Тирания – это господство наихудшего окруженного толпой негодяя.



Следующая работа Платона «Законы». Идея законности превалирует.

Первое государство – для богов, второе – для людей.

Создание государства должно следовать критериям:

1. Оно не должно находиться в прибрежной полосе, т.к. люди разнежены, не стремятся работать. Государство должно лучше находиться в гористой местности, чтобы возникали трудности

2. 5040 жителей – количество населения. Оптимальное количество, которым можно обеспечить продовольствие, при таком количестве люди друг друга хорошо знаю, все делится на четные числа от 2 до 10, при формировании государственных органов. Дети, рождающиеся сверх нормы, отдаются в бездетные семьи, излишки отвозятся на острова. Пусть создают там новые государства. Правитель – тиран, который может меняться к лучшему.

3. Граждане государства по жребию получают з/у по жребию на праве владения. Земля- собственность государства. В зависимости от наличия имущества, люди делятся на 4 класса.

4. Система органов – сочетание непосредственной (народное собрание, которое обязаны посещать представителе первого и второго рангов) и представительной демократии. Во главе государства стоят 37 правителей, избранных путем многоступенчатых выборов. В выборах участвуют лишь те граждане, которые носят оружие или воевали, возраст правителей от 50 до 70 лет.  

5. Правители – стражи закона.

6. Значительная власть находится в руках выборного совета, который формируется путем представительства 90 человек от каждого ранга. Все претенденты на выборные должности должны пройти докимасию, т.е. своеобразная проверка правомерности, притязаний на выборную должность.

7. Это государство, где над всем стоит закон. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы, и находится под чьей-либо властью, там же где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государств аи все блага, которые могут даровать боги людям». Это государство, где и правителя предписаны законы.

Истинные и справедливые законы – это определение разума. Законы устанавливаются ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть, если законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственных законах, а о внутренних расприях.

Платон абсолютизирует идею законности и фактически рисует модель полицейского государства, где закон сводится к системе запрета, к система правил поведения. Т.е. детальные суповые законы, которые определяли распорядок дня и ночи, определяющие частную и публичную жизнь населения.

Идеологии Платон уделяет большое значение, в основе воззрения должна лежать идея о незыблемости установленного порядка, о каре богов за любое нарушение закона в государстве.

Вывод:

Государственность предполагает жестокую регламентацию жизни человека, воспитание чувства и коллективизма. Суровые карательные меры за инакомыслие – модель тоталитарного государства. Платон чувствовал упадок Греции и хотел вернуться к прошлому. Идея общего блага и общего интереса – основа политического объединения.

Мысль о частной собственности как об основе социальных конфликтов.

Признание идей законности – важный атрибут государства.

Идеализация кастовости, аристократического момента, оправдание социального неравенства – спорные моменты в его теории.

 

Вопрос 3.Политико-правовые взгляды Аристотеля.

 

Ученик Платона – Аристотель (384-322). Родился в городе Стагир. После смерти отца в 17-летнем возрасте, он прибывает в Афины, где знакомится с Платоном, сначала там учится, а зачем преподает в академии Платона.

Аристотель – наставник Александра Македонского. Это знакомство оказалось трагическим для Аристотеля в последние годы его жизни. Александр поставил памятник «мудрому, божественному Аристотелю»

Македонский отдавал дань уважения своему учителю, что тот его духовно обогатил.

В 336 Аристотель открывает ликей (лицей). В противоположном конце города от академии Платона.

Победа Македонского над греками, затем победа царя Филиппа над афинянами привела к тому, что население разгневанное и потерпевшее поражение от Македонского, разгневалось на Аристотеля, был сослан на остров.

Аристотель ученик и критик Платона. Все его выводы теоретические основаны на использовании рационального опыта, знания. Аристотель вместе со своими учениками детально изучил конституции и проекты конституций 150 государств. У 158 государств изучил политический строй. Аристотель написал 28 книг (445 тыс. строк), Платон написал 30 книг.

Из трех работ, которые нам близки это: «Этика», «Политика», «Афинская полития».

Аристотель также начинает изложение своей теории с определения понятия справедливости. Идея справедливости волновала многих исследователей. В справедливости заключены все добродетели, справедливость проявляется в отношениях людей друг с другом. Справедливость вообще следует отличать от политической справедливости, т.е. той, которая существует в полисе и по сути является правом. Аристотель употребляет термин «политическое право».

Аристотель говорит о 2 видах справедливости:

1. Уравнивающая. Действует в арифметической пропорции, прогрессии. Всем по-ровному. Действует в гражданских оборотах, обязательствах, поэтому иногда называется оборотной или меновой.

2. Распределяющая. Действует по принципу геометрической прогрессии: воздояние происходит сообразно заслугам человека, его добродетелям и засулагм. Распределяющая справедливость дролжна децствовать в политических отношениях.

Какой признак должен служить основанием правомерной власти?

Олигархия – богатство.

Демократия – принцип свободы. Любой человек может государством управлять.

Аристотель: дело не в бьогатсове и свободе, а в добролете. Основой правопорядка, правом присвоения власти является добродетель. Даже самые лучшие, превосходные по качествам, сумма добродетелй всего народа будет превышать суммы добродетелй нескольких людей. Нет исключительного права для присвоения кем-либо политической власти.

Когда боги спустятся на землю и захотят стать правителями, тогда будут иметь исключительное право для присвоение власти, но это нереально.

Политическая справедливость возможна лишь между людьми, принадлежащими к одному общению. Целью этого общения является автаркия – достижение удовлетворения от реализации своих политических прав, ибо человек – животное политическое.

Его интересует человек, индивид как гражданин.

Замечания Аристотеля касаются рабов: общение возможно только между равными людьми, а общение между рабами сводится только к общению раба и рабыне. Аристотель оправдывает рабство по природе, а по закону справедливо лишь по причине войны или охоты. Раб – часть собственности гражданина.

Государство возникает из-за стремления жить в обществе, человек – животное политическое, ему не достаточно семьи, стремится общаться в себе подобными.

Государство – высшая цель общения. Все другие формы достигают своей кульминации – общение внутри семьи. Аристотель: природа семьи вторична, на первом месте – интересы государства, семья – часть государства.

Необходимо, чтобы целое предшествовало части: сначала государства, затем личность и семья.

Аристотель критикует Платона. Платон: «этот жеребенок лягает родившую его кобылу».

Формы правления по Аристотелю. Формы отличаются в зависимости от прав, которыми обладают граждане. Граждане – те, кто могут участвовать в законосовещательной, военной деятельности.

Государство – есть достаточно для самостоятельного существования совокупность граждан. Это должно быть небольшое государство, небольшое количество жителей- идеализация полиса.

Каждой форме правления соответствует определенный набор принципов. Понятие гражданин. Форма зависит от количества правящих (один, немногие, большинство). Деление на правильные и неправильные формы правления, критерий такого деления: правильные формы имеют целью общее благо, польза, неправильная – цель – личное благо.

Правильные формы правления:

1. Монархия. Монархия может перейти в тиранию, для того, чтобы этого не произошло, нужны великие люди. Это редко встречается, поэтому угроза не исчезает. Причины переворотов:

Стремление монарха к деспотизму.

Наследственная монархия попадает в недостойные руки.

Пример: царь Филипп знал, что его хотят свергнуть, и часть своих полномочий, привилегии и права передал другим лицам, тем самым он укрепил свою власть.

2. Аристократия. Требует редких качеств от правителей, угроза перерастания к олигархии.

3. Полития. Смешанная форма правления: свобода – от демократии, наличие собственности – олигархия. Правит средний класс, наделен собственностью, правят большинство в интересах общей пользы.

Неправильные формы:

1. Тирания. Худшая форма правления. Нравственное унижение подданных, возбуждение взаимного недоверия, старание держать народ в бедности.

2. Олигархия.

3. Демократия. Имеет несколько разновидностей:

ü Богатые и бедные участвуют в осуществлении верховной власти.

ü Участие в выборах на основе высокого имущественного ценза. Граждане не равны. Одни участвуют в народных собраниях и голосуют, другие занимают государственные должности.

ü Худший вид – правление без закона. Когда народ каждое свое решение возводит в закон. Напоминает тиранию и олигархию.

Аристотель отдает предпочтение умеренной цензовой демократии, основанной на примирении богатых и бедных и господстве закона. Напоминает политию. Считает, что на практике таких форм правления нет.

Аристотель объясняет причины смены форм правления. Главная причина – стремление к арифметическому равенству, когда господствует уравнивающая справедливость. К восстанию прибегают те, кто считает себя обделенными. Самая неустойчивая форма правления – основанная на одном начале, на одном принципе, поэтомулучше сочетать арифметическую и геометрическую справедливости.

Сравниваю олигархию и демократию, говорит, что демократия прочнее олигархии, т.к. народ имеет маленькое противостояние – олигархов, а олигархи имеет двойное противостояние – народ и олигархи, не допущенные к власти.

Революции случаются из-за критики со стороны вождей, демагогов, вождей, революционеров, которая заставляет сговаривать между собой высшие классы.

При демократии необходимо воздерживаться от посягательства на имущество высших классов, это заставляет эти классы идти на свершение нового правительства.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!