Тема 2. Человек, индивид, личность
Индивид, индивидуальность, Личность Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. основные подходы в проблеме взаимоотношений человека и общества; соотношение понятий человек, индивид, личность; взаимосвязь свободы и ответственности
Тема 3. Человек и культура
Культура, ее Представление о совершенном человеке в разных культурах.
Тема 4. Ценности и смысл человеческой жизни
Смысл человеческого бытия. Многообразие жизненных идеалов: гедонистический, аскетический, религиозный, гуманистический и т.д. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Самостоятельная работа
Основные вопросы по теме
1. Что отличает философский подход к рассмотрению человека?
1. Как трактуется в философии природа и назначение человека?
2. Что такое личность с философской точки зрения?
3. Каковы движущие силы исторического процесса?
4. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
5. Какова периодизация исторического процесса с точки зрения формационного подхода?
6. В чем особенность цивилизационного подхода?
7. Существует ли смысл и цель в истории?
8. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии?
9. Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества?
|
|
10. Что такое мораль и какова ее роль в жизни человека?
11. Каковы основные проблемы категории морального сознания?
12. Как соотносится мораль и свобода?
13. Каким представлялся совершенный человек в разных культурах?
14. Как философия определяет эстетическое?
III.Работа с текстом.
Б.Паскаль (1623-1662)
Текст: Мир философии: Книга для чтения. В 2-хч. Ч.2. М.: Политиздат, 1991. С.17-19.
1. Как ничтожество, по мнению Паскаля, подтверждает величие человека?
2. Что, по-вашему мнению, Паскаль имеет в виду, говоря об "обычных свойствах человека"?
3. Что такое, в понимании Паскаля, "конечная цель" человека?
4. Почему опасно внушить человеку, что он только велик или только ничтожен?
5. Можно ли избежать такой опасности?
Э. Фромм (1900 - 1980)
Текст: Мир философии: Книга для чтения. В 2-хч. Ч.2. М.: Политиздат, 1991. С.61-70.
1. Как классифицирует Э.Фромм людей по их отношению к жизни?
2. Почему философ считает людей, наделенных властью, главной опасностью для человека?
3. Какие три феномена лежат в основе «наиболее вредной и опасной формы человеческого ориентирования»?
4. Что такое человек, по мнению Э.Фромма?
|
|
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы
Основная
1.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Логос, 2004.
2.Спиркин А.Г.Философия. М.: Гардарики, 2007.
3.Философия / Отв. Ред. В.П.Кохановский. Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
Дополнительная
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
2. О человеческом в человеке. М., 1991.
3. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
4. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2.
5. Смысл жизни: антология. М., 1994.
6. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
7. Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991.
8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
9. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990.
10. Философия истории: Хрестоматия. М.,1994.
Раздел 6. Социальная философия
Тема 1. Общество и его структура
студент должен знать:
- основные подходы к обществу, специфику философского анализа общества
- основные сферы общественные жизни и их взаимосвязь
студент должен уметь:
- раскрыть сущность общества как системы отношений и социальных институтов
- ориентироваться в подходах к изучению общества в социальной философии
- проанализировать структуру общества
|
|
Общество и его структура, элементы, функции.
Тема 2. Гражданское общество и государство
студент должен знать:
- содержание основных понятий, основные идеи, связанные с утверждением гражданского общества
- взаимосвязь свободы и ответственности
студент должен уметь:
- показать сущность и взаимосвязь государства и гражданского общества.
Понятие государства. Понятие гражданского общества и его политико-правовое оформление. Взаимодействия гражданского общества и государства.
Тема 3. Развитие общества
студент должен знать:
- основные модели развития общества
- движущие силы исторического процесса
- роль личности и масс в истории, взаимосвязь свободы и необходимости
- сущность формационного подхода и основные идеи цивилизационного подхода
студент должен уметь:
- показывать диалектику субъективного и объективного в истории
- раскрыть проблему свободы действий исторического субъекта
- проанализировать проблему многовариантности истории
- раскрыть вопрос об общественном прогрессе и соотношении эволюции и революции, показывать значение реформ в жизни общества
Основные вопросы о характере развития общества. Движущие силы исторического прогресса. роль личности и масс в истории, взаимосвязь свободы и необходимости. Сущность формационного подхода и основные идеи цивилизационного подхода.
|
|
Самостоятельная работа
Основные вопросы по теме
1. Какие существуют в философии точки зрения на понимание природы общества?
2. Что характеризует общество как систему?
3. Какие существуют подходы к определению структуры общества?
4. Что такое гражданское общество?
5. Каковы основные признаки государства?
6. Как соотносятся гражданское общество и государство?
III.Работа с текстом
1. Й.Шумпетер (1883-1950)
"Итак, с одной стороны, прелести буржуазной семьи становятся все менее очевидными по сравнению с ее тяготами. Критическому взгляду критической эпохи семья представляется главным образом источником неоправданных неопределенностей и расходов.
...Чтобы понять, что все это значит для эффективности капиталистической производственной машины, достаточно лишь вспомнить, что в прежние времена именно семья и семейное гнездо были главной движущей силой того мотива к извлечению прибыли, который был типичен для буржуазии. Экономисты далеко не всегда придавали этому обстоятельству должный вес. Если повнимательней взглянуть на их идею о личном интересе предпринимателей и капиталистов, станет очевидно, что цели, которые этот интерес должен был, по их мнению, преследовать, не имеют на самом деле ничего общего с теми целями, которые выводятся из рационального личного интереса обособленного индивида или рационального интереса бездетной супружеской пары, которые уже не смотрят на мир из окна семейного дома. Сознательно или неосознанно, они анализировали поведение человека, чьи взгляды и мотивы формируются таким домом, человека, который работает и сберегает в первую очередь для своей жены и детей. Как только дети исчезают с морального горизонта бизнесмена, мы получаем иной тип homo oeconomicus, который заботится о других вещах и ведет себя иначе. Для такого человека поведение прежнего типа представлялось бы совершенно иррациональным даже с позиций индивидуалистической утилитарности. Он утрачивает тот единственный вид романтики и героизма, который только и оставался в неромантической и негероической цивилизации капитализма, - героизм navigare necese est, vivere non est necese. И он утрачивает капиталистическую этику, которая заставляла работать на будущее независимо от того, кому придется собирать урожай.
Последнюю мысль можно подать более убедительно. В предыдущей главе мы отметили, что капиталистический строй возлагает защиту долгосрочных интересов общества на верхние слои буржуазии. На самом деле, он возлагает их на семейный мотив, действующий в этих слоях. Буржуазия работала в первую очередь ради того, чтобы инвестировать, и вовсе не стандарт потребления, а стандарт накопления пыталась она отстоять перед лицом близоруких правительств. С затуханием движущей силы, в качестве которой выступал семейный мотив, временной горизонт бизнесмена сужается, грубо говоря, до ожидаемой продолжительности жизни. И потому у него уже не будет такого желания, как прежде, продолжать зарабатывать, сберегать и инвестировать, даже если бы ему не угрожала опасность того, что весь его материальный интерес будет поглощен налогами. Он приходит в антисберегательное расположение духа и со все большей готовностью поддерживает антисберегательные теории, свидетельствующие о мировоззренческой близорукости" (Шумпеттер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С.218-220).
1. Какую тему поднимает в данном тексте автор?
2. Какова роль семьи, по мнению Й.Шумпетера, в обществе?
7. Каково содержание понятий "стандарт потребления" и "стандарт накопления"?
8. Совместим ли капитализм с антисберегательными установками?
Н.Ф.Федоров (1828-1903)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 448; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!