Рассказ в экскурсии: задачи, требования и формы
Рассказ, как и показ, - основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью и задачами.
Это образная, специально подобранная, выверенная информация о памятниках, природных объектах, исторических событиях и д-ти конкретных исторических лиц.
Две задачи рассказа в экскурсии, которые выполняет экскурсовод:
-комментирует, поясняет, дополняет увиденное;
-реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.
Основные требования к экскурсионному рассказу:
-связь с показом, тематичность;
-конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность;
-доступность изложения, законченность суждений, научность.
Две формы рассказа:
А) повествовательный рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события;
Б) реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, события).
Шесть особенностей рассказа
В практике экскурсионной работы можно выделить шесть особенностей рассказа:
1. Зависимость расскза от скорости передвижения группы
А) взрослые и дети;
Б) пешеходная или автобусная экскурсия
2. Подчиненность рассказа показу
Содержание рассказа определяется объектом показа (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий).
|
|
3. Использвоание в рассказе зрительных доказательств
-экскурсовод должен так строить показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает
-это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода»
4. Адресность рассказа
-адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект –здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т.д., либо какую часть здания, сооружения (этаж, окно, балкон, пролет моста) он имеет ввиду; о каких растениях рассказывается.
5. Конкретность экскурсионного рассказа
-чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.
-ошибка – понимание этого принципа как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий действующих лиц).
6. Утверждающий характер рассказа
-рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной.
|
|
-эта особенность рассказа связана с подтекстом. Суть подтекста – отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.
Экскурсионная справка: понятие архитектурного стиля
Романский - сер. 13-14век. Элементы: Поребрик-орнаментальная лентообразная кирпичная кладка, где ряд кирпичей уложен под углом к наружной поверхности стены и образует зубцы.
Зубцы. Бойница-узкая щель в стене оборонительного сооружения для ведения огня из различных видов оружия. Замки (Лида, Крево), башни-донжоны (Каменец).
Готика - сер. 13-н. 16в. Элементы: Окна-бойницы, нервюрные своды,контрофорсы-вертикальный выступ, чаще скошенный или уступчатый, которые подпирает стену и предостерегает здания от разлома под тяжестью свода, неглубокие ниши арочной формы. Замки (Новогрудок, Мир), храмы-крепости (Сынковичи, Мурованка).
Ренессанс к.15- н. 17в. Элементы: Квадратные или прямоугольные ока, неглубокие ниши, прямоугольно или квадратной формы, крестовые своды, появление карнизов, рустовка (грубо обработанный камень или его имитация на оштукатуренных стенах), фронто-лестница(завершение фасада).Кальвинские соборы (Заславль, Сморгонь), ратуши (Несвиж), дворцово-замковые ансамбли (Мир, Гольшаны).
|
|
Барокко - к.16-сер., к. 18век. Элементы: профилированные карнизы, фигурные щиты фронтонов, фигурные бровки, валюты (в виде спирального завитка), ракушкообразное завершение ниш для скульптур, цилиндрические или крестовые своды. Храмы, монастыри и кляшторы, синагоги ( Слоним), ратуши (Витебск), коллегиумы(Полоцк), госпитали (Слоиим) и др.
Классицизм сер. К. 18- сер. 19. Элементы: Колонны, что образуют монументальный портик, треугольный фронтон и бровки над окнами, двухскатная крыша, стоечно-балочная конструкция потолка. Дворцово-парковый ансамбль в Ружанах, городские усадьбы в Поставах, Воложине, храмы-ротонды в Лиде.
Стиль историзма сер. 19 в. Элементы: привычные стилистические элементы-не конструктивные, а декоративные. Церкви и костелы (Троицкий в Гервятах), Александра Невского, св. Роха в Минске.
Модерн к. 19-н. 20в. Элементы: сочетание материалов (стекло, бетон, металл, керамика), отсутствие ордерной системы. Банки (Слоним), городская застройка ( Могилев, Гродно, Минск).
Конструктивизм 20-30-е г. 20 века. Элементы: свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша). Административные здания (Дом правительства).
|
|
Сталинский ампир сер 40-х сер 50-х годов 20 века. Элементы: обилие элементов арх-х ордеров, как в интерьере, так и в экстерьере, геральдика с советской сомволикой. «Ворота Минска». Единый комплекс застройки проспекта Независимости.
Брутализм 50-е 70-егода 20 века. Элементы: Для наружной отделки применена особая технология обработки бетонной поверхности. Панельные дома 70-х, здание арх-го факультета бывшего политехнического института.
Хай-тэк с 80-х г. 20 века. Элементы: широкой применение стекла, пластика, металла серебристо-металлического цвета.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1677; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!