Малое В. имеет следующий порядок
Согласно совр. правосл. богослужебным книгам:
· Начальный возглас
· Пс 142
· «Бог Господь» с тропарями общего молебна Божией Матери;
· Пс 50
· Многострофный гимн с алфавитным акростихом (ирмос и 24 тропаря (по числу букв греч. алфавита) 2-го плагального (6-го) гласа; ирмос: ῾… и возглас священника: «Яко свят еси Боже наш »; тропари «Ныне наста время 4-го плагального (согласно рус. книгам - 6-го) гласа
· пение Трисвятого в конце;
· чтение (прокимен из Пс 26; Евр 2. 11-18; аллилуиарий со стихами Пс 44; Ин 5. 1b - 4);
· мирная ектения с дополнительными прошениями о воде;
· молитва Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ μέγας τῇ βουλῇ καὶ θαυμαστὸς τοῖς ἔργοις̇ (та же молитва, что и в кратком чине В.,)
· главопреклонная молитва Κλίνον Κύριε τὸ οὖς σου καὶ ἐπάκουσον ἡμῶν, ὁ ἐν ᾿Ιορδάνῃ βαπτισθῆναι καταδέξαμενος̇ (та же молитва, что и в чине великого В.);
· троекратное погружение Креста в воду при пении тропаря Кресту;
· окропление св. водой при пении тропарей Божией Матери и св. бессребреникам;
· сугубая ектения и молитва Услыши ны Боже;
· главопреклонная молитва Δέσποτα πολυέλεε̇
|
|
· отпуст.
Т. о., в чине малого В. можно выделить:
1. начало, как в общем молебне;
2. алфавитный гимн;
3. тропари ликам святых;
4. тропари Ныне наста время всех освящающее
5. оканчивающиеся Трисвятым, к-рое относится также и к следующим за ними чтениям;
6. мирную ектению и
7. молитву малого В.
8. главопреклонную молитву из чина великого В.;
9. собственно освящение воды через погружение в нее Креста;
10. окропление водой с пением тропарей;
11. окончание с литийными молитвами.
Такой состав чина обусловлен тем, что первоначально он был непосредственно связан с шествием с Древом Креста: алфавитный гимн, чтения и литийное окончание - это та часть чина, к-рая относится к шествию.
Центральная молитва малого В. Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ μέγας τῇ βουλῇ καὶ θαυμαστὸς τοῖς ἔργοις состоит из: обращения к Богу, воспоминаний об исцелениях, совершенных Христом, прошения о молящихся с поминовением Божией Матери и многочисленных святых, прошений о светских и церковных властях и о разных нуждах христ. народа, заключительного славословия. Т. о., молитва (так же как и следующая за ней главопреклонная молитва) не содержит прошения об освящении воды - этим подчеркивается идея малого В. как освящения воды в первую очередь через физическое прикосновение к святыне.
|
|
В. для таинства Крещения
Возникновение отдельного чина В. непосредственно связано с практикой освящать воду для таинства Крещения. Уже в «Дидахе» (посл. треть (?) I в.) говорится о предпочтительности для Крещения не обычной, а «живой» (видимо, проточной) воды (7. 1). Наиболее ранние сохранившиеся свидетельства о крещальном В. относятся к кон. II-III в.: напр., сщмч. Ириней Лионский († 202) писал о Крещении и очищении грехов «через святую воду и призывание Господа» (Iren. Fragm. Gr. 33 (32)). И хотя из именования воды Крещения «святой» не обязательно следует, что она особым образом освящалась, а слова о призывании Господа могут относиться как к воде, так и к акту Крещения, свидетельство сщмч. Иринея, вероятно, относится к В., т. к. уже его младший современник Тертуллиан утверждал, что любая вода освящается, «как только призывается Бог», и, следов., подходит для совершения таинства, тем более что сама природа воды освящена после Крещения Господа в Иордане (Tertull. De bapt. 4; ср.: Ign. Eph. 18. 2).
Согласно свт. Василию Великому, крещальное В. есть древнейшее устное предание Церкви. О крещальном В. упоминает Апостольское предание (Гл. 21), один из самых ранних литургико-канонических памятников (III в.); подробности совершения В. в этом памятнике не приводятся.
|
|
О молитвенном призывании Св. Духа над водой Крещения повествуют уже мн. отцы IV-V вв.); иногда древние авторы говорят о призывании при В. не Св. Духа, а Пресв. Троицы или просто об освящении воды во имя Пресв. Троицы; встречаются и указания на освящение воды Христом.
Уже в IV в. молитвы крещального В. на Востоке были письменно зафиксированы. Кроме молитвы в состав крещального В. вошли помазание воды освященным елеем, осенение воды крестом, дуновение, прикосновение и др.
В правосл. богослужебных книгах содержатся продолжительная и краткая водосвятные молитвы Крещения. Обе известны у нехалкидонитов различных традиций, что указывает на происхождение молитв до VI в.
лько в непопираемое место (Там же. Гл. 199. Л. 291-291 об.).
Особенности архиерейского богослужения.
1) Темы:
2) Принадлежности архиерейской службы
3) Литургия
4) Проскомидия
5) Встреча
6) Облачение архиерея
7) Часы
8) Малый вход
9) Чтение Апостола и Евангелия
10) Ектении
11) Великий вход
12) Освящение Даров
|
|
13) Причащение
14) Окончание Литургии
15) О звоне
16) Об орлецах
17) Хиротонии и Награждения
18) Чин посвящения в чтеца и певца
19) Посвящение в иподиакона
20) Чин награждения набедренником, палицею, митрою
21) Рукоположение
22) Возведение в чины церковные
23) Всенощная
24) Особенности в службах совершаемых в присутствии неслужащего архиерея
25) Порядок встречи Архиерея при обозрении им церкви
26) Архиерейское служение Литургии Преждеосвященных Даров
http://www.pravenc.ru/text/print/160816.html
Т. 3, С. 566-575
АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
[греч. ἀρχιερατικὴ λειτουργία, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде - богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане).
По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа - Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Игнатий Богоносец,сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности - зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем.
Каноны/основаниядля того, чтобы епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Миропомазания, Покаяния:
- «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Игнатий Богоносец,сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8)
- «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же).
- - «Апостольское предание» (III в.) - древнее описание христ. богослужения,
- «Апостольские постановления » (ок. 380),
- «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», кон. V - нач. VI в.) и др.,-.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!