Тема 7. Основные направления философии XIX-XXвв.
- Марксистская философия (К.Маркс, Ф.Энгельс): материалистическое понимание мира и истории.
- Неклассическая философия: А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей.
- Философия науки: позитивизм О.Конта; эмпириокритицизм; неопозитивизм; постпозитивизм.
- Американский прагматизм: Дж.Дьюи, Ч.Пирс.
- Психоанализ: З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг, Адлер.
- Герменевтика: Ф.Шлегель, Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер, П.Рикер.
- Неотомизм: Э.Жильсон, Ж.Маритен, К.Войтыла и др.
- Экзистенциализм: С.Кьеркегор, Л.Шестов, Н.А.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю.
- Структурализм, постструктурализм и постмодерн: Ж.Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийар, Р.Рорти, Ж.Делез, Ф.Гваттари
Методические указания по самостоятельной подготовке к практическому занятию:
· Раскройте характерные черты западной философии второй половины XIX-XXвв.
· Охарактеризуйте материализм К. Маркса в его основных проекциях: учениях о природе и обществе. Покажите, какие трансформации переживает марксизм, и с какими течениями в последующей философии он сочетается.
· Что такое неклассическая философия?
· Рассмотрите основные принципы иррационалистической философии А.Шопенгауэра.
Текст: Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С.92-98.
- Что такое счастье, по мнению А. Шопенгауэра?
- Как определяет немецкий философ страдание?
- Какую роль в человеческом существовании играет эгоизм?
- Как трактует А. Шопенгауэр волю?
- - Согласны ли вы с пессимистическим взглядом А.Шопенгауэра, считавшего мировую волю воплощением зла и источником всех страданий, а жизнь человека - страданием, которое возрастает по мере накопления знаний. Обоснуйте свою позицию.
|
|
- - Оцените следующее высказывание: «Каждая философия есть выражение своего и только своего времени... Различие философских учений заключается не в том, что одни из них бессмертны, а другие преходящи, а в том, что одни из них были жизненными в течение известного времени, а другие никогда не были жизненными. Непреходящие философские истины — иллюзия. Существенны не они, а человек, который нашел в них свое отражение. Чем крупнее человек, тем истиннее философия - в том смысле, в каком мы говорим о внутренней истине великого произведения искусства, истине, совсем не зависящей от доказуемости, от отсутствия противоречий между отдельными положениями». (О.Шпенглер. Закат Европы. Т.I. Ч.1. Пг., 1918.С.44).
· Раскройте основные положения философии жизни Ф.Ницше.
· Прочитайте Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х т. Т.2. С.5-170.
- Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте.
|
|
- Как вы понимаете точку зрения Ф.Ницше об идее жизни, все качества которой сконцентрированы в человеческой воли к власти?
· Дайте общую характеристику позитивизма, укажите на основные направления эволюции предмета, методологии и подходов позитивизма. Что объединяет все позитивистские течения в одно направление, и на каком основании они меняют свое содержание, преобразуясь последовательно в нео– и постпозитивизм?
· В чем сущность американского прагматизма?
· Рассмотрите основные принципы психоанализа.
· З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».
Это высказывание, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.
Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.
· Что такое герменевтика?
Х.-Г.Гадамер (1900 - )
Текст: Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С.570-583.
1. В чем суть герменевтического опыта?
2. Какую роль в герменевтике играет язык?
· Раскройте основные принципы философии экзистенциализма
|
|
· Охарактеризуйте постмодернизм («постсовременность») как ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце ХХ столетия.
· Какие явления, по мнению Ж.-Ф.Лиотара, охватывает постмодернизм? «Я использовал его (термин «постмодернизм»), чтобы «обозначить» перерастание буржуазного капитализма со всеми присущими ему противоречиями в глобальную «систему», которая – на горе или на радость – управляет всеми его несоответствиями и несообразностями (в частности, на «идеологическом фронте», впредь именуемом «культурном»), добиваясь роста и развития с помощью научно-технических средств» (Лиотар Ж.-Ф. Что есть истина? // Керни Р. Диалоги о Европе.М.,2002. С.298).
· Согласны ли Вы со следующей мыслью:«Описание сущностей не открывает нам ничего, кроме слов, и только роман позволяет передать во всей его полной, особенной, отмеченной своим временем действительности первородное бурление существования…Думают только образами. Хочешь быть философом - пиши романы» (А.Камю. Цит. по: С. Великовский. Грани несчастного сознания. М., 1973.С. 9-8).
Тексты
• Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.
• Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001.
|
|
• Камю А. Абсурдное рассуждение.
• Карнапп Р., О.Нейрат. Научное миропонимание.
• Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.,-СПб. 1998.
• Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955.
• Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
• Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм.
• Сумерки богов М., 1990.
• Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456с.
• Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.
• Хайдеггер М. Время и бытие.
• Шопенгауэр А. Афоризмы.
• Ясперс К. Схема мировой истории.
Основная литература:
1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала ХХ века. М., 1988.
2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.
2. Берлин И. Марксизм и Интернационал в XIX веке // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.
3. Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1–2. М., 1997.
4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // Вопросы философии. 1992. № 7.
5. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
6. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.
7. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
8. Современная западная философия ХХ века. М., 1995.
9. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
10. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!