Богослужение воскресных дней периода пения Триоди Постной.



 

Триодь традиционно разделяется на Постную и Цветную. Постная Триодь охватывает период Великого поста и Страстной седмицы, до вечерни в день Великой субботы, Цветная Триодь - период Пятидесятницы, от Пасхи до Недели всех святых.

Свое название Цветная Триодь получила от праздника Входа Господня в Иерусалим, т. к. в ранней традиции (в Русской Церкви сохранявшейся до сер. XVII в.) 2-я часть Триоди начиналась не с последования Пасхи, а со службы Лазаревой субботы, тесно связанной с праздником Входа Господня в Иерусалим.

 Традиц. наименование Цветной Триоди в серб. церковном обиходе «Триод Лазаревац» также указывает на начало Лазаревой субботы. Цветная Триодь, когда она начинается с Пасхи, может называться «Пентикостарион» (Пятидесятница; в греч. Церквах принято именно это наименование, тогда как Постная Триодь называется просто Триодью).

 

Темы недель постной триоди (Надо знать!!!)

1 подготовительная
3 подготовительная
Великий пост
2 подготовительная


О блудном сыне (Лк)
О прощении (Мф) или сыропустная
О страшном суде (Мф) или мясопустная
Мытарь и фарисей (Лк)

 

 

 


Великий пост занимает 6 седмиц и 5 воскресений – с понедельника первой седмицы до пятницы шестой седмицы. Далее следует праздник Ваий (Вербное воскресение) и с понедельника по субботу – отдельный пост страстной седмицы.

 

Полезно знать, что составитель служб триоди постной – Феодор Студит, а пасхальных канонов – Иоанн Дамаскин.

Утренние евангельские стихиры написал император Лев Мудрый


 

Древние евангельские чтения Актуальные евангельские чтения Исторические темы Агиографические темы Катехизационные темы
1 Не ведомо Ин. 1 О призвании первых апостолов (+ о пророках) Неделя Торжества православия (победа над иконоборчеством) Канон и ряд стихир   Пророки и пророчества ряд стихир, канон на повечерии, апостол и прокимен на литургии Самогласен про пост и пророков
2 О блудном сыне (Лк) Канон Исцеление капернаумского расслабленного (Мк) Победа православного учения над ересью Варлаама (1376 год) Григорий Палама Почти все тексты триоди, Вторые чтения Писания Пост и свет в конце поста = фаворский свет
3 О мытаре и фарисее (Лк) О необходимости несения креста (Мк)     Поклонение кресту Для просвещаемых. Этому посвящена почти вся триодь
4 О милостивом самарянине (Лк) 1 канон О исцелении бесноватого отрока (Мк)   Иоанн Лествичник (с 14 века) Согласно триоди не обязательно петь ему службу Тема 2 канона Самогласен посвящен теме работников в винограднике
5 О богатом и Лазаре (Лк) Тема 1 канона О вопрошании сыновей Зеведеевых (Мк)   Мария Египетская (с 11 века) Ей служить также не обязательно Самогласен о посте и богатом и Лазаре

 

Особенности богослужения

· Всегда несколько параллельных тем, из разных источников (смотри таблицу)

· Тема недели распространяется на последующие будние дни, часто в будни всплывают второстепенные темы недели

· Самогласен всегда вразрез с главной темой и всегда про пост и что-то ещё.

· Служится Литургия Василия Великого (надо знать, что Василия там только молитвы, чин непонятно какой, ибо мы не знаем, по какому чину служили в Византии в IV–Vвеках)

· На всенощном бдении – цикл покаянных тропарей после 50 псалма (Покаяния отверзи ми двери..)

· Минея отменяется, кроме исключительных случаев

· Используется октоих и триодь (именно в неделю так, в будни иначе)

· В конце хвалитных стихир на славу поётся самогласен триоди (вместо евангельской утреней стихиры). Евангельская стихира поется после отпуста, перед 1 часом.

· Крестопоклонная неделя – особенность, вход с крестом на утрени (Вынос креста) под пение «Святый Боже..». Поклонение Кресту совершается под пение специальных стихир.

 

Богослужение субботних дней периода пения Триоди Постной.

 

Общие особенности:

· Литургия служится утром (день непостный)

· Литургия Иоанна Златоуста

· Непостная структура службы

· Самогласен дня в Триоди, утреня в субботу утром, самогласен вечерни – в пятницу вечером. (По триоди день начинается не с вечера, а с утра)

· Используются четверопеснцы, которые поются с 6 по 9 песню, заменив канон храма (храма поем с 1 по 5), на 4.

· На вечерня также всегда читается 18 кафизма (песнь степеней)

 

 

Суточный круг в субботу:

· Вечерня с ЛПД (вечер пятницы)

· Великое повечерие

· Полунощница

· Утреня + 1 час

· 3 и 6 час

· Изобразительны в составе литургии

· 9 час

 

Субботы периода четыредесятницы также имеют свою тематику:

 

1.Суббота с Бог Господь – праздник вмч. Феодора Тирона.

Это не только память самого святого, но и его посмертных деяний – спасение христиан от идоложертвенного (смотри житие, оно в синаксаре должно быть)

В эту субботу используется немного октоиха и много триоди (праздник Феодору в триоди)

Традиционно после вечерни в пятницу совершается молебен над коливом

2.Суббота с Аллилуия – родительская. Используются октоих, минея, триодь

3.С аллилуия

4.С аллилуия

5.С Бог Господь – суббота акафиста Богородицы (Похвала Богородицы). Очень много тематики Благовещения, плюс тема спасения Константинополя от варваров в 626 году.

 

Примечания:

· Аллилуия всегда поются на 2 глас (по гласу тропаря)

· На утрене кафизмы 16 и 17 (все по плану)

· Непорочны делятся на 2 части (каждые со своим припевом)

· Две статии – «благословен еси, Господи» и «Спасе, спаси мя»

· Образец службы с Бог Господь – 1 суббота; с аллилуия – 2 суббота поста. (смотри Типикон и Триодь). Поэтому подробности тут не пишу, на экзамене отроешь типикон и там все есть.

· Про субботу акафиста надо бы прочитать про историю там и все такое – когда прочитаю сам, добавлю сюда.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1028; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!