Работу М. Хайдеггера «Что такое философия?»



Дайте ответ на вопросы:

- раскройте понимание философии как «традиции», как пути разума

- как связаны сущность философии с соответствующим понятием – языковым знаком?

- что значит «греческая сущность философии»?

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?

Дайте ответ на вопросы:

- как связана философия с рациональным и иррациональным?

- какова философская традиция?

- как понималась философия в разные эпохи?

- что изучает философия, к чему стремиться?

- каковы источники философии?

Диоген Лаэртский (1 пол. III в.)

"Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассирян -халдеи, у индийцев - гимнософисты, у кельтов и галлов - так называе­мые друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге "О ма­гии" и Сотион в XXIII книге "Преемств"); финикийцем былОх, фракий­цем - Замолксис, ливийцем - Атлант...

И все же это большая ошибка - приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афи­нян родился Мусей, а среди фиванцев - Лин.

Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар: он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином...

Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так:

Было время, когда все в мире явился вместе...

Отсюда и взял Анаксагор свое учение, что все в мире возникло со­вокупно и лишь потом явился Ум и внес в это порядок...

Вот таким образом началась у эллинов философия, самое имя ко­торой чуждо варварской речи...

Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.

Гимнософисты и друиды, по их словам, говорили загадочными из­речениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть, как свидетельствует Клитарх в XII книге.

Халдеи занимались астрономией и предсказаниями.

Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужского и женского пола...

Египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливо­сти. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа... Они считают, что мир шарообразен, что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень земли; что душа переживает тело и переселяется в другие; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор— Полезных для человека жи­вотных они считают богами; говорят также, что они изобрели геомет­рию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии филосо­фии.

Философию философией (любомудрием), а себя философом (лю­бомудром) впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта...; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы фи­лософию называть "мудростью", а упражняющегося в ней - "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ("любо­мудр") - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами ("мудрствователями"), и не только муд­рецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в "Архилохах", желая похвалить этих писателей.

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского. Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тиранна Писистрата. Вот кто были мудрецы.

Некоторые философы получили наименование по городам, на­пример, элейцы, мегарики, эритрейцы и киренаики; некоторые по мес­там занятий, например, академики и стоики; некоторые по особенно­стям занятий, например, перипатеки-гуляющие; некоторые - в насмеш­ку, например киники-собаки; некоторые по предрасположению, напри­мер, евдемоники - искатели счастья; некоторые по образу мыслей, на­пример, филалеты-правдолюбцы; некоторые по именам своих наставников, например, сократики, эпикурейцы и прочие.

Наконец, одни философы называются физиками, за изучение при-- роды; другие - этиками, за рассуждения о нравах; третьи - диалектика­ми, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии: физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика - о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики. До Архелая (включительно) существовал толь­ко один род - физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало эти­ка; от Зенона Элейского - диалектика" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. С. 63-68).

 

1. Какие проблемы интересовали первых философов?

2. Что такое философия с точки зрения Пифагора?

3. Какие части в философском знании выделяет Диоген Лаэртский?

Бертран Рассел (1872 - 1970)

Моя цель - представить философию как неотъемлемую часть об­щественной и политической жизни; не оторванные от жизни спекуля­ции замечательных людей, но следствие и причину характера того об­щества, где процветает та или иная философская система.

Философия в том смысле, как я понимаю это слово, является чем-то средним между теологией и наукой. Подобно теологии, она требует размышлений о предметах, в отношении которых определенное знание было до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому рассудку, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Я сказал бы, что все определенное знание относится к науке; все догмы о том, что выходит за пределы точного знания, отно­сятся к теологии. Но между теологией и наукой есть нейтральная терри­тория, открытая для атак с обеих сторон. Эта нейтральная территория и есть философия.

Философия, в отличие от науки, исходит из некоторой само­надеянности, связанной с представлением о том, что наши цели имеют существенное отношение к цели универсума и что в конечном счете ход событий в целом должен быть таким, как мы желаем. Наука отвергла эту форму оптимизма, но склоняется к другой его форме, - утверждая, что мы можем силой нашего интеллекта сделать мир соответствующим зна­чительной части наших желаний.

Философия должна быть всеобъемлющей; она должна выдвигать такие гипотезы, об универсуме, которые наука еще не в состоянии под­твердить или опровергнуть. Но их всегда следует представлять как гипо­тезы, а не как непреложные истины наподобие религиозных догм. (К сожалению, так делают слишком часто.) Более того, хотя создание все­объемлющих систем - это часть философской работы, я не думаю, что это самая важная ее часть. По моему мнению, наиболее важная часть этой работы состоит в критике и прояснении понятий, которые считают­ся фундаментальными и принимаются некритически.

Ценность философии на самом деле во многом связана с самой ее неточностью. Человек, лишенный вкуса к философии, живет в плену предубеждений, подсказанных здравым смыслом, представлениями своего века или своей нации, взглядами, не проверенными зрелым рас­судком. Такому человеку мир кажется определенным, конечным и яс­ным; обычные предметы не вызывают никаких вопросов, и неизвестные возможности с презрением отвергаются. Как только мы начинаем фило­софствовать, наоборот, даже самые обычные вещи приводят к вопросам, на которые можно дать лишь очень неполный ответ. <... >

Философия профессиональная. "Философия" означает "лю­бовь к мудрости", и философия в этом смысле - то, что люди должны освоить, чтобы новые силы, изобретенные техническими специалистами и переданные во владение обычным людям, не ввергли человечество в ужасную катастрофу. Но философия как часть общего образования - не то же самое, что профессиональная философия. Не только в философии, но во всех областях академической науки существует различие между тем, что обладает культурным значением, и тем, что составляет лишь профессиональный интерес.

Философия, функции философии. Кроме того, что филосо­фия пытается понять мир, она выполняет и другие функции. Она может расширять воображение созданием космического эпоса; она может предложить образ жизни не столь своевольный и случайный, как образ жизни бездумного человека. О философе, который пытается решить ка­кую-либо из этих задач, следует судить исходя из ценностных критериев, а не из критериев интеллектуальной точности.

Помимо этических и ценностных вопросов (оставим их на время в стороне), есть ряд чисто теоретических вопросов, вызывающих неиз­менный и страстный интерес, на которые наука не может ответить, по крайней мере в настоящее время. Сохраняемся ли мы после смерти в том или ином смысле, и если да, - сохраняемся ли мы на время или на­всегда? Может ли разум господствовать над материей, или материя пол­ностью господствует над разумом, или, возможно, оба обладают некото­рой ограниченной независимостью? Есть ли цель во вселенной, или все­ленная движется слепой необходимостью? Или вселенная - всего лишь хаос и путаница, в которой то, что нам представляется естественными законами, - не более чем фантазия, порожденная нашим стремлением к порядку? Если есть космический порядок, обладает ли жизнь в нем большим значением, чем это позволяет предположить астрономия, или наша склонность придавать жизни особое значение - всего лишь ре­зультат ограниченности и преувеличенного самомнения? Я не знаю от­ветов на эти вопросы и не думаю, что кто-нибудь другой знает, но я ду­маю, что человеческая жизнь сделалась бы бедней, если бы эти вопросы были забыты или если бы при отсутствии достаточной очевидности бы­ли приняты определенные ответы. Одна из функций философии состоит в том, чтобы поддерживать интерес к таким вопросам и разбирать пред­лагаемые ответы на них.

Философия, цели философии. С самого начала философия имела две разные цели, которые считались тесно связанными между со­бой. С одной стороны, философия стремилась к теоретическому осмыс­лению структуры мира; с другой - она пыталась найти и поведать луч­ший из возможных образов жизни.

Философия, ценность философии. Философия может дать привычку к точному и внимательному мышлению, не только в матема­тике или в естественных науках, но и в важных практических вопросах. Философия может дать беспристрастное и широкое понимание целей человеческой жизни. Она может дать человеку чувство меры в понима­нии своей роли в обществе, роли современности по отношению к про­шлому и будущему, роли всей истории человечества по отношению к космосу. Расширяя мышление, философия создает противоядие трево­гам и страданиям нашего времени и делает возможным то приближение к спокойствию, на которое способен чуткий разум в нашем измученном и неуверенном мире" (Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 1997. С. 384-386).

 

 

  1. Что такое философия, по мнению Б.Рассела?
  2. Что общего у философии с наукой и теологией и что их различает?
  3. Каким образом ценность философии связана с ее неточностью?
  4. Какие философские вопросы имеют культурное значение?
  5. Что философия, по мнению Б. Рассела, может дать обычному чело­веку?

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1992.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

3. Хайдеггер М. Что такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8.

 

Дополнительная:

1. Барт Р. Миф сегодня // Р. Барт Избранное М., 1994.

2. Делез Ж., Гваттари. Что такое философия? М.-СПб, 1998.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991.

4. Какая философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

8. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994.№ 4.

9. Степин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. № 6.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!