Экскурсионная справка: жанр монументальной скульптуры суверенной Беларуси (памятники деятелям истории и культуры)



Монументальная (городская, садово-парковая) скульптура рассчитана на конкретное природное окружение и архитектурное пространство, размещается чаще всего в общественных местах — на площадях, улицах, в парках, у фасадов и в интерьерах общественных архитектурных сооружений. Это памятники, монументы, мемориалы, фонтаны, парковая скульптура и т.п. Призванная конкретизировать архитектурный образ, акцентировать и дополнять выразительность архитектурных форм пластическими средствами, монументальная скульптура пропагандирует важные общественные задачи, увековечивает память о выдающихся событиях и людях. В городских монументах, парковых памятниках, мемориальных сооружениях, по размерам больше натуральных, обычно отражается величие и значительность форм, лаконизм пластики, долговечность материала, возвышенность образного строя, широта и активность общения зрителей с произведением. Создаваемые на века, произведения монументальной скульптуры выполняются в бронзе, мраморе, граните.

Станковая скульптура носит камерный характер, создается на станке в мастерской и обычно размещается в выставочных залах, музеях, жилых и общественных интерьерах. Для станковой скульптуры характерны натуральные размеры, подвижная пластика, реализм, портретное сходство, стремление к повествовательности, психологизм.

Скульптура малых форм — это широкий круг произведений небольших размеров, предназначенных для оформления интерьера и имеющих декоративно-прикладные функции (сувениры, статуэтки, медали и др.). Они изготавливаются из разных материалов (гипс, дерево, бронза, мрамор, керамика, пластмасса и др.).

В Беларуси скульптура как вид искусства получает большое развитие в XIX — начале XX века. В 1923 году на базе Витебской народной художественной школы был создан Витебский художественный техникум, сыгравший значительную роль в подготовке профессиональных кадров. Его выпускники 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов и многие другие стали народными художниками Беларуси. Уже в 1925 году на I Всебелорусской выставке демонстрировались скульптурные работы 3. Азгура, А. Бембеля, А. Бразера, А. Глебова, А. Грубе, М. Керзина, А. Орлова и др. Наибольшую известность получили станковые работы: портреты "Кастусь Калиновский", "Тачечник", "Лирник" (А. Грубе), "Франциск Скорина", "Янка Купала" (А. Бразер), первые монументы-памятники В. Ленину (М. Керзин), Ф. Дзержинскому (А. Грубе), И. Песталоцци (А. Бразер) и др.

В 30-е годы XX века скульпторы А. Бембель, М. Керзин, 3. Азгур, А.Глебов, А. Орлов оформляют Дом Правительства в Минске портретами и тематическими рельефами. Затем были украшены скульптурами Дом Красной Армии, Оперный театр, Дворец пионеров. А. Бразер, 3. Азгур, А. Грубе создают великолепные станковые портреты деятелей науки, культуры и искусства, рабочих, колхозников, жанровые работы.

В 40-е годы появляются полные героизма и драматизма выразительные портреты защитников Родины, Героев Советского Союза: Н. Ф. Гастелло, Ф. А. Смолянникова, М. Ф. Сильницкого, М. П. Шмырева (3. Азгур), генерала Л. М. Доватора (А. Грубе), А. М. Матросова, Н. Ф. Гастелло (А. Бембель) и др. Творчество деятелей всех видов искусства второй половины XX века можно объединить одной темой — "Подвиг народа бессмертен".

Экскурсионная справка: городская и парковая скульптура в Беларуси

В Беларуси долгое время была распространена преимущественно монументальная скульптура. Сегодня же вместе с изменением отношения к окружающей среде трансформируются и художественные приоритеты. Города с особым рвением обогащают свое пространство скульптурными “новоселами”. В Могилеве появились целые аллеи мраморных фигур, в Минске с завидным постоянством пополняются ряды “железной братии”. А вот в Гродно не спешили заполнить город новыми жителями.

Скульпторы и архитектурные власти стремились к тому, чтобы в данном направлении произошли первые изменения. И сделали для этого немало. Ведь появление городской скульптуры должно быть подготовлено – окружением, местом, временем. С тем, чтобы она гармонично вошла в пространство, стала его украшением и продолжением архитектуры.

Малая форма, как известно, привлекает своей соразмерностью человеку: заставляет подойти к ней, потрогать, сфотографироваться. Она неотъемлемая, а порой и решающая часть коммуникации города и человека. Именно малые формы делают город понятным, приятным и доступным человеку.

Чтобы не нарушить сложившуюся ауру старого города, а гармонично ее дополнить, необходимо взвешенно выбирать место, тематику и стиль малых скульптур.

Каждое поколение оставляет в городе свои следы. Мы все восхищаемся совершенным пространственно-пластическим тактом зодчих предшествующих поколений, но почему-то крайне редко способны сохранить и продолжить первоначальную гармонию замысла.

Многие памятники не проходят проверку временем: их сносят с тем, чтобы вспоминать затем разве что на страницах учебников (“как пример того, что не надо делать”). Некоторые – восстанавливают, несмотря на то что время лишило их былой красоты и привлекательности.

Долгое время единственным образцом европейской парковой скульптуры в столице был «Мальчик с лебедем».

В 1874 году в Минске, в одном из главных городов Северо-Западного края, был пущен водопровод с чистой артезианской водой. Памятником этому событию и стал фонтан со скульптурой «Мальчик и лебедь» в бывшем Александровском сквере (теперь – сквер у театра им. Я. Купалы). На постаменте фонтана – памятная дата 1874. Чтобы вода пошла по городу были построены водонасосная станция и специальные водонапорные башни.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 586; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!