На Литургии: Евангелие рядовое, потом - святого.



 

Богослужение субботних дней периода Пятидесятницы.

0) См. раздел Типикона "О субботах пятидесятницы"

1) Всего 8 суббот:

    1 - пасхальная (неофициально отдание Пасхи)

    2 - отдание Антипасхи

    3 - отдание жен-мироносиц

    4 - попразднство Преполовения Пятидесятницы

    5 - отдание недели о самаряныне

    6 - попразднство Вознесения

    7 - Троицкая Вселенская Суббота

    8 - Отдание праздника Пятидесятницы

2) Характерные черты отдания: пение всех песнопений из служб самого праздника (повторение службы праздника)

3) Компоненты субботней (2, 3, 4, 5 субб.) службы периода Пятидесятницы:а) Пасхальный элемент б) служба праздника в) Октоих г) Минея (святой дня)

1 сб - полностью пасхальная

6, 8 сб - отдание

7 - Вселенская Родительская Суббота

4) План служб этих суббот: а) На "Господи воззвах": самогласен праздника, слава: самогласен, и ныне: догматик во глас седмицы б) Стиховные стихиры: (из Октоиха) воскресные стихиры, слава и ныне: самогласен праздника

На Утрени: а) воскресный седален (октоих) б) канон праздника в) На "хвалитех"- из Октоха, слава и ныне: самогласен праздника г) На стиховне: стихиры праздника, слава и ныне: самогласен праздника

 

Литургийные чтения во весь год: годичные циклы чтений и изменения в них, вызванные положением Пасхи; устав соединения чтений.

Годичные циклы чтений

Чтения Евангелия начинаются с литургии Святой Пасхи, иначе говоря днем Пасхи открывается церковный пасхальный год (или круг) чтений Священного Писания. Расписание этих чтений помещено в конце богослужебного Евангелия, в указателе, носящем название «Сказание, еже како на всяк день…

Чтения, или зачала, даны в указателе для 50 седмиц:

I. Триодь цветная – 7 седмиц

a. период от Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы –

i. Чтение Евангелия от Иоанна заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы).

II. Период – 33 седмицы

a. от Пятидесятницы до Недели (воскресенья) по Просвещении (Богоявлении).

i. Седмицы, в свою очередь, делятся на

1. 17 седмиц – Матфеевы – евангелиста Матфея

a. От дня Святого Духа Матфей 11 седмиц

b. С 12 по 17 - будничные Марк, Матфей все субботы и Недели

2. 16 (18) седмиц – Лукины – евангелиста Луки (разъяснение разницы – в уставе соединения чтений)

a. 12 полных седмиц Лука

b. затем Марк по будням, а Лука - субботы и Недели.

III. Триодь постная: 10 седмиц

a. 3 седмицы приготовительных к Великому посту

i. седмица сырная с зачалами из Евангелий от Луки и Матфея

b. 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей.

i. в субботы и Недели Великого поста преобладает евангелист Марк, доселе читавшийся лишь по седмичным дням

50 седмиц – так как в годичном круге праздников Церковь соединяет солнечный и лунный астрономические календари. По солнечному календарю (в нем 52 седмицы) расположены неподвижные праздники церковного года, а по лунному (в нем 50 седмиц) – праздник Пасхи, от которого идет отсчет других праздников – подвижных.

Пасхальный круг чтений заканчивается, согласно Уставу, зачалами седмицы 33-й пред Неделей по Просвещении. Но поскольку эта Неделя не всегда бывает 33-й по Пятидесятнице, то к концу пасхального года может оказаться 33 седмицы и менее: 32, 31, 30; и более – 34, 35.

При ранней Пасхе текущего года к концу пасхального круга чтений окажется более 33 седмиц, то есть недостанет зачал указателя.

При поздней Пасхе текущего года к концу пасхального года окажется менее 33 седмиц, то есть будет излишек зачал.

Изменения в годичных циклах чтений (в связи с положением Пасхи)

ПРИНЦИПЫ:

1. Счет Недель от Пятидесятницы должен сохраняться.

2. Неделя по Просвещении как конец пасхального круга чтений.

3. Церковь установила, чтобы в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели Евангелия до этого читались, читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк., зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки.

4. Если задолго до Недели по Воздвижении кончатся зачала Евангелия от Матфея, то Евангелие от Луки все равно не следует начинать ранее вышеуказанного срока, а надлежит вернуться вспять, к прочитанным зачалам Матфеевым, взяв их, сколько потребуется, а с понедельника после Недели по Воздвижении начать чтение Евангелия от Луки.

То есть, неделя по Воздвижении берёт на себя все шишки – все несостыковки должны быть перетёрты до нее, а с нее все должно быть идеально и гладко.

 

Из праздников, совершаемых в твердых числах года, древнейшим является праздник Рождества Христова. Установление этого праздника на 25 декабря вскоре же вызвало появление 25 марта праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, как дня зачатия Ею Иисуса Христа. Но событие Благовещения произошло в шестой месяц после того, как по явлении ангела святому Захарии был зачат Иоанн Предтеча (Лк. 1:26). На основании этого были установлены два праздника: Зачатие Иоанна Предтечи – 23 сентября и Рождество его – 24 июня. Об этих священных событиях, предшествовавших Воплощению Сына Божия, повествует только евангелист Лука. .Поэтому Церковь установила, чтобы в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели Евангелия до этого читались, читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк., зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской (воздвиженской) преступкой евангельских чтений. (Если задолго до Недели по Воздвижении кончатся зачала Евангелия от Матфея, то Евангелие от Луки все равно не следует начинать ранее вышеуказанного срока, а надлежит вернуться вспять, к прочитанным зачалам Матфеевым, взяв их, сколько потребуется, а с понедельника после Недели по Воздвижении начать чтение Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской отступкой.)

При поздней Пасхе текущего года Неделя 17-я, заканчивающая Матфеев ряд указателя чтений, уходит далеко за Неделю по Воздвижении, не давая возможности зачалам Луки начаться в положенное Уставом время.

Разрыв между уставным и фактическим началом чтений Луки может доходить до трех седмиц, во время которых вместо уставных Лукиных зачал оказываются еще не окончившиеся Матфеевы зачала.

Это продолжение Матфеевых зачал за неделю по Воздвижении – явление не уставное. Следует строго соблюдать указания Устава о конце Матфеевых и начале Лукиных чтений, делая преступки Матфеевых чтений в случае такого перехода их за неделю по Воздвижении, то есть не читать, преступать их.

[ПОЯСНЕНИЕ: Например, при прошедшей Пасхе 23–25 апреля и предстоящей 8–9 апреля (Внутрь-Пасхе) Неделя по Просвещении будет 30-й, а Неделя о мытаре и фарисее – 33-й от Пятидесятницы. Перед Неделей по Просвещении оказываются чтения только еще седмицы 30-й, так что и после этой Недели чтение зачал указателя приходится продолжать.

Налицо избыток чтений, а между тем должна быть отступка, поскольку наступила Неделя по Просвещении, а будущая Триодь начнется еще только через три седмицы.

Для соединения солнечного и лунного календаря в годичном круге праздников с в Неделю по Просвещениив указателе назначено 17 седмиц для чтений из Матфея и 16 из Луки, поскольку с середины сентября, от Недели по Воздвижении, знаменующей переход от летнего порядка богослужений к зимнему, до Недели по Просвещении проходит 16 недель.]

ЕЩЕ РАЗ:

Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором – «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже).

Если недель менее 32-х, то Евангелия опускаются перед неделей о Закхее, т.е. возникает преступка (пропуск). Если «преступка» – это отсечение, то «отступка» – это повтор. Воздвиженская преступка возникает при поздней Пасхе текущего года, а отступка (повторение) - при ранней Пасхе и такой же порядок сохраняется и для праздника Богоявления.

 «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее».

Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея – «О хананеянке».

Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»).

В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы.

Отступка или возвращение назад в евангельских чтениях (или Крещенская (Богоявленская) отсту́пка) — состоит в том, что, за прочтением всех назначенных евангельских чтений 32-х недель после Пятидесятницы (что, в свою очередь, зависит от времени празднования св. Пасхи), снова, пред Неделею мытаря и фарисея, читаются последние чтения.

Преступка(Воздвиженская преступка) в чтении Апостолов и Евангелий, это — пропуск при чтениях, когда указывается переходить к другим зачалам, что случается довольно часто в богослужебном чтении Евангелия и Апостола.В Типиконе о Воздвиженской отступке (происходит после праздника Воздвижения в сентябре) не говорится. Все, сведения о ней мы берем из богослужебного Евангелия. Там есть особая статья, озаглавленная: «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают и до где стают».

Благодаря Воздвиженской отступке или преступке солнечный и лунный календари в годичном круге праздников соединяются в Неделю по Просвещении. Смысл преступок/отступок состоит в том, чтобы сбалансировать чтения как между разными Евангелиями, так и круга чтений в целом из-за разных дат Пасхи.

Устав соединения чтений

Круги наших евангельских и апостольских зачал в том составе и порядке, в каком мы имеем их в настоящее время, созданы в X-XII веках Константинопольской Церковью.

ИДЕЯ - Создавая круг повествований из Святого Евангелия для богослужебного употребления, заменяя одни чтения другими, отбирая нарочитые чтения, утверждая своим авторитетом сотериологическую значимость этой исторически формировавшейся системы, Святая Церковь свидетельствует: сложившийся круг евангельских зачал – это ее богословствование о Сыне Божием, Его искупительной Жертве, а также о духовном возрастании в вере чад Церкви.

При совпадении воскресенья с двунадесятым Богородичным праздником на литургии положено чтение двух Апостолов и двух Евангелий – двух зачал. Если приходится чтение трех зачал, что случается в великий праздник при памяти двум святым, каждому из которых положено свое зачало, рядовое зачало читается накануне; в остальных случаях два Апостола или два Евангелия читаются как одно, без их разделения.

В двунадесятые праздники Господни читаются только праздничные зачала, а рядовые опускаются. В двунадесятые праздники Богородичные, в великие праздники святых, в храмовые праздники святого и в дни святых с бдением, если эти праздники совпадают с воскресеньем, читаются рядовые и праздничные зачала; в седмичные же дни читаются только праздничные зачала, а рядовые прочитываются накануне, «под зачало». В отдания Богородичных праздников, в какие бы дни седмицы они ни случились, кроме рядовых, читаются те же Апостол и Евангелие, которые положены и в самый день праздника (Типикон, 23 августа, 12 сентября). В дни памяти двум святым, когда каждому положено особое зачало, рядовые Апостол и Евангелие вычитываются накануне (Типикон, 1 сентября).

В воскресенья, кроме совпадения воскресений с двунадесятыми Господними праздниками, предваряется всё воскресное, то есть сначала читаются воскресные зачала.

В Недели святых отец (июль, октябрь) сначала читаются рядовые зачала, а затем святых отец (Типикон, 16 июля, 11 октября).

В субботы и воскресенья пред праздником Воздвижения Креста Господня и по Воздвижении, в воскресенье пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом сначала читаются особые зачала, положенные в эти дни, а затем рядовые, «под зачало», и наконец святому или Богородичные.

В седмичные дни, кроме субботы, а также в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых сначала читаются рядовые зачала, а затем особые зачала святому.

В субботу от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисеенаоборот: сначала читаются зачала святому, а потом дневные, рядовые (Типикон, гл. 58).

В дни отдания праздников Богородичных читаются сначала Апостол и Евангелие дневные, рядовые, а затем Богородичные. Нов день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 25 ноября, положены зачала празднику и святым. В дни отдания Господних праздников особых чтений не положено.

На заупокойной литургии сначала читаются дневные, рядовые Апостол и Евангелие, а затем – заупокойные (определение Московского Собора, 1667).

 

Богослужебные отпусты.

Отпуст – итог прошедшей службы, представляет собой краткую молитву (состав: прославление и воспоминание празднуемого события/святого). Ныняшняя форма к XVII в., обычай благословения предстоятеля в конце службы с кратким воспоминанием празднуемого события – с апостольского времени. Пpедание – св. мч. Маpциал (II в.), чеpез которого это апостольское yстановление стало общецеpковным достоянием.

Молитвы отпуста, которые пpоизносились апостолами и их пpеемниками – епископами и пpесвитеpами в I и II веках, в записи того времени не сохpанились. Самое pаннее yказание на совеpшение отпуста приводится в VIII книге «Постановлений Апостольских», следовательно, оно относится к сеpедине III века, когда могла появиться сама эта книга.

Вместе с многообpазием и yсложнением состава молитв отпуста полyчал постепенное pазвитие и «совеpшенный (то есть конечный) отпуст».Это иеpейское благословение в конце богослужения pазвивается в XII-XIII веках в пpостpаннyю молитвy. Развитие последнего за богослужением иеpейского благословения до вида весьма пpостpанной молитвы придало емy значение молитвы отпуста.Отсюда пpоисходило постепенное сокpащение наpочитых пpаздничных молитв отпуста, так что в XIV веке, как пpавило, читались уже только две из них – на Святyю Пасхy и на Рождество Христово.XV и XVI века – это время фоpмирования наших совpеменных отпустов. дpевние пpаздничные заамвонные молитвы легли в основy«Отпустов Владычних праздников, глаголемии в вечеpню, во yтpеню и в литypгию по чинy». Дpyгой вид отпустов – «Отпусты дневнии во всю седмиц ..» - К  «памятям» седмичного кpyга присоединены были затем имена святых храма и дня (pядового), а также святых и пpаведных Богоотцов Иоакима и Анны. Имена святых появляются в Служебниках после XVIвека, до этого наблюдается опpеделенная сдеpжанность. То же и с именами в седмичных отпустах Богоотцов Иоакима и Анны (к XVII векy под влиянием сyбботнего отпуста, который был изложен как совокyпность отпустов всей седмиц).

Заканчивая обозpение пpаздничных и вседневных отпустов, следует заметить, что Цеpковный Устав четко pазгpаничивает эти два вида отпустов. Hи совpеменные, ни стаpопечатные, ни дpевние pyкописные Служебник и Типикон не дают никакого yказания на призывание на пpаздничном отпусте святых, пpославляемых в слyжбах Октоиха, и «святых пpаведных Богоотец Иоакима и Анны»; с дpyгой стороны, Служебник запpещает произносить на вседневном богослужении в храмах, посвященных Господскомy двyнадесятомy праздникy, пpаздничный отпуст этого праздника – «Ведомо бyди и о сем, яко идеже есть храм Спаса Христа, Рождества, или Богоявления, или Вознесения и пpочыя, в седмичном отпусте не возглашаются никогда же пpаздничные отпусты».

Основные правила Устава: в богослужебных источниках - специальные главы Служебника и конкретные предписания Типикона (и др. об отпустах, напр., в определенные дни).

I.  Значение отпуста

Отпуст в конце богослужения - (1) полное завершение службы, (2) перерыв для перехода молящихся из одного места храма, где завершилась предыдущая служба, в другое, где совершается последующая.

II.  Виды отпустов и их отношениек видам служб суточного круга

1. Великий – в конце ‘большой’ службы (т.е. вечерня (кроме малой), утреня и Литургия)

произносятся и после 1 часа, еслиутреня перед ним не заканчивается отпустом

2. малый - малые’ или часовые службы (малая вечерня, повечерие, полунощница, 1 час, присоединяемый к утрени с великим славословием и выше, изобразительны)
дневной праздничный обычный
    Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя …
    заканчиваются всегдаобычным малым отпустом

3.Иногда функцию отпуста выполняет молитва литииВладыко многомилостиве (см. ниже).

4.Совершенный/конечный– отпуст последней службы, если подряд совершаются несколько чинопоследований.

 

а) Особенности служб св. Четыредесятницы

Служба Отпусты: малый молитва литии Дневной полный праздничный
Великое повечерие Если нет: 1) поклонов с с молитвой св. Ефрема Сирина х      
  2) или вместо 16-ти поклонов бывает З х      
  Если есть 16 поклонов   Х (Владыко многомилостиве,)    
Малое повечерие 1) без поклонов х      
  2) или даже если заканчивается 16-ю поклонами х      
Изобразительны[1] Если есть ЛПД х      
Зри Кому пелись стихиры на Г.В. Без ЛПД, после вечерни     святой поминается как святой наступающего богослужебного дня  
Особенности порядка поминания: 1) Составитель Литургии - перед призыванием всех святых (не перед святыми храма и дня).          
2) святые дня – (а) полиелейный святой уходящего богослужебного дня [зри стихиры ГВ] (б) святой наступающего богослужебного дня полиелейные праздники [есть два варианта этой особенности с отпустом]       х

Вариант I: особенность поминовения святых двух дней (уходящего и наступающего) не только наЛПД в полиелейные праздники, но и вообще к дневному отпусту всякой ЛПД.

Вариант II: основание для упоминания на отпусте святого уходящего дня является наличие на вечерне с ЛПД  каких-либо текстов, к данному святому обращенных. Приполиелейных праздниках (на Г.В. повторяются стихиры полиелейного святого с его вечерни), на рядовой же вечерне с ЛПД на Г.В. поются стихиры святого наступающего богослужебного дня, поэтому и имени святого уходящего дня не должно быть на отпусте .

В седмичные дни св. Четыредесятницы - варианты служб и их отпустов после 1-го часа:

1. дни без ЛПД

– если отдельное совершение 3 и 6 часа, то отпуст после 6 –го часа; тогда вечером отдельно -  9 час, изобразительных и вечерни.

– если  все эти службы (3, 6, 9 часы, изобразительны и вечерни) подряд, то отпуста 6 часа  нет (т.к. расхода братии после него не бывает)

2.в дни с ЛПД

– если все эти службы и ЛПДподряд - то отпуста 6 часа  нет

– если в два захода, то заключительная служба 1-го собрания, которая завершается отпустом, не 6 час, а изобразительны (они присоединяются к 9 часу). 2-е собрание начинается литургийным возгласом перед ЛПД.

б) Отпусты особых чинопоследований(свойственные только им)

Проскомидия - отпустс поминовением того святителя, кому Предание приписывает составление совершаемой Литургии: Христос истинный Бог наш, молитвами пречистые своея матери, иже в святых отец наших Иоанна ….(на литургии В.В. – Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской). В неделю этот отпуст предваряется словами воскресного отпуста: Воскресый из мертвых….

Общий молебен - обычный малый отпуст, но с призыванием имени того святого, кому служился молебен: Христос истинный Бог наш, молитвами пречистые своея матери,преподобных и богоносных отец наших….

Венчание и заупокойная лития также имеют свои особенные отпусты. – (начало у всех общее - Христос истинный Бог наш, молитвами пречистые своея матери, и далее …)

В чине погребения мирских человек этот отпуст изложен с некоторыми отличиями: в начале добавлено: Воскресый из мертвых … и далее .

В последовании панихиды в начале этого отпуста добавляются слова: Живыми и мертвыми обладаяй и далее ...

Таинствоелеосвящения– про св. Крест и ап. Иакова.

Благодарственное молебное пение в день Рождества Христова - содержит отпуст: Иже во яслех вифлеемских …...

III. Совершение отпуста

При произнесении отпуста иерей обращается лицом на запад к людем (Служебник, последование вечерни).

Царские врата на отпусте (произносятся на солее, иерей выходит из алтаря северной дверью):

Открыты Закрыты
великая вечерня, малой и вседневной вечерни
славословная (и полиелейная) утреня вседневной утрени (после 1-го часа),
Литургия (с напрестольным Крестом в руках) повечерия, полунощницы,
  великопостных часов (с изобразительными)

На Пасху и в течение Светлой седмицы – большие службы - отпуст с Крестом и трисвещником, малые службы - с Крестом без трисвещника;отдание Пасхи - с Крестом32только пасхальный отпуст Литургии.

IV. Дневные отпусты и их состав:

Глава Служебника «Об отпустах дневных во всю седмицы». Важныйпризнак: зри наличие Октоиха в богослужении. Если отмена, то не произносятся в период:

- пред- и попразднств двунадесятых праздников

- от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья

Во все остальные седмичные дни произносятся:

- только при совершении службы малым праздникам месяцеслова (Типикон, гл. 47):

- при малых святых «без знака»;

- при шестеричных святых,

- при большинстве «славословных» святых, имеющих знак ;

Состав: характерно призывание во все дни седмицы, после имени Спасителя и Богоматери, “святых славных и всехвальных апостол”, воспоминание дневной литургической темыОктоиха, святого храма и дня, местночтимых святых , и перед поминовением всех святых - призывание “святых праведных богоотец Иоакима и Анны”. На Литургии поминается имя ее составителя.

На воскресном богослужении- службы суточного кругадополуночи, отпустХристос истинный Бог наш; после полуночи - начинается словами воскресного отпуста: Воскресый из мертвых .. (то же указание Устава - дневные и малые обычные отпусты) .

Таким образом, порядок дневного отпуста следующий:

на службах в воскресенье, совершающихся по Уставу после полуночи

1. вводные слова воскресного отпуста Воскресый из мертвых
2. начальные слова Христос истинный Бог наш
3. призывание имени Богородицы Пречистыя своея матери
4. воспоминание дневной памяти Октоиха:  
           в понедельник Небесных Сил            во вторник св. Иоанна Предтечи            в четверг после призывания Апостолов - свт. Николая
           в среду и пятницу св. Креста (и при совершении особой службы Кресту в любой день седмицы[2])            в субботу после призывания Апостолов - всех святых (в лице мучеников и преподобных)
5. на Литургии - призывание имени составителя (на ЛПД - перед воспоминанием всех святых)
6. поминовение святого храма 7. воспоминание святого дня
8. призывание местночтимых святых 9. обращение к Богоотцам
10. воспоминание всех святых  
11. окончание Помилует и спасет нас

Но, даже если храм посвящен господскому празднику, нельзя отпуст этого праздника произносить на седмичном богослужении (кроме как в период праздника, когда этот отпустпредписывается).

V.  Праздничные отпусты

Две статьи Служебника: “отпусты во владычни праздники, и богоматере и во все лето”и “отпусты владычних праздников в вечерню, утреню и литургию по чину”.

Существует два вида праздничных отпустов: а) краткие и б) полные.

V. 1. Дни произнесения праздничных отпустов

Краткий праздничный отпуст Полный праздничный отпуст
- в Страстную и Светлую седмицу; Дни в которые отменяется служба Октоиха (не произносятся дневные отпусты с поминовением святых памятей Октоиха)
-     в неделю Фомину;       -в пред- и попразднства (до отдания включительно) двунадесятых праздников
      - все великие праздники (знак двунадесятых праздников)       - на праздники, имеющие знак месяцеслова ‘полиелей’ или ‘славословие’ (отмена Октоиха):
      - 5 недвунадесятых (Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, и день свв. апп. Петра и Павла);       - недвунадесятые и невеликие Господские и Богородичные праздники;       - праздники полиелейных святых.
      - в праздники бденных святых, имеющие знак (включая храмового святого, даже если его знак меньше)       - в особые дни:
      - возможно - в Понедельник Святаго Духа, Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря ст. ст.) и Собор св. Иоанна Предтечи (7 января ст. ст.)       в Лазареву субботу; в Понедельник Святаго Духа, Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря ст. ст.) и Собор св. Иоанна Предтечи (7 января ст. ст.)

Вводные слова праздничные отпусты имеют:

-  в Страстную и Светлую седмицу;

-  в двунадесятые Господские праздники (кроме Крестовоздвижения), на Сретение и Обрезание;

-  в попразднства праздников (до отдания включительно), имеющих вводные слова в сам день праздника;

Неделя отменяет вводную фразу попразднства/отдания – в конце полным праздничный отпуст, т.е. в воскресный день краткий праздничный отпустначинается он вводными словами воскресного отпуста.

V. 2. Краткий праздничный отпуст

VI. 2. 1. Особенность кратких праздничных отпустов

Отличием кратких праздничных отпустов от прочих является отсутствие в них призывания именсвятых, относящихся к дневным отпустам :

- воспоминание литургических памятей дней седмицы;

-  творца совершаемой в этот день Литургии;

-  святого храма;

-  святого дня (кроме «бденного», которому совершается служба);

-  местночтимых святых;

- богоотец.

Т. о. краткий праздничный отпуст состоит из:

1 вводной фразы (в определенные дни); 2 начальных слов – Христос истинный Бог наш
3 призывания имени Богородицы

4 поминовение имени святого дня, если ему совершается бденная служба

5 воспоминания всех святых
6 окончания

ЗРИ : Исключения из правил о кратких праздничных отпустах

соединением с богослужением дней, в которые назначается краткий праздничный отпуст, и службы какого-либо святого. В этих случаях после имени Богоматери и перед поминовением всех святых призывается и данный святой:

-  на Обрезание Господне поминается святитель Василий Великий;

- при совершении на Светлой седмице службы вмч. Георгию Победоносцу или - по его Марковой главе - другому «бденному» святому в пасхальный отпуст вносится его имя;

-  при соединении службы Вознесения со службами св. ап. Иоанна Богослова (или по его Марковой главе со службой другого «бденного» святого), равноап. Константина и Елены (или по их Марковой главе иным «полиелейным» святым) на праздничном отпусте поминается данный святой;

-  в Фомино воскресенье, в соответствии с содержанием богослужения, поминается св. ап. Фома;

-  в день Собора Иоанна Крестителя (7 января) на отпусте поминается Иоанн Предтеча.

а) Отпусты Страстной седмицы

Основные точки зрения в схематичной форме.

Следующая таблица содержит для каждого дня Страстной седмицы службы с указанием отпуста:

б) Отпусты Светлой седмицы

На Светлой седмице вечерня, утреня и Литургия заканчиваются кратким пасхальным отпустом -‘Христос воскресый из мертвых …..

Малые службы (т. е. часы) завершаются малым обычным отпустом, начинающимся словами воскресного отпуста: Воскресый из мертвых …

в) Особенности отпустов некоторых праздников

Отпуст на Крестовоздвижение, согласно нынешнему богослужебному Уставу, не имеет вводных слов, присущих отпустам всех двунадесятых Господских праздников, Сретения и Обрезания. Только обязательное упоминание Креста является его отличительной особенностью.

В Пятидесятницу вечера (на вечерне с коленопреклонными молитвами) предлагается специальный отпуст, произносящийся только на этой службе и являющийся квинтэссенцией троического богословия Церкви: Иже от отчих и божественных недр истощил еси ….

VI. 2. 3. Полный праздничный отпуст

а) Особенности полного праздничного отпуста

Отличие от краткого -  включает поминовение:

1 святого храма 3 местночтимых святых
2 святого дня 4 на Литургии - автора

Т. о. состав и порядок полного праздничного отпуста следующий:

1. вводная фраза (с учетом особ.дней) 2 начальные слова
3 призывание имени Богородицы 4 на Литургии - призывание имени ее составителя
5 поминовение святого храма 6 воспоминание святого дня
7 призывание местночтимых святых 8 воспоминание всех святых
9 окончания  

 

б) Особенности некоторых полных праздничных отпустов

С вечерни Недели Антипасхи вечерадо утрени отдания Пасхи включительно:

Вводная фраза отпустов всех служб: как воскресныйотпуст Воскресый из мертвых. Пасхальный отпустпосле Литургии субботы Светлой седмицы произносится только на Литургии отдания Пасхи.

В период попразднства Крестовоздвижения (до отдания включительно) воспоминается сила св. Креста.

В Лазареву субботу поминается св. прав. Лазарь.

Все pассмотpенные отпусты, как было сказано выше, за исключением отпустов Стpастной седмицы, пpоизносятся на вечеpне, на утрени и на Литургии. А на так называемых часовых слyжбах (то есть на повечеpии, полyнощнице и после пеpвого часа, если перед ним пpоизносился отпуст утрени) в течение всего года пpоизносится малый отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, пpеподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилyет и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Этот отпуст на воскресной полyнощнице (но не на пасхальной, совеpшаемой по Уставy до полyночи) и на воскресном всенощном бдении после 1-го часа, а также на всех часовых слyжбах Пасхальной седмицы и всего пеpиода попразднства Святой Пасхи начинается словами «Воскресый из мертвых...».

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!