Литургия Преждеосвященных даров: история, чинопоследование.



 

ЛПД – литургия, не имеющая анафору, которая совершается в будние дни Великого поста. Признаки евхаристичности ЛПД:

· собрание христианской общины вместе

· преломление евхаристического Хлеба (однако освященного заранее, за полной литургией);

· совместное причащение верующих.

В настоящее время чин ЛПД совершается только в православных церквях, кроме одного исключения – Маланкарсая Церковь в Индии. Аналогией для ЛПД можно считать причащение Преждеосвященными дарами в Великую Пятницу у католиков и англикан. Типологически напоминает ЛПД католическая традиция давать мирянам облатки, освящённые заранее.

В древности ЛПД был распространена как в константинопольской традиции, так и в Палестине, Сирии, Египте и Нубии, а также на Западе.

Происхождение

Наиболее ранние свидетельства о совершении ЛПД на Востоке относятся к VII в. В константинопольской «Пасхальной хронике» под 615 или 616 г. говорится, что начиная с первой седмицы Великого поста стали после «Да исправится…», во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь [следующее песнопение]: после священнического возгласа «По дару Христа Твоего...» народ сразу начинает: «Ныне силы…» (которое и сейчас поется на ЛПД)

А в происходящих из Палестины «Чудесах Святой Девы Марии в Хозиве» описывается, как послушник или молодой монах прочел над просфорами какую-то часть евхаристической молитвы, а настоятелю монастыря явился ангел, повелев совершить над просфорой вместо полного чина Преждеосвященный. Наконец, 52-е правило Трулльского Собора 691-692 гг. канонически закрепляет совершение ЛПД.

Собственно текст ЛПД согласно константинопольской традиции сохранился в рукописях с конца VIII в. и далее, а тексты палестинской ЛПД ап. Иакова и сирийских чинов Преждеосвященной литургии – в рукописях начиная с X в. Впрочем, сами эти тексты явно датируются более ранним временем. На латинском Западе «месса Преждеосвященных» в конце службы чтений Великой пятницы впервые описывается в древней редакции Геласия Сакраментария, Причащение Преждеосвященными Дарами в отличие от ЛПД долгое время не имело никакого текстуального оформления, поэтому идею о происхождении ЛПД с Запада следует полностью отвергнуть.

Несомненно, ключевой богословской предпосылкой для самого существования ЛПД является вера в то, что евхаристические Дары реально, а не символически и навсегда становятся Телом и Кровью Христовыми. Однако причины установления именно общественного богослужения не вполне ясны. Можно быть полностью уверенным в том, что самое существенное влияние на возникновение ЛПД оказало повсеместное распространение в IV в. практики соблюдения Великого поста. Еще одной возможной причиной возникновения практики совершать ЛПД на Востоке могла быть деятельность нехалкидонитов. Хорошо известно, что в V-VII вв. главным внешним признаком нехалкидонитов был отказ принимать Евхаристию из рук признающего Халкидонский Собор клира.

 

 

Приготовление Преждеосвященных Даров

Для совершения Литургии Преждеосвященных Даров помимо обычных условий: собрания церковной общины во главе с епископом или священником в храме и наличия евхаристических приношений, требуется, чтобы в этом храме имелся освященный агнец, приготовленный заранее на полной литургии. Агнцы для Литургии Преждеосвященных даров изымаются на проскомидии полной литургии (как правило, в предшествующее Литургии Преждеосвященных даров воскресенье) после изъятия агнца для самой этой литургии с произнесением всех принятых для этого священнодействия слов. Современные издания Служебника предписывают священнику лишь крестообразно прикоснуться омоченной в Св. Крови лжицей к св. агнцу, но на практике встречается более обильное напоение, вплоть до погружения св. агнца прямо в чашу.

Чин.

1) Возглас «Благословенно Царство» – поздняя вставка;

2) Светильничные молитвы, начиная с 4-ой (первые 3 будут дочитаны позднее);

3) Кафизма 18, после каждой славы – малая ектения и мотива: 1, 2 и 3 соответственно (светильничные);

4) Перенос Даров с престола на жертвенник;

5) Стихиры на Господи воззвах – на 10, начиная с самогласен дня (самогласен напечатан на Господи воззвах – в ср и пт, а когда нет службы =>на Стихарах на стиховне);

6) Вход с кадилом или с Ев.

7) Прокимен, Бытие, прокимен; Свет Христов просвещает всех; Притчи;

8) Великий прокимен «Да исправится…»

9) 3 поклона;

10) Если праздник, прокимен, апостол, аллилуйя, Ев. – по Минее;

11) Ектении, в т.ч. ект. с молитвой о просвещенных;

12)   Великий вход, ныне Силы небесные.

 

Великопостная утреня.

 

Богослужебные книги:

1) Служебник (ектении, молитвы священника)

2) Часослов (неизм. часы)

3) Псалтирь (кафизмы)

4) Триодь (стихиры, каноны – изменяемые гимнограф. песнопения)

5) Минеи (стихиры (могу не быть), канон)

6) Ермологий (библ. песни – есть и в Псалт.)

Особенности:

1)

· Утреня с аллилуйя (поётся в нач. утрени вместо Бог Господь)

· Стихи (от нощи утренюет… – как 5 песнь канона; 5 библ. песнь) из пр Исайи

· В Триоди:

Ø Седальны (два) по 2 и 3 стихословии

Ø Канон (трипеснец) ->2 канона.

Ø Стихиры на стиховне (всегда стандартный: самогласен + мученичен + Слава; И ныне: Богородичен)

· В Минее память малого святого

· Канон (8 песен) (по 3 песн: седален; по 6: кондак)

· Великопостная утреня может соединяться с полиелейным святым

· Могут быть:

Ø Малый св.

Ø Два малых

Ø Полиелейный св.

2)

· Двупсалмие начинается с трисвятого (в обычное время: «приидите поклонимся»)

· Слава святей – начало утрени

· Вместо тропаря св. на Бог Господь – троичны гласа (1 Приложение к Триоди) =>по три тропаря. К первому добавляется концовка, напечатанная вверху; добавляется по дням недели.

3)

Всегда три кафизмы (рядовые по особому расписанию)

4)

На каждом часе читается по одной кафизме

Пн – 4, 5, 6

Вт – 10, 11, 12

Ср – 19, 20, 1

Чт – 6, 7, 8

Пт – 13, 14, 15

Вместо ектении между кафизмами: Господи помилуй (3). Слава; И ныне: 2 Приложение Триоди, седальны из Октоиха.

По 7 песне мученичен ->часто читается перед Богородичн; перед мученичн. должен быть специальный запев: «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев»

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 777; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!