Воскресные песнопения Октоиха: происхождение и состав.



 

Октоих – Осьмогласник; содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга.


8 частей Октоиха = 8 гласов; различия: тексты и напевы
смена гласа на воскресной всенощной
круг8 седмиц и Недель = столп.
Тексты соответствуют литургическим темам дней седмицы + приложения+ ексапостиларий (богослужебные тексты, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения)
начало отсчета гласов с Пасхи, тексты Октоиха включены в Цветную Триодь
используется от недели Всех Святых до лазаревой субботы

Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но только воскресные службы. Впоследствии воскресные службы дополнили: Анатолий, патриарх Константинопольский; Митрофан, еп. Смирнский; император Лев Мудрый и Константин Порфирородный; Иосиф Песнописец; Феофан Начертанный и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочее составляло у греков особую книгу - Параклитика.

Все воскресные песнопения Октоиха
Воскресение =>всенощное бдение =>начало с малой вечерни

1. Малая вечерня
1. стихи на «Господи воззвах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;
2. стихиры на стиховне.

2. Великая вечерня
1. стихи на «Господи воззвах» воскресных(3), «анатолиевы»(4), Пресвятой Богородице(3), (автор    св. Павел Аморрейский), когда нет в Минеи, «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;
2. стихиры на стиховне;
3. воскресный тропарь с Богородичном.

3. Повечерие. Канон Пресвятой Богородице.

4. Полунощница Канон Святой Живоначальной Троице.

5. Утреня
1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы.
2. Ипакои
3. Степенны антифоны.
4. воскресный прокимен на утрени. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»

5.Каноны на воскресной утрени:

Название канонов   Припевы к тропарям канона
1-й Воскресный «Слава Господи, святому воскресению Твоему»
2-й Крестовоскресный «Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению»
3-й Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас».
После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное.
6. Стихиры на «хвалитех». +стихи из хвалитных псалмов (148, 149, 150).
7. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во 2-м гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (2-м, 4-м, 6-м).

6. Литургия Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.

 

Приложения Октоиха

1. Евангельские столпы. гласы и воскресные утренние Евангелия. Всего 11 в году

2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На вс утрени после «Свят Господь Бог наш» эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира.

3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.

4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.

5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.

6. Эксапостиларий всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.

7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.

8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.

9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.

10. Указ о службе всея седмицы.

11. О светильнах.

12. Указание о субботней службе

13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поеный на полиелейной утрени перед каноном святому , если нет канона в Минее

История Октоиха

Изначально Октоих только 8 гласов воскресных последований, вместе с будничными называлась Параклитик
В формировании О несколько этапов:
 1) в 5—7 вв. в Палестине - отдельные тропари и песнопения - анонимные гимнографы +первое распределение по седмичным циклам;
2) в обители преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. - Октоих Иоанна Дамаскина;
3) в 9—11 вв. в Константинополе О был дополнен песнопениями степенными антифонами Феодора Студита († 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского († 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI Мудрого(886—913), воскресными ексапостилариями императора Константина VII Багрянородного (913—959), стихирами Павла Амморейского († 1054); ( не воскресные: Иосифа Песнопевца († 883) и Феофана Начертанного († до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа))

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!