Экскурсионная справка: жанр монументальной скульптуры в СССР



Монументальная скульптура – это неотъемлемая часть монументального искусства, которая в повседневной жизни представлена в виде мемориала из гранита, крупного рельефа, бюста или памятника в честь или память того или иного человека. Подобный тип скульптур включает в себя различные произведения искусства большого, монументального формата, которые, как правило, создаются в полном согласовании с естественной средой. Монументальная скульптура отличается полным композиционным единением и композиционной завершенностью. Произведения элитного монументального искусства могут быть созданы или воссозданы мастерами разных творческих профессий, а также в различных техниках исполнения. Многие часто относят к монументальной скульптуре памятники, скульптуры большого размера и больших форм, которые выглядят по-настоящему монументально. Это не совсем так, ведь монументальная скульптура - это довольно широкое понятие, к которому смело можно отнести следующие ее виды:

•      Мемориал

•      Монумент

•      Статуя

•      Стела

•      Обелиск

•      Ростральная колонна

•      Триумфальная арка

 Несмотря на довольно внушительный список видов монументальной скульптуры, все указанные понятия объединяет одна общая черта: особенности визуального восприятия произведения искусства. Нередко монументальная скульптура рассчитывается на визуальное восприятие с больших дистанций/расстояний и направлена на многолетнее существование. Это основная причина того, что монументальная скульптура огромных размеров изготавливаются из чрезвычайно прочных материалов. К таким материалам можно отнести бронзу, сталь, медь, гранит и мрамор. Как правило, установка монументальных скульптур осуществляется на улицах города, в парках и других открытых пространствах, на площадях и в скверах.

Как и все другие виды искусства, скульптура в СССР, практически всегда, находилась в цепких руках идеологии и было обязано служить государству. В первые годы существования "страны советов" художники были свободны в выборе формы своих работ и стилистическом исполнении. Однако, скульптуры, в которых нуждалось государство (герои революции, основоположники марксистского учения и т. д.) требовало реалистического исполнения.

 Окончательно все идеологические рамки были оформлены в середине 30-х годов, созданием нового стиля и направления в искусстве "социалистического реализма". С этих пор, вплоть до конца 80-х годов, признавалось лишь идеологически "верное" ваяние. Все вышесказанное отнюдь не означает, что скульптура в СССР была лишена талантов и настоящего искусства. Имена Николая Андреева, Ивана Шадра, Сарры Лебедевой, Веры Мухиной, Александра Матвеева - были известны далеко за пределами СССР. Скульптурные портреты Ленина, Дзержинского, Свердлова - выполнены с несомненным талантом и оригинальным подходом. Интересно, что поначалу в СССР стремились попасть многие скульпторы из Европы, увлеченные идеей построения нового мира. Скульптура Шадра, расположенная в парке Декабрьского восстания в Москве, "Булыжник - оружие пролетариата" - признанный скульптурный шедевр первой половины 20 века.

Всем хорошо известная скульптурная пара "Рабочий и колхозница", украсившая павильон СССР на всемирной выставке в Париже, произвела фурор в художественных кругах и послужила образцом для множества монументальных работ этого периода.

Военная тематика в скульптуре СССР представлена блестящими скульптурными портретами полководцев, а также монументальными комплексами, среди которых выделяется монументы Курска, Волгограда, Киева. Вутетич, Томский, Микенас - пожалуй, лучшие мастера этого жанра. В послевоенный период появляются несколько памятников историческим личностям и деятелям культуры: Юрию Долгорукому, Петру Чайковскому, Пушкину, Маяковскому. Мастера Орлов, Кибальников, Аникушин - стремятся добиться особого звучания своих работ, расширяя рамки идеологических канонов и установок. Время "оттепели" способствовало появлению скульптур, выходящих за рамки "соцреализма", однако, это искусство очень скоро перешло в разряд "неофициального", зачастую продолжая существовать за пределами СССР. Среди тех, кому было тесно в идеологических рамках, особняком стоит имя Эрнста Неизвестного. Сегодня его работы украшают города и музеи всего мира. Самые известные работы - Маска скорби, Золотое дитя, надгробный памятник на могиле Хрущева. 70-80-е годы характерны расцветом станковой скульптуры. В работах таких мастеров, как Шаховской, Жилинская, Митлянский. В их работах ярко проявляется романтика, любовь к будням, простым людям. Впрочем, идеология требовала пафоса трудовых будней, героических ситуаций, патетики. Однако многие мастера умудрялись творить свежо и талантливо, одновременно с этим, выдерживая все требования идеологии.

Советская эпоха в развитии скульптуры полна побед и поражений. За 70 лет существования СССР скульптура обогатилась многими шедеврами, составляющими гордость европейского искусства. Огромное количество бездарных, но идеологически верных работ давно преданы забвению.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!