Богослужение Великой Пятницы: история и особенности.



История

богослужения В. п. как на Востоке, так и на Западе оказала древняя иерусалимская традиция.

 

 

В Св. граде, после его восстановления и новой застройки св. имп. Константином и его матерью Еленой, предпасхальные службы в связи с наплывом паломников и очевидной связью с непосредственными местами Страстей приобрели характер воспоминания-воспроизведения событий последних дней и часов земной жизни Господа, превратившись уже к V в. в развитую систему стационального богослужения. Наиболее ранние источники сведений о древней богослужебной практике Иерусалима - это Огласительные и Тайноводственные беседы свт. Кирилла Иерусалимского и т. н. «Паломничество» Эгерии.

 

В «Паломничестве» Эгерии, к-рое обычно датируется кон. IV в., службы в В. п. подробно описаны в главах 35-37 (SC. 296. P. 280-290). В службах этого дня участвовали все жители Иерусалима (в т. ч. и маленькие дети) и множество паломников; службы возглавлялись епископом. Служб было 3: бдение в ночь с четверга на пятницу, состоявшее из целого ряда последований на разных местах Страстей и шествий с одного места на др., во время к-рых пелись гимны; трехчасовая служба чтений, совершавшаяся днем (перед этой службой устраивалось поклонение Кресту, первоначально не оформленное как отдельное богослужебное последование); вечерня, к-рую пели по окончании службы чтений.

Бдение В. п. начиналось почти сразу после литургии, вечером в Великий четверг; ко бдению все собирались в Елеонской ц., построенной, по преданию, на месте пещеры, в к-рой Господь провел со своими учениками последний день перед днем Распятия. В этой церкви все оставались до 5 часа ночи (ок. 23.00 по совр. счету), здесь пелись перемежаемые молитвами гимны и антифоны, «соответствующие дню», а также читалось то место Евангелия, где описывается беседа Господа с учениками накануне Страстей (вероятно, Прощальная беседа - Ин 14-16). Около полуночи все шли на Имбомон (место Вознесения Господня), где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвященные В. п.

 

При первом пении петухов все переходили на то место, где Господь молился в час накануне Страстей (Лк 22. 41), там произносилась молитва, «соответствующая месту», пелся гимн, читался отрывок Евангелия о Гефсиманском молении Спасителя и произносилась еще одна молитва. После этого все медленно (из-за усталости) шли в Гефсиманию, на место, где Господь был взят под стражу. Там зажигали множество свечей (неск. сотен, согласно Эгерии), произносилась молитва, пелся гимн и читалось Евангелие о взятии Господа под стражу; в это время, как отмечает Эгерия, все рыдали настолько громко, что было слышно даже в городе. По окончании чтений, уже в предрассветные сумерки, все возвращались в город и сразу шли к главному храму. На рассвете все наконец приходили на место обретения Креста, там читалось Евангелие о приведении Христа к Пилату и произносился отпуст бдения. После отпуста молящиеся отправлялись на Сион, где находилась колонна, у к-рой, по преданию, Господь был подвергнут бичеванию, молились у колонны и шли на нек-рое время для отдыха домой.

Через неск. часов на Голгофе ставили накрытый льняным платом стол и полагали на него ковчег с Честным Древом Креста Господня. Все - и верные, и оглашаемые - подходили приложиться к святыне (к-рую охраняли епископ и диаконы по причине предпринимавшихся нек-рыми людьми попыток украсть хотя бы частицу Честного Древа); еще один диакон показывал людям кольцо Соломона и рог, из к-рого помазывали царей израильских.

 

После полудня начиналась служба чтений, из-за многолюдности совершавшаяся - вне зависимости от погоды - на открытой площади храма (между местом обретения Креста и часовней Воскресения). Служба состояла из содержащих пророчества о Страстях Господа псалмов, посвященных Страстям отрывков из апостольских Деяний и Посланий, страстных Евангелий, ветхозаветных пророчеств о Страстях, евангельских предсказаний Самого Господа о Страстях. Чтения перемежались гимнами и молитвами; во время чтений, по словам Эгерии, все присутствовавшие плакали. Служба чтений оканчивалась в 9-м часу (т. е. ок. 15.00) чтением рассказа евангелиста Иоанна о смерти Христа на Кресте, молитвой и отпустом.

 

В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался.

Особенности

В Великую пятницу совершаются три основные службы: утреня, Царские часы и великая вечерня с повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокой скорби и сугубого поста в воспоминание о распятии и смерти Господа и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день Единственное исключение – это когда на Великую Пятницу выпадает праздник Благовещения. В этом случае будет служиться литургия свт. Иоанна Златоуста.

1. Повествование о страстях Господних излагается в хронологическом порядке в 12-ти чтениях, избранных из всех 4-х Евангелистов. Эти чтения звучат на протяжении всей утрени Великой Пятницы. Она совершается в Великий Четверг вечером (по Уставу она должна начаться во 2-м часу ночи, то есть в 7 часов вечера). Эта утреня носит особое название: Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Евангелие выносится на середину храма после шестопсалмия, великой ектении и «Аллилуиа», при пении тропаря: «Егда славнии ученицы…».

Евангельские чтения располагаются между песнопениями утрени. Первые 6 чтений как бы заменяют кафизмы. Между ними поется по три антифона, произносится малая ектенья и седальны. Это единственные седальны, во время которых не полагается сидеть. «Стояще поем я [их]» – говорит Устав.

После 6-го Евангелия поются «Блаженны» с тропарями и затем, перед 7-м Евангелием, произносится Прокимен: Разделиша ризы Моя себе и об одежди Моей меташа жребий.

Перед 8-м Евангелием читается 50-й псалом, и поется Трипеснец св. Косьмы Маиумского «К Тебе утренюю» [43]. После канона звучит знаменитый светилен: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподоби еси, Господи, и мене Древом крестным просвети и спаси мя». После него читается 9-ое Евангелие.

10-ое Евангелие звучит перед вседневным славословием, 11-ое Евангелие – после него. 12-ое Евангелие – после стихир на стиховне. Утреня эта по своей структуре будничная, и конец у нее обычный – «Благо есть», Трисвятое, «Отче наш», тропарь. Причем поется уже другой тропарь, не тот который пелся в ее начале: «Искупил ны еси от клятвы законныя честной Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Отпуст этой службы связан с ее содержанием: «Иже оплевания и биения и заушения, и крест и смерть претерпевый, Христос истинный Бог наш…»

2. Утром в Великую Пятницу «о втором часе дне», то есть, по-нашему, в 8 часов утра, совершаются Царские часы. На них бывает пение особых тропарей, читаются ветхозаветные пророчества о страстях Христовых, апостольские чтения и снова страстные Евангелия. На 1-м часе все повествование о страстях Христовых по Евангелисту Матфею, на 3-м часе – по Марку, на 6-м часе – по Луке и на 9-м часе – по Иоанну (2, с.170). После Царских часов «поскору» совершаются изобразительны.

3. Вечерня в этот день обычно совершается в середине дня, около того времени, когда Спаситель умер на кресте. На ней читаются три паремии. Первая – из книги Исход, о Моисее, молящемся за преступный народ еврейский (Исх.33:11-23). Вторая паремия из кн. Иова. Третья – из книги пророка Исаии.

4. Затем читается Апостол, послание апостола Павла к Коринфянам (1Кор.1:18-2:2) и особое составное Евангелие. Оно называется 110-м зачалом Евангелия от Матфея, но в него вставлены строки из других Евангелий так, чтобы повествование о страстях, крестной смерти и погребении Спасителя было как можно более подробным и полным.

Затем, в соответствии с обычным порядком великой вечерни, звучат ектении сугубая и просительная, разделяемые молитвой: «Сподоби, Господи» и поются Стихиры на стиховне (последняя знаменитая «Тебе одеющагося светом, яко ризою»). Она поется всего два раза в год (второй раз – в третью неделю по Пасхе). Во время пения священник кадит лежащую на престоле св. Плащаницу.

5. На вечерне Великой Пятницы поются тропари «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» и «Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд». Во время их пения священнослужители поднимают плащаницу, выносят ее на середину храма северными дверями, и полагают на особом возвышении, которое служит образом гроба. Предстоятель несет под плащаницей Евангелие, которое потом полагается на плащанице. Вокруг св. Плащаницы совершается каждение, произносится приличное случаю поучение и говорится отпуст: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшные Страсти и Животворящий Крест, и вольно погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш…» .

Затем читается малое повечерие, на котором поется Канон Симеона Логофета «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы». По окончании службы все прикладываются к плащанице при пении очень красивой стихиры: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного».

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 634; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!