Тема 6: Немецкая классическая философия.



1. Характерные черты и представители немецкой классической философии.

2. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии.

3. Философская система Г.Гегеля.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

 

Методические указания по самостоятельной подготовке к практическому занятию:

· Рассмотрите характерные черты немецкой классической философии. Логикоцентризм как основное отличие этой эпохи.

·  Рассмотрите философскую систему И.Канта (на основе учебников):

- раскройте понятия «чистого» и «практического разума» и их соотношения

- какова роль метафизика, по мнению философа

- выявите основные принципы этики долженствования

· Прочитайте работу И.Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике»:

- Что вызывает саму постановку вопросов у И. Канта: как возможна метафизика?

- как возможно естествознание?

- как возможна чистая математика?

- Каковы источники метафизики,

-  почему метафизика «имеет дело собственно с априорными синтетическими положениями»?

-  Рассмотрите кантовское понимание поставленных выше вопросов о существовании математики, чистого естествознания и метафизики.

- Что И. Кант понимает под диалектикой чистого разума?

- Что представляют собой психологически, космологические идеи (паралогизмы и антиномии) и теологическая идея (идеал)?

· Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий».  Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.

· Рассмотрите философскую систему Г.Гегеля (на основе учебников):

- проанализируйте учение об абсолютной идее

- раскройте диалектику Г.Гегеля

· Прочитайте отрывки из работы Г. Гегеля «Энциклопедия философских наук»: «Наука логики». Прочитайте второй и третий разделы работы – «Учение о бытии» и «Учение о сущности».

· Выпишите определения понятий и категорий, вводимых Г.Гегелем.

· Во второй части следует особо обратить внимание на соотношение понятий «бытие», «наличное бытие», «для-себя-бытие». В третьей же части – на понятия «существование», «вещь», «явление», «содержание», «форма», «действительность».

· Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. — Что он имел в виду? Прокомментируйте.

· Гегель писал: «Язык выражает в сущ­ности лишь общее; но то, что мыслится, есть особен­ное, отдельное. Поэтому нельзя выразить в языке то, что мыслится».

а) Как использует Гегель приведенный тезис для обоснования идеализма, для борьбы против материализма?

б) Возможна ли наука о материальных вещах, если они всегда представляют собой отдельные, чувственно-данные предметы?

в) Почему гегелевская философия тяготела к аб­солютной, завершенной системе понятий? Имел ли Гегель, если исходить из его понимания действительности, какие-либо основания для изменения однажды принятой системы поня­тий?

· В чем сущность антропологического материализма Л.Фейербаха.

· Справедливо ли высказывание Л. Фейербаха: «Логика Гегеля - это теология, превращенная в логику, в приемлемом для ума и современности виде». (Людвиг Фейербах. Избр. Философ. произв. Т.I. М., 1955. С.116).

a) В чем несогласие Л. Фейербаха с точкой зрения прежнего материализма?

b) Почему Л. Фейербах называл свою философию антропологией?

c) Покажите ограниченность понимания Л. Фейербахом человеческой сущности?

d) Философия Л. Фейербаха возникла как оппозиция философии Гегеля. Из нижеследующего высказывания Фейербаха выявите, по какой линии он противопоставляет свою точку зрения гегелевской: «...субъектом новой философии является... не абсолютный, то есть абстрактный дух, — словом, не разум, взятый в абстрактном смысле, но действительное и цельное человеческое существо... Другими словами: новая философия, разумеется, также опирает­ся на разум, но на разум, сущность которого сводится к человеческой сущности, таким обра­зом, опирается не на тот безымянный разум, который лишен сущности, лишен красок, но на разум, насыщенный человеческой кровью». (Людвиг Фейербах. Избр. философ. произв. Т.I. М., 1955.С.198).

e) Исходя из высказываний Фейербаха, ответьте на вопрос, возможна ли философия, в которой не отражались бы так или иначе субъектив­ность человека, его интересы и жизненные цели?

 

 

Основная литература:

1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1.

2. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. М. 1993.

 

Дополнительная литература:

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

2. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. 2003. № 9.

3. Гулыга А. Кант. М., 2005.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

5. Канке В.А. История философии. М.: Логос, 2003.

6. Коротких В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля // Вопросы философии. 2003. № 4.

7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия II-й половины XVIII – начала XIX вв. М., 1989.

8. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4т. СПб.: Петрополис, 1994.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!