Литургия преждеосвященных Даров



При совершении архиереем литургии преждеосвященных Даров (Чиновник. Т. 1. С. 173-200) встреча и начальные обряды совершаются так же, как и на полной литургии, однако:

- не читаются обычные стихи на облачение (сохраняется лишь стих перед осенением свечами),

- хор в это время поет «Свыше пророцы » или ирмосы Великого канона прп. Андрея Критского.

Всю часть службы до вечернего входа архиерей находится на архиерейском амвоне; в это время царские врата закрыты и отворяются на все ектении.

Вечерний и великий входы совершаются так же, как на полной литургии, только на вечернем входе вместо «Приидите поклонимся » поется «Свете тихий » (с повторением окончания певцами), на великом входе и дискос (с преждеосвященным Хлебом), и чашу несут пресвитеры.

Далее литургия совершается с теми же особенностями, что и полная (после анафоры). За литургией преждеосвященных Даров может совершаться рукоположение только во диаконы.

Вечерня и утреня

Согласно принятому ныне в правосл. Церкви Иерусалимскому уставу, чины вечерни и утрени (и их праздничное соединение - всенощное бдение) имеют монастырское (а не кафедральное в отличие, напр., от песненного последования) происхождение: совершителями их по Типикону (гл. 2, 9) являются чередные священник и диакон, в то время как общую молитву возглавляет игумен мон-ря, восседающий (без священных облачений) на особом троне в храме и читающий оттуда наиболее важные псалмы и молитвословия. Присутствующему за вечерней или утреней епископу средневек. практика усваивала роль игумена: епископ (не облачавшийся в священные одежды) всю службу восседал на троне у правого переднего столпа храма (Голубцов. С. 124-150).

Вечерня и утреня в совр. рус. практике

Во время вечерни и утрени архиерей, как правило,

- находится в алтаре,

-здесь он прочитывает светильничные и утренние молитвы;

- в начале всех священнодействий клирики кланяются епископу;

- со своего места епископ благословляет вечерний вход.

Со времен Патриарха Никона в России под влиянием греч. практики того времени принято, чтобы при совершении литии на вечерне епископ, облачившись в епитрахиль, поручи, мантию, малый омофор и клобук, исходил в притвор вместе со священниками, диаконами и иподиаконами с дикирием и трикирием, а в конце вечерни сам благословлял хлебы, пшеницу, вино и елей.

В рус. традиции при совершении праздничной утрени епископ в полном облачении исходит в центр храма (в сопровождении иподиаконов с рипидами, дикирием и трикирием) во время пения полиелея, кадит, сам читает Евангелие; совершив помазание елеем, удаляется в алтарь.

Благословения и отпусты

Обладая полнотой священнических даров, архиерей может преподавать пастырское благословение не одной, а двумя руками. При этом в присутствии архиерея священники вовсе не преподают благословения; исключение делается только для новорукоположенного иерея (если совершалась хиротония). За богослужением в присутствии архиерея (даже и не служащего) иерей не осеняет народ рукой. Особое почтение к епископскому сану подчеркивается тем, что в начале каждения диакон кадит архиерея не просто трижды, а трижды по трижды

Кроме того, после отпуста прибавляется «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα», а на многолетии поминается служащий архиерей.

 

 

Последование освящения храма.

Кратко:

Две части:

1) символич. крещение престола

2) Чин обновления храма:

Крестный ход с мощами свв. + обряд открывания дверей

Положение мощей в основу престола

+ Евхаристия

 

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА

Перед освящением храма несколько раз проводятся богослужения:

1) При основании храма - после заложения основания (фундамента) для храма совершается «чин на основание храма», что обыкновенно называется закладкой храма. Чин на основание храма совершает или сам архиерей, или посланный от него и получивший благословение архимандрит, или пресвитер, или иерей.

2) Поставление креста на храме - этот чин совершает священник

3) , Благословение колокола - прежде чем повесить колокол на колокольне, его вешают при церкви, так чтобы можно было его окропить сверху и внутри, и бывает благословение колокола по особенному чину: «Чин благословения кампана, сие есть колокола, или звона» (гл. 24 Дополнительного Требника). Совершает архиерей или священник .


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!