Богослужение 1-го дня Пасхи: история и особенности.



 

История

У писателей раннего христианства имеются сведения о праздновании ежегодного дня смерти и Воскресения Христова, то есть Пасхи (Послание св. Иринея, епископа Лионского, к епископу Римскому Виктору; две книги о Пасхе Мелитона, епископа Сардийского; писания Аполлинария, епископа Иерапольского, Климента’ Александрийского, ов. Ипполита, папы Римского, и др.).

Исследуя сочинения этих церковных писателей, можно прийти к выводу, что первоначальное празднование Пасхи было празднованием страданий и смерти Христовых —«Пасха крестная», (так сказать, «догматическая Пасха» — 14 нисана, в день еврейской Пасхи,— при этом празднование сопровождалось постом,— и затем празднованием собственно Воскресения Христова — «Пасха воскресная», или «историческая Пасха», то есть соответствующая последовательности евангельских событий, в виде торжественного прекращения поста в вечер того же дня 14 нисана или в следовавшее за ним воскресенье.
Если на Пасху вначале могли смотреть как на пост в память смерти Спасителя, умершего в день еврейской Пасхи, то вскоре начинают соединять с ней и радостное воспоминание о Воскресении Христовом и приурочивать это событие к воскресному дню, а не к любому дню недели, на который приходилась бы еврейская Пасха, и особенно это было заметно в Западной Церкви.

С течением времени из празднования Пасхи крестной образовалась Страстная седмица (в древности она называлась «великой седмицей»), с ее торжественно-скорбными богослужениями, из Пасхи же воcкресной — собственно Пасха с Светлой седмицей, а древняя практика крещения оглашенных на Пасху с предшествовавшим этому их оглашением (наставлением в истинах веры) за богослужениями, во время которого они, проводя время в посте и молитвах, знакомились с содержанием Священного Писания, начиная с книги Бытия, дала начало посту Св. Четыредесятницы. Сорокадневная продолжительность этого поста установлена в память и подражание сорокадневному посту Иисуса Христа пред началом Его служения делу нашего спасения. В современном Уставе сохранились следы древнего празднования Пасхи крестной и Пасхи воскресной. Это заметно в праздничном характере служб Великих четвертка, пятка и субботы и в структуре бдения на Пасху, состоящего из торжественно-скорбной пасхальной полунощницы, с каноном Великой субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. (Что службы пасхальных полунощницы и утрени составляют одно целое, видно из того, что при совпадении Благовещения с Пасхой Устав назначает петь канон Благовещению на полунощнице и на утрене.)

IV век ознаменовался прекращением гонений, и это, конечно, оказало благотворное воздействие на создание торжественности всех церковных служб, и тем более пасхальной. Этому способствовали также меры по усугублению торжественности православных богослужений, проводившиеся великими иерархами Церкви в борьбе с арианством, которое привлекало последователей внешней пышностью своих религиозных процессий. О величии и торжественности совершения пасхального богослужения в этот период можно судить по Пасхальным Словам таких отцов, как свв. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие. Св. Григорий Нисский в своем Слове на Пасху говорит: «Слух наш оглашается во всю светлую ночь словом Божиим, псалмами, пениями, песнями духовными, которые, втекая в душу радостным потоком, преисполняли нас благими надеждами, и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого, возносилось чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство, так что блага сего покоя, удостоверяя собою в неизреченной надежде на получение уготованного, служат для нас образом тех благ, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2:9)».

Обстоятельные и интересные сведения о торжественности совершения служб Святых Страстей и Пасхи в Иерусалимской Церкви в IV веке дают записки паломницы IV века Этерии (Сильвии Аквитанки), — в частности сведения о схождении св. огня, крещении оглашенных в Великую субботу и т. д.

С IV в. утверждается семидневное празднование Св. Пасхи, что видно из писаний свв. Кирилла Иерусалимского, Иакова Низибийского и Иоанна Златоуста, который семидневное торжество Пасхи называет духовным браком (Слово против упивающихся и о Воскресении). Пасхальная служба начинается в ночное время, и заканчивается с рассветом. Особенностью этого ночного пасхального богослужения является, по свидетельству историка Евсевия и других, возжжение множества светильников в храмах и в городах, благодаря чему «эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня» (Е в с е в и й. Жизнь Константина, IV, 22).

В дальнейшем пасхальное богослужение в основном не претерпевает особых изменений, а только пополняется новыми песнопениями. Те величественные песнопения, которые мы слышим в Светлый Праздник Пасхи, большею частью принадлежат св. Иоанну Дамаскину, который сложил их согласно с высокими выражениями о Пасхе священных писателей и древних отцов Церкви, преимущественно свв. Григория Богослова и Григория Нисского.

Нынешний порядок совершения пасхального богослужения сходен с уставами древнейших богослужебных памятников Православного Востока. Особенности утреннего “пасхального богослужения — отсутствие чтений (за исключением Слова св. Иоанна Златоуста), шестопсалмия, кафизм, литии, полиелея и великого славословия — весьма древнего происхождения. Указанные особенности имеются, например, в найденном и опубликованном А. Дмитриевским «Последовании Святых Страстей и Пасхальной недели в Иерусалиме IX—Х в.». Если же принять вместе с проф. А. Дмитриевским, что этот памятник сохраняет в своей основе практику богослужений V, VI и VII вв., то можно считать, что уже во времена Сильвии Аввитаяки и в ближайшие после ее времени столетия рассматриваемые особенности существовали в песненных последованиях Великой Иерусалимской церкви.

 

Особенности

Начинается Пасхальная утреня (заутреня) с того, что духовенство трижды в алтаре поет: «Воскресение Твое, Христе Спасе…», бывает при этом троекратное каждение Престола обычно. Первый раз стихиру поют при закрытых Царских вратах и завесе, второй раз обычно завесу открывают, третий раз открывают уже Царские врата. И все исходят из храма с Пасхальным шествием.

Остановившись перед закрытыми дверями храма, изображающими камень, которым был запечатан гроб, все останавливаются и священник совершает каждение. Затем начинается Утреня с возгласа «Слава святей и животворящей и нераздельной Троице». При этом настоятель начертывает кадилом крест, не единожды, как в начале обычной Утрени, а трижды, как в начале Всенощной. И поется начальный пасхальный антифон, иначе называемый просто пасхальное начало. Последовательность Пасхального начала:

1. Духовенство 3 раз тропарь Пасхи, хор трижды повторяет тропарь Пасхи.

2. Духовенство поет стих (кажется из 66 пс.): «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», хор отвечает тропарем.

3. Духовенство поет второй стих: «Яко исчезает дым…», хор отвечает тропарем.

4. Далее третий стих: «Тако да погибнут грешницы…», хор снова тропарь.

5. Затем четвертый стих: «Сей день, его же сотворил Господь», хор опять поет тропарь.

6. Затем «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», хор опять поет тропарь.

7. И шестой стих: «И ныне…»

С этого Пасхального начала начинаются все крупные службы во время Светлой седмицы, а именно: Утреня, Вечерня, Божественная Литургия, молебен (Крестный ход во время Светлой седмицы - это ни что иное, как молебен), Таинство крещения, в отличие от малых служб, таких как Часы, Повечерие, Полунощница, которые начинаются просто с троекратного чтения тропаря Пасхи.

Поскольку Пасхальная Утреня в Первый день пасхи начинается не в Алтаре, а на

Все входят в храм, провозглашается Мирная ектинья и начинается Пасхальный канон, написанный Иоанном Дамаскиным в VIII веке. Если посмотреть как Устав предписывает петь Пасхальный канон, можно увидеть, что это самый продолжительный канон в году. Пасхальный канон поется следующим образом: 4 раза ирмос, тропари на 12 (в тех песнях, где 2 тропаря, они повторяются по 6 раз, в тех песнях, где 3 – по 4 раза), еще 2 раза ирмос, затем катавасия. Всего получается 19 текстов.

По Уставу каждую из песней канона начинает петь сам настоятель или духовенство в Алтаре. После каждой песни канона бывает Малая ектинья (всего 8). Во время пения каждой песни канона по Уставу совершается полное каждение всего храма.

По третьей песни канона после Малой ектиньи поется ипакои. Ипакои во всех книгах обозначен как «ипакои, глас 4-й». Читается чтение святителя Григория Богослова»Слово на Святую Пасху». По 6-ой песни канона и Малой ектиньи поется кондак и икос и читается по Уставу Синаксарь (обычно тоже опускается). После Синаксаря или сразу после икоса читается трижды «Воскресение Христово видевши…». Этот текст и на воскресных Всенощных по Уставу тоже читается, примерно как «Верую» перед Литургией – все молящиеся едиными устами его возглашают. Обычно он поется трижды. И затем 3 раза стихира «Воскрес Иисус от гроба». Продолжаются 7-я и 8-я песнь. 9-я песнь Пасхального канона поется не с припевом «Христос воскресе из мертвых», а со специальными припевами. С этими припевами бывает обычно путаница.

Как исполняется канон по Уставу: ирмос 4 раза, тропари на 12, ирмос 2 раза и катавасия. Еще одна особенность Пасхального канона – после катавасии еще 3 раза поется тропарь «Христос воскресе из мертвых». Из его особенностей отметим еще раз: исключительную длину, то, что он поется без Библейских стихов (как, впрочем, все другие каноны на Страстной и Светлой седмицах), каждую песнь начинает настоятель, после каждой песни Малая ектинья, прибавляется катавасия и 3 раза тропарь. Соответственно этому числу повторений в Цветной Триоди содержится 12 припевов: 2 припева к ирмосам и 10 припевов к тропарям, т.е как по идее все должно происходить. Первый припев ирмосной: «Величит душа моя воскресшаго три дня от гроба Христа Жизнодавца» и ирмос , затем снова тот же припев и ирмос еще раз. Затем второй припев: «Величит душа моя вольно страдавшего…» и опять ирмос, затем снова тот же припев и ирмос. Затем 10 припевов к12 тропарям.(первые два – 2 раза).

Затем Малая ектинья и эксапостиларий Пасхи. Эксапостиларий «Плотию уснув яко мертв…». Обычно первый раз поет духовенство, затем по разу правый и левый клирос. Затем «Всякое дыхание» и Хвалитные псалмы, стихиры на Хвалитех 1-го гласа воскресные. После этого по идее должно было бы быть славословие. Но (по причинам того что не удалось оставить славословие без ущерба для стихир) на Пасхальной Утрени после Хвалитных стихир сразу идут Стиховные без славословия. Славник этих стихир звучит так: «Воскресения день…и друг друга обымем…Христос воскресе…», а вслед за этим поется трижды тропарь, который звучит так же. Получается 4 раза повторяется «Христос воскресе…». Некоторым бывает неясно почему 4 раза. На самом деле он входит сначала 1 раз в состав стихиры и затем уже 3 раза в качестве тропаря.

После этого бывает Чин христосования. Затем читается Слово Огласительное Иоанна Златоустого «Аще кто благочестив» и тропарь Иоанну Златоустом. Затем возглашаются две ектиньи в праздничном порядке, сначала сугубая, затем Просительная. Все большие службы, все те, которые начинаются с начального пасхального антифона (Вечерня, Утреня, Литургия, молебен, отпевание), заканчиваются Пасхальным отпустом. Пасхальный отпуст произносится с Крестом и Трехсвешником в руках. При этом вместо возгласа «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», которым отпуст открывается, этот отпуст начинается с того, что священник поет тропарь «Христос воскресе из мертвых» до половины, затем хор допевает этот тропарь и священник говорит полный отпуст «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ» и т.д. И далее возвышает Крест и говорит «Христос воскресе» трижды. Народ отвечает на эти слова и хор прибавляет трижды тропарь Пасхи и стих «И нам дарова живот вечный…».И затем многолетие.

Затем читаются (а у нас в Москве поются) Часы Пасхи. Порядок часов вы можете сами посмотреть в любом молитвослове. Это совсем небольшой набор текстов, которые заменяют собой все часы (1-й, 3-й, 6-ой, 9-ый), заменяют также Повечерие и Полунощницу, вследствие этого на Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв читаются эти Часы.

Литургия на Пасху начинается с Пасхального начала, как и Утреня, затем Мирная ектинья, затем обычный порядок Литургии. Отметим особенности:

1. Праздничные антифоны вместо Изобразительных антифонов, при этом поется специальный Водный стих.

2. Литургия совершается при открытых Царских вратах, как и все службы Светлой седмицы.

3. Вместо «Достойно» поется Задостойник. Это припев «Ангел вопияше» и ирмос 9-ой песни «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» (Новый Иерусалим – Церковь).

4. В Первый день Пасхи Евангелие читается на разных языках. Это древняя традиция. В Типиконе Великой Церкви IX века отмечается, что Евангелие читается два дьякона, один – по гречески, другой по латыни. Наш Типикон про разные языки ничего не говорит. Там говорится, что Евангелие читается в разных местах храма. настоятель читает Евангелие на Престоле в Алтаре, затем дьяконы, сколько их есть, читают в разных местах храма: один – на солее, один – где-нибудь на середине храма, другой – сбоку, наконец, самый последний дьякон – на паперти. Этим изображается проповедь Евангелия по все Вселенной. Одно и то же чтение повторяется многократно дьяконами, стоящими в разных местах храма. У нас вместо этого читается на разных языках (поочередно, по частям), что, как я отметил, является древней традицией (более 1000 лет). При этом во время чтения Евангелия бывает специальный перезвон в колокола. А в конце чтения Евангелия – краткий перезвон. Евангелие изображается специальным перезвоном в колокола. Во время чтения Евангелия никогда не бывает перезвона, только на Пасху. И этот перезвон тоже изображает собой проповедь по всему миру. Колокола разнообразные тоже на всю округу разносят эту радостную весть.

5. С этого дня начинается чтение деяний и Евангелия от Иоанна, поэтому на Пасху читается Первое зачало от Иоанна. Отчасти тоже ради новокрещеных. Пока они не приняли крещения, они не могут понять самого духовного из Евангелий. Теперь люди приняли крещение и начинают слушать Евангелие от Иоанна, как наиболее таинственное из четырех. И в Пасху читается о предвечном рождении Сына Божия. Удивительна эта разносторонность, с одной стороны, и спокойствие церковного устава, с другой стороны. Вместо того, чтобы читать воскресное Евангелие Устав указывает читать здесь Евангелие, которое совсем о другом говорит, о предвечном бытии Слова Божия, а вовсе не о Воскресении Христовом. Тоже указывает на то, что в Пасхе соединены все праздники.

6. На всей Светлой седмице на Литургиях поется «Елицы во Христа крестистеся…», тоже ради крещаемых, принявших крещение в Великую субботу. Кстати, в этом Евангелии говорится и о крещении, что тем, кто Его приняли, Христа, Он дал власть быть детьми Божиими, верующими во имя Его, которые не от крови, не от похоти плотские, не от похоти мужеские, но от Бога родились. Рождение от Бог, о крещении здесь говорится, в частности.

7. Во время причащения Устав указывает петь на Литургии первого дня Пасхи до отдания причастен «Тело Христово приимите…», тот причастен, который у нас поют весь год за Литургией, что не совсем правильно. На Литургии нужно петь причастен во время причащения, тот, который указывает Устав. Это пасхальный причастен, который должен петься на Пасху и до отдания. Греки так и делают, у них он поется только в это время года. В остальное время у них поется «Вечеря Твоея Тайная днесь…». Хотя должен петься этот причастен «Тело Христово приимите…» на Пасху (поскольку это именно Пасхальный причастен, самое место его как раз и петь), из-за того, что он и так весь год поется, в некоторых храмах возникло мнение, что здесь нужно петь тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых…». И в некоторых церквах в Москве поют почему-то во время причащения тропарь Пасхи. Традиция совсем недавняя, ей вряд ли более 10 лет даже. И она, во-первых совершенно противоречит Уставу, а во-вторых, здесь есть вот какая вещь. В конце пасхальной Литургии многократно возглашается тропарь «Христос воскресе из мертвых», все обычные песнопения в конце Литургии заменены тропарем. Если во время причащения мы пели этот причастен «Тело Христово приимите…», а причащение продолжалось длительное время (на Пасху сейчас, слава Богу, причастников хватает), причащаются, например 40 минут и в это время поют этот тропарь, как волынку, то исполнение тропаря в конце полностью теряет свою торжественность и красоту. Т. е. этот тропарь, наоборот, начинает даже приедаться… Поэтому следует, конечно, строго придерживаться указаний Типикона и ни в коем случае на Пасху не петь тропарь во время причащения, а петь указанный по Уставу причастен «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите». Это важно.

 

Вечерня(вечером в Пасху)

совершается во всех священнических облачениях. Начинается с пасхального антифона, как мы уже видели, «Миром Господу помолимся» следует и «Господи воззвах». Стихиры на «Господи воззвах» уже второго гласа. На Светлой седмице каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. В первый день Пасхи – первого, в понедельник – второго и т.д. до субботы. В субботу – восьмого гласа (один глас, седьмой, пропущен). Бывает вход. На Светлой седмице – с кадилом, в первый день Пасхи – с Евангелием, потому что в первый день Пасхи читается Евангелие. «Свете тихий» и Великий прокимен. На Светлой седмице Вечерня с Великим прокимном (каждый день разные Великие прокимны). Затем в первый день Пасхи читается Евангелие от Иоанна о явлении Господа ученикам вечером по Воскресении из мертвых (просто потому что это Вечерня). Затем ектинья «Рцем вси…», «Сподоби, Господи», Просительная ектинья, затем Стиховные стихиры, сначала Воскресные 2-го гласа, затем Пасхальные стихиры «Пасха священная нам днесь показася..». Далее тропарь трижды «Христос воскресе…» и отпуст. Вот, собственно, и все. Это Пасхальная Вечерня.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!