременно.

 

1 2 3 4
Святой без знака Шестеричный святой Два малых святых Святой со славословием
1 Стихиры на Господи воззвах Октоиха 3, Минеи 3, Слава: Минеи, И ныне: Богородичен или Крестобогородичен Минеи 6,   Слава: Минеи, И ныне: Богородичен или Крестобогородичен Минеи 1-му св. 3, Минеи 2-му св. 3, Слава: Минеи, И ныне: Богородичен или Крестобогородичен Минеи 6,   Слава: Минеи, И ныне: Богородичен воскресный
2 Стихиры на стиховне

Октоиха 3,

Слава: Минеи,

И ныне: Богородичен или Крестобогородичен

Минеи 3, Слава: Минеи, И ныне: Богородичен
3 Тропари в конец вечерни

Тропарь Минеи,

Слава и ныне: Богородичен или Крестобогородичен

Тропарь Минеи 1 св. Слава: ТропарьМинеи 2 св., И ныне: Богородичен или Крестобогородичен Тропарь Минеи, Слава и ныне: Богородичен воскресный

 

 

Чинопоследование повечерия

Повечерие-в византийском обряде ежедневное чинопоследование богослужения суточного круга, совершаемое в храме или в келлиях в дни, определённые Типиконом. Повечерие может быть или великим или малым. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды – вечери. Повечерие бывает малое и великое.

В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон св. Андрея Критского, и праздников Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни совершается Малое повечерие.

В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 псалмы, великое славословие, Символ веры, канон (не во все дни), молитва «Отче наш», тропарии ипакои.

В чин Великого повечерия, состоящий из трех частей, входят:

1-я часть: псалом 69, канон (в первые четыре дня Великого поста – Великий канон, написанный Андреем Критским), псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение «С нами Бог». (Ис.8:8-18:9, 27), тропари, Символ веры;

2-я часть: псалмы 50, 101, молитва Манассии (2 Пар.), «Отче наш», тропари;

3-я часть: псалмы 69, 142, великое славословие, «Отче наш», канон, в Великий пост – молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы.

Порядок совершения Малого повечерия и великого можно будет прочитать в самом часослове.

В период Пасхальной седмицы вместо малого повечерия должен совершаться Пасхальный час.

Чинопоследование полунощницы

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час.

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется .полунощницей.. Полунощница бывает трех видов: вседневная, совер-

шаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части. Назначение полунощницы, в том, чтобы: 1.

Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде,

2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи;

Совершение полунощницы не предусматривается, если имеет место всенощное бдение,

а также в некоторых других случаях: в пятницу и субботу пятой недели Великого

 

Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду.

Различается вседневная, субботняя и воскресная.

В чин вседневной, состоящей из двух частей, входят: (1-я часть) благословение, начало обычное, Псалом 50, Псалом 118, Символ веры, «Отче наш», пение тропарей, посвященных второму пришествию, отпустительные молитвы, (2-я часть) Пс. 129, Пс. 133, «Отче наш», тропари, отпуст, ектения.

Субботняя полунощница отличается тропарями, вместо Пс. 118, читается 9-ая кафизма. Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо Пс. 118, молитвой Троице – вместо Символа веры.

Само чинопоследование есть в часослове, на экзе можно будет пользоваться кигами. Или вот ссылка на чинопоследование - http://ruscath.ru/liturgy/horologhion/polunosch1.shtml

 

Чинопоследование часов

К числу повседневных служб принадлежат также совершаемые по уставу ежедневно часы первый, третий, шестой и девятый.

Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют

три псалма, заключающиеся троекратным .Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже,.затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на .и ныне.

богородичен часов, Трисвятое по .Отче наш,. особые тропари, также читающиеся только

Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз .Господи, помилуй,. заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: Иже на всякое время и на всякий час... . опять троекратное .Господи, помилуй,. .Честнейшую Херувим,. .Именем Господним благослови, отче. и возглас иерея: .Боже, ущедри ны..или: .Молитвами святых отец наших... . В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней.

 

•   Первый час (соответствует нашим 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адама и Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, Его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена[1].

•   Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.

•   Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.

•   Девятый час (3 часа дня) — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.

 

Часы бывают: Вседневные, Великопостные, Царские (Великие), Пасхальные.

 

 

Гимнографические произведения крупной формы: древний кондак (подробно), акафист, канон, циклы тропарей по непорочнах и на блаженнах, циклы стихир. Знаменитые песнописцы византийской эпохи.

 

(Есть два вида гимнографии: малые формы гимнгрф (тропарь отпустит., седален, ипакои, светилен, эксапостиларий). и крупные (кондак, с акростихом, кондак в отпевании священника, кондак в сыропустн., кондак недели Акафиста)).

Вообще, гимнография - (писание песней). За богослужением можно петь: - библейские песни, - псалмы, - прокимен(псалом, перед котором выпсн.стих псалма), - антифон – своеобразн. способ исполнения псалма.

 

 

КОНДАК – Основоположник Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.). Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.

Устав о пении кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его.

 

Акафист - греч. ὕμνος ἀκάθιστος - гимн, при пении к-рого не сидят.

Единственным «легальным» акафистом является акафист в Субботу Вел. Поста, суббота акафиста –Похвала Б.Матери.

1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; в поздневизант. время стало называться «икосы» (οἶκοι), а затем «хайретизмы» (χαιρετισμοί); др. название - Великий Акафист.

2. Жанр позднейших церковных песнопений, написанных по образцу и в подражание первоначальному Акафист. Богородице и посвященных Господу, Богоматери, святым.

 

Акафист по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припевами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся»».

КАНОН– (греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4 - 6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы (по их имени названа такая книга, как Триодь – трипеснец). Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу «Честнейшую Херувим...». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. и к VIII в. вытеснил древний кондак.

 

Циклы тропарей: тропари по Непорочных, на Блаженных, стихиры на ГВ, на стиховне, на литии, по 50-м псалме, на Хвалитех, Канон.

Непоро́чны (греч. «Αμωμος) – понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом, по его словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…».

«Непорочны – литературный термин для обозначения одной из кафизм Псалтири (17-й) или, иными словами, 118-го псалма, целиком составляющего эту кафизму.

Псалом начинается словами «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…» По этому слову и весь псалом получил свое наименование. Он в течение церковного года занимает очень важное место. В обычные периоды года он должен стихословиться в субботы на утрени; он поется и на воскресной утрени, когда не положен полиелей, т. е. в большую часть года; он исполняется на парастасах, на отпеваниях и т. п.

Он, в отличие от всех прочих кафизм Псалтири, делится не только на три части (славы), но, кроме того, словом «среда» в середине второй славы, разделяется на две части, так как на некоторых заупокойных службах он исполняется не в три приема, а только в два.

Издавна эта кафизма Псалтири имела особое назначение в богослужении, придавая ему особую торжественность. Она занимала видное место в уставе Великой церкви в Константинополе в Х веке для воскресной утрени; по Студийскому уставу она исполнялась только в субботы. Знали ее и Иерусалимские типики. Отсюда и выражение «тропари по непорочных», то есть поемые после этой кафисмы. Это на заупокойных службах тропари «Святых лик обрете источник жизни» с припевами 118-го псалма «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а на недельной утрене «Ангельский собор» с теми же припевами».

 

 

Блаженны: Тропари на Блажен. относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из мн. небольших песнопений (ср. с каноном или кондаком). Группы тропарей на Б. имеют структуру, сходную со структурой канона.

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на Блажн. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на Блажн. используется как ирмос тропарей на Б. в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на Б. утрени Великой пятницы - это воскресный ирмос тропарей на Б. 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на Блжн. в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др.

После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен. Троичен иногда отсутствует (напр., в последовании погребения священников. Троичны - так же как и ирмосы на Блаж.- часто одни и те же для неск. циклов. в совр. печатном Октоихе остались нек-рые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа - во вторник, воскресный троичен 6-го гласа - в субботу.

 

СТИХИРА – (Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».) вид тропаря – краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. Различаются стихиры: на «Господи воззвах» – на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех – на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.

Виды стихир:

Ст. на «Господи воззвах»: (вечерня; 140,141, 129, 116 Пс. – эта неизменяемая часть есть в Часослове) – к ним препеваются стихиры (10, 8, 6, 4 – в зависимости от значимости праздника по месяцеслову). Исключение: среда 5-й седмицы В.П. – 30 стихир, Благовещание – 11 стихир, стихиры на Славу и Ныне в счет не входят.

Ст. на литиии: (вечерня) – поются без стихов (от 1-9); Поются при выходе на праздничную литию.

Ст. на стиховне: (в чинопоследовании утрени бывают только на будничной) для них нет постоянных стихов Пс. И каждый раз выбираются особенные стихи. Их как правило 3, но бывает и 4.

Ст. по 50-м Пс. (утреня; праздничная утреня, когда совершается полиелей или бдение). На всенощной всегда: «Воскресе Иисус от гроба …»

Ст. на хвалитех: (утреня; нач.148, 149, 150 Пс. – в Часослове) – их может быть 8, 6, 4.

Евангельская стихира: (поется только на воскресном всенощном бдении; находится в Октоихе, в приложении). Зависит от Евангельского чтения. Поется на Славу в цикле стихир на хвалитех.

 

Песнотворцы: Св. Василий Великий († 379 г). и св. Иоанн Златоуст († 407 г). на Востоке, и св. Амвросий Медиоланский (339—397 гг). на западе.

Св. Кирилл Александрийский († 444 г.), некоторые приписывают ему составление песни «Богородице Дево, радуйся…», а также им составлен и введен чин Царских часов в великий пяток.

Император Юстиниан (527—565 гг.), по преданию он является автором песнопения «Единородный Сыне и Слове Божий…» которое поется на Божественной литургии.

Св. Анатолий, патриарх Константинопольский († 458 г). составил воскресныя стихиры.

Преп. Роман Сладкопевец (конец V–го века) составил, как некоторые считают, более 1000 кондаков и икосов.

Св. Софроний, патриарх Иерусалимский († 638 г). составил значительную часть Триоди, чин царских часов на Рождество Христово, окончательно образовал чин великого освящения воды, совершаемого в навечерие Богоявления, и, вследствие введения в богослужение многих новых песнопений, пересмотрел и перередактировал устав преп. Саввы Освященного.

Св. Андрей, архиепископ Критский († 713 г.) составил великий Покаянный канон, Также им написано много других канонов, трипеснцев и других песнопений. Происходил он из обители преп. Саввы Освященного.

Преп. Иоанн Дамаскин (675—749/50 гг.). Он составил пасхальный и рождественский каноны, много других канонов и песнопений Октоиха, надгробные песнопения, утренние антифоны, месяцеслов, пересмотрел устав св. Софрония и вновь перередактировал его.

Св. Косьма, епископ Маиумский (700—760 гг.), друг преп. Иоанна Дамаскина и его соученик, приемный брат. Они подвизались в обители преп. Саввы. Св. Косма составил многие каноны на дни праздничные и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы, песнь «Честнейшую херувим» и принимал с Дамаскиным участие в составлении песнопений Октоиха. Им также составлены каноны: на Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Пятидесятницу, Преображение, Воздвижение и на Вход Господень во Иерусалим.

Преподобные Феодор (759—826 гг). и его брат Иосиф († 825—30 гг.), архиепископ Солунский, Студиты, оба исповедника за святые иконы. Они собрали все существовавшие до них песнопения Великого Поста и, добавив составленные ими трипеснцы, четверопеснцы, стихиры и тропари, таким образом составили целую книгу, получившую название Триоди постной. Преп. Феодор, кроме того, написал особый богослужебный Устав для своей обители, перешедший в русские церкви и монастыри и получивший столь же широкую известность и употребление как Иерусалимский Устав преп. Саввы Освященного.

Преп. Феофан Начертанный († 843 г.), исповедник, митрополит Никейский. Был назван «начертанным» потому, что иконоборцы выжгли на его лице богохульные слова за его стойкость по защите иконопочитания. Ему принадлежит свыше 100 канонов, из коих наиболее известны: Канон на отпевание, на Преполовение Пятидесятницы, в честь Св. Духа на второй день Троицы, в неделю Православия, часть канона на Лазареву субботу и многие другие каноны и стихиры в честь разных святых.

Преп. Иосиф Песнописец (810—886 гг). может считаться одним из самых плодовитых песнописцев. Им составлены каноны на будние дни седмицы в Октоихе и на другие дни памяти святых. Всего ему приписывается 175 канонов, 30 трипеснцев, 6 четверопеснцев, итого 211 церковных песнопений. Трудами преподобных Иосифа и Феофана Начертанного составлено множество канонов, дополнивших Октоих Дамаскина и он доведен до современного состояния.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!