Вечерня во св. Четыредесятницу.



 

 

Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения - ок. 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.

 

Особенности великопостной вечерни:

· Изобразительны перед вечерней оканчиваются молитвой Ефрема Сирина с поклонами

· Вечерня начинается сразу словами «Приидите, поклонимся» и 103 псалом.

· Всегда читается 18 кафизма (песни степеней) с тематикой возвращения на родину из Вавилонского плена (мотив возврата от грехов к Богу)

· Паремии из книг Бытия и Притчей Соломоновых

· Важно! Другая концовка. Она напечатана в часослове, и её надо знать наизусть. После «Ныне отпущаеши» и «Трисвятом по Отче наш»  вместо обычных тропарей поются особым великопостным напевом «Богородице Дево, радуйся», «Крестителю Христов, всех нас помяни», «Молитеся за ны, святии апостоли», «Под Твое благоутробие», вместо сугубой ектении 40 раз читается «Господи, помилуй», затем молитва «Небесный Царю» и молитва св. Ефрема Сирина с земными поклонами.(На экзамене потребуется более подробный план, открывай часослов и учи).

· Конец изобразительных переносится на конец вечерни (поэтому вечерня и начинается так резко, как я понимаю, даже без возгласа).

 

 

•   Она может служиться как сама по себе, так и в составе ЛПД (среда, пятница и, в искючительных случаях, другие будние дни)

•   В составе ЛПД вечерня с вечера переносится на утро (в нашей практике), хотя по уставу наоборот, это ЛПД надо служить вечером (вспомни тему про изменения в суточном круге богослужения в великий пост, про это в 25 билете)

•   В воскресение вечером во многих храмах служится Пассия – чтение евангелий о страданиях и особые песнопения. Чин католического происхождения, введён Петром Могилой в Киеве в 17 веке и потом распространился у нас. Устав про Пассию ничего не знает, и вообще, я считаю, что негоже нам подражать папистам.

 

Внимание! В неделю великого поста используется октоих и триодь, минея только в качестве исключения. В будние же дни, наоборот, октоиха нет, есть минея и триодь.

 

Воскресная вечерня:

· Начинается как праздничная, до входа и прокимна, потом резко становится постной (с переносом сугубой ектении).

· Великий прокимен – 2 шт, по очереди (То есть первое воскресение 1, второе – 2, третье – снова 1 и тд)

· На Господи Воззвах поются стихиры на 10. 2 надо взять из Октоиха, из этой же службы, но из стихир на стиховне. Еще 2 стихиры из октоиха же, но с утреней службы, тоже из стихир на стиховне. Далее следует взять 3 из Триоди и 3 из минеи (святого).

· Стихиры на стиховне же берём из триоди. (Октоихные мы спели на ГВ)

· Стоит пометка, что она начинается с возгласа, в отличие от будничной. Но если есть возможность, проверь эту инфромацию.

 

Часы, изобразительны и повечерие во св. Четыредесятницу.

 

Важно помнить про изменения в суточном круге богослужения в связи с постом:

1. Вседневная вечерня(с темами этого и предыдущего дня)

2. Повечерие

3. Полунощница

4. Вседневная утреня

Служба часов (1, 3, 6, 9)

Изобразительны

7. Вседневная вечерня (с темами этого и следующего дня)

 

В связи с тем, что день постный (это касается, естессно, только будней, когда пост, ибо сб и вс – дни непостные), литургию нельзя служить утром и днём. Более того, кушать днем тоже нельзя. Поскольку служба Изобразительных тесно связана с обедом (отсюда простонародное название литургии – обедня), то она, как и обед, переносится на вечер, меняясь местами с 9 часом.

 

Особенности часов:

 

· 1 час присоединен к утрени, 3, 6 и 9 служатся вместе

· После трех обычных псалмов добавляется кафизма (рядовая)

· Читаются и поются тропари часов (напечатаные в часослове) с земными поклонами

· На 6 часе читается паремия из книги прор. Исайи

· В конце каждого часа читается молитва Ефрема Сирина

· На первом часе имеется еще одна особенность: стихи часа «Стопы моя направи по словеси Твоему…» поются «велегласно и косно», то есть громко и медленно, каждый стих дважды, а последний «Да исполнятся уста моя»- трижды.

Подробности служб (не только часов, но и других) смотри в типиконе, в первую неделю поста (именно поста, не путать с подготовительными неделями!)

Особенности изобразительных:

· Как уже говорилось, они переносятся на вечер.

· Сами изобразительные псалмы опускаются, сразу же после 9 часа (прям сразу) поются заповеди блаженства с припевами «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В заключение поется: «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко… « и «Помяни нас, Святый…» особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. В конце произносится молитва прп. Ефрема Сирина, после которой сразу, без возгласа, начинается вечерня

 

Особенности повечерия:

· В первые 4 дня поста на повечерии читается канон Андрея Критского

· После псалмов (последний из них 90) песнопение «С нами Бог» (прор. Исайя)

· После псалмов 50 и 101 читается молитва царя Манассии (2 Пар)

· В конце повечерия вседневное славословие, «сподоби, Господи» и проч, затем пение «Господи сил, с нами буди..» (Последование есть в обычном часослове)

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 858; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!