ТЕМА 4. Философия средних веков и Возрождения



1. Периодизация средневековой философии.

2. Августин Аврелий и Фома Аквинский – крупные представители патристики и схоластики.

3. Основные черты и проблемы средневековой философии: спор об универсалиях, концепция двух истин, соотношение веры и разума; доказательства бытия Бога; этические проблемы средневековой философии, проблема теодеции.

4. Философские, научные и гуманистические идеи эпохи Возрождения. Натурфилософия. Антропоцентризм.

 

Методические указания по самостоятельной подготовке к практическому занятию:

· Перечислите основные принципы мировоззрения эпохи Средневековья.

· Рассмотрите периодизацию философии средневековья.

· Укажите типологические черты средневековой философии.

· Аврелий Августин – представитель патристики:

a) Каково значение трудов Августина Аврелия в философской мысли

b) Раскройте важнейшие темы его философского учения: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.

Текст: Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С.193-196.

1. Как понимает бытие Августин?

2. Что такое время, по мнению философа?

3. Какую роль в сотворение мира играет движение?

 

· Фома Аквинский  - видный представитель схоластики:

a) Каково значение трудов Фомы Аквинского в философской мысли

b) рассмотрите пять доказательств Бога, представленных в работе «Сумма теологии»

Текст: Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С.483-485.

1. Для чего человеку, по мнению Ф.Аквинского, необходима наука, основанная на божественном откровении?

2. Чем теология, принадлежащая к святому учению, отличается от теологии как составной части философии?

3.Возможно ли, по мнению автора, познание мира только посредством разума?

4. Каким образом должны познаваться предметы и явления, которые «превыше разума»?

 

· Проанализируйте основные проблемы средневековья в сопоставлении подходов и эволюции идей:

- проблема бытия Бога: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский

- спор об универсалиях: Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Дунс Скот, Эриугена, Фома Аквинский, П. Абеляр, И. Росцелин, У. Оккам.

- соотношение веры и разума: Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр, Ф. Аквинский, И. Д. Скот, У. Оккам.

- Проблема теодицеи как проблема совмещения совершенства Бога и наличия зла в мире: христианская средневековая интерпретация. Этическая концепция Августина Блаженного.

- Проведите сравнительный анализмысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».

· Проанализируйте высказывание Августина Блаженного: «Итак, что я разумею, тому и верю; но не всему, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому и такому, чего не знаю» (Антология мировой философии. В4т. Т.1. Ч.2. М., 1969. С.597.).

· Какие аргументы приводит средневековый философ Северин Боэций в доказательство того, что безнаказанное зло хуже для самого злодея, чем наказание: «Кое-кому покажется весьма странным наше суждение, что порочные люди, которых большинство, не существуют: но так и происходит в действительности. Я не отрицаю, что те, которые порочны, суть порочны, но я отрицаю, что они существуют в собственном и абсолютном смысле этого слова. Ведь называешь же ты труп человеком мертвым, назвать его собственно человеком невозможно. Так бы я рассудил и относительно существования злых и порочных людей» (Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты. М.,1990.С.255.).

· В центре философских диспутов Средневековья был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Приемлема ли такая точка зрения для Ф.Аквинского и почему?

· Возрождение представляет новый тип мировоззрения. Раскройте основные направления и  черты ренессансной философии, дайте ее общий обзор, раскройте основные проблемы и идеи.

· Рассмотрите взгляды наиболее ярких представителей ренессансной философии: Н.Кузанского, Э.Роттердамского, Дж. Бруно, Л. да Винчи, М. Фичино, Т.Мора, Н.Макиавелли, М.Монтень.

Д. Бруно (1548 - 1600)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!