Прием описания: методика описания архитектурных сооружений



Архитектурные сооружения отличаются строительными материалами, особенностями строения, декором, характером фундамента, размером, формой крыш и т.д. Все это зависит от условий, в которых строится здание, их назначением.

Совокупность зданий, объедененных общим идейно-художественным замыслом, составляют архитектурный ансамбль, который могут дополнять скульптуры, разнообразные растения и т.д.

Характеристика архитектурного сооружения включает следующие аспекты:

- Функциональное назначение;

- Инженерно-конструктивную подоснову;

- Художественные (стилистические) особенности.

По функциональному назначению подразделяются на: культовые, светские, оборонительные.

Культовые это храмы разнообразных конфессий.

Светские: пром.архитектура, жилье, учеб.заведения, общественные сооружения и т.д.

Оборонительные: оборон.стены, башни, замки, крепости.

Назначение различных зданий определяет соответ.тип постройки. В архитекруре сущ. общ. терминология, которая используется при описании всех зданий и сооружений (например замок, донжон, башня, собор, триумфальная арка, костел, церковь и т.д.)

Инженерно-конструктивную подоснову зданий отражают ее внеш.вид и план постройки.

Основные понятия при описании внешнего вида построек: башня, купол, фронтон, карниз, пилястра (колонна), контрофорс, портик (выступ на колоннах), бойницы, окна, аркбутаны (арка на контрофорсе), аттик (под карнизом), сакристия (подсобка в церкви), щипец (верх фронтона).

Каждый элемент характеризуется особой формой и количеством.культовые сооружения подчиняются особым канонам. Основ.понятия при прочтении плана культового сооружения: неф, трансепт (поперечный неф), апсида, нартекс (западная часть храма), столб, своды, притвор, нервюра (ребро), пинакль (башня на контрофорсе).

Худлжественные особенности проявляются в украшении. Основные элементы: аркатурный пояс (арки в ряд), поребрик (лентообразная кирпич. кладка, ниша, машикули, рустовка, сграффито (процарапывание), рокайль (ракушки и растения), розетка (роза), капитель (верхняя часть колонны), валюта, картуш (щит, свиток с гербом), гирлянда, гирька 

Прием описания: методика описания скульптуры

Изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объектов в определенной последовательности. В отличие от описания объектов, описание исторических событий носит образный характер. Вызывает зрительные образы.

Памятник Янке Купале:

Скульптура поэта выполнена в крупном масштабе и представляет поэта, стоящего на постаменте с палкой-посохом в руках. Около постамента растет гранитный памятник, что является символом праздника Купалья.

В автобусных экскурсиях прием описания используется при всех видах показа, как с выходом из автобуса, так и без выхода. Длительность описания не более 2-3 мин.

Прием описания: структура иконостаса

Прием описания – задача: оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. описание исторических событий вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. В автобусной экскурсии прием описания используется при всех видах показа, как с выходом экскурсантов из автобуса, так и без выхода (наблюдение объектов из окна и во время движения автобуса на маршруте). Длительность описания объекта не должна превышать 2-3 мин.

Иконостас - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Структура иконостаса строго каноничная, состроит из ярусов-чинов. Ярусы считаются снизу.

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный. В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери. Изображение архангелов – Михаила и Гавриила.

Второй ряд — деисус, или деисусный чин. Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. В центре – Христос на троне в день страшного суда. Мария и Иоан – справа и слева в молитвенной позе. Могут быть архангелы Михаил и Гавриил. Все повернуты к иисусу.

Третий ряд — праздничный. Иконы: рождество марии, введение во храм, благовещение, рождество христово, крещение, икона преображения, вход иисуса в иерусалим, вознесение, троица, успение.

Четвертый ряд — пророческий. Ветхозаветные пророки, которые окружают икону матери божьей.

Пятый ряд — праотеческий. Проотцы ветхозаветные – Адам, Авраам, Ной, Моисей, Илья.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 5186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!