Слабый народ – сильное государство.



Основатель теории – Шан Ян, 400 (390) – 338 г.г. до н.э. Книга Правителя области Шан.

Ограничение большинства прав и свобод. Радикально отличается от Конфуцианства: правление на основе сурового, жестокого Закона Фа.

Шан Ян: «Из двух ценностей управляемых (добродетели и порочность), нужно относиться к людям как к порочным. Если относиться к людям как к порочным, то всегда утвердится образцовый порядок, и страна достигнет могущества. Кары должны быть суровыми, ранги знатности только почетными, награды – незначительными, а вот наказание – вселяющее трепет».

Закон – средство создания централизованного государства.

Шан Ян: раньше люди жили счастливо, любили своих, ненавидели чужих, но мудрые введи ранги и имена. Современное государство в стадии деградации, закон должен способствовать закрытию путей наживы и создания мощного государства.

Шан Ян: «Нужно возродить утраченное доверие к закону». Для этого публикует указ, что если кто-то перенесет бревна от серенной границы до южной, то получит деньги, никого нет, увеличил сумму и на третий день нашелся человек.

Говоря об идеологии государства Шан Ян, определяет общественные занятия, которые общество должно избегать: бездумная трата зерна (государство должно осмотрительно расходовать припасы),стремление беспечно жить на склоне лет, любовь к красивой одежде и еде.

Основное внимание нужно уделять стандартизации общества, ввести различия, объявить приоритетные дела населения – земледелие и военное дело. Ранги должны быть почетными.

Человек, совершивший любой проступок, должен быть наказан, общественная огласка, так можно избежать серьезных преступлений.

В основе воспитания общества должен быть страх. Общество должно воспитываться на принципах единомыслия, искоренения инакомыслия.

В течение 100 лет его теория становится официальной в Китае.

В основе всех общественных отношений лежит суровый закон Фа, и система наказаний – Син. Все право выражено в законе, закон сводится к запрету, к системе наказаний. Единая цель – создание мощного государства, причем это государство усиливается за счет ущемления прав и свобод народа.


 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Вопросы:

1. Основные понятия политической мысли Древней Греции.

2. Политическое правовое учение Платона.

3. Политико-правовые взгляды Аристотеля.

 

Вопрос 1. Основные понятия политической мысли Древней Греции.

 

Политико-правовая мысль напрямую зависела от развития полисов. Этапы развития полисов:

1. Зарождение первых государств, представлений о государстве и праве VIII-VI до н.э. Семь мудрецов: Предпочитай старые законы, но новую еду. Обуздай гнев. Ничего лишнего.

Принцип умеренности впоследствии входит в политическую культуру Древней Греции.

2. Расцвет государственно-правовых учений. Расцвет полисной системы V-IV в. до н.э. Сафисты, Платон, Аристотель.

3. Кризис политической теории IV-II в. до н.э. Распад всей полисной системы.

В каждом античном полисе противостояли друг другу две группировки свободного населения: аристократическая часть общества и демократическая.

Онтогонистические отношения между этими двумя группами, имели часть вопросов, по которой не было споров:

1. Незыблемость частной собственности.

2. Незыблемость рабства,

3. Рабы исключались из состава граждан государства. И те и другие признавали неизбежность общественного неравенства.

4. Государство – это объединение только свободных людей и для свободных людей.

В I тыс. до н.э. происходит рационализация политической мысли, многие мифы Древней Греции подвергаются десакрализации.

Поэма Гомера VIII в. Зевс – защитник всеобщей справедливости – Дике. Выражением справедливости является Темис, т.е. обычай, обычное право.

Дике содержится в обычае.

Представление о справедливости греки выражали в обычае. Это первые юридические понятия.

В такой же мифологической форме говорится, что порядок в государстве поддерживают Боги, Зевс – главный бог. Зевс и Фемида родили дочерей: Дике, Эвномия (благозаконие), Ирена (мир, согласие)

Немезида – богиня мести, возмездия. В руках у нее плетка, кнут и весы, грифоны, запряженные в колесницу.  

В Древней Греции так и не было создано централизованное госудларство, в основе каждого полиса лежала идея справедливости.

Гомер, Демокрит и др. занимались проблемой справедливости.

В произведениях Платона, Аристотеля – идея справедливости.

Кюсис – природное, естественное.

Номос – установленное, позитивное, положительное.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!