Гуго Гроций: «нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины».



ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

Юдина Татьяна Федоровна

 

Методические указания на кафедре.

Хрестоматия по ИППУ 1999, Белгород.

Онтология мировой правовой мысли М.: 1999.

Хрестоматия по ИППУ 2001-2002 Воронеж.

Учебник ИППУ В.С. Нерсесянс.

Другие авторы: Азаркин, Мартышин, Тамсинов, Графский, Лейс, Лазарев, Козлихин.

ИППУ России: Исаев, Золотухина. У них есть хрестоматия.

Б.Н. Чичерин ИИПУ: 5 томов, М.: 1887-1889.

 

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

 

Вопросы:

1. Определение предмета ИППУ.

2. Методология курса.

3. Периодизация ИППУ.

 

Вопрос 1. Определение предмета ИППУ.

 

ИППУ – это история теории государства и права (общие закономерности возникновения и развития государства и права).

ИППУ – представления и суждения о процессе возникновения и развития государства и права.

Первые представления о государстве и праве возникают после возникновения государства. Что они отражали, эти идеи? Уровень политического и правового сознания общества. Объектом своего внимания ИППУ имеет прежде всего государство и право.

ИИПУ, отражая уровень правого сознания общества, содержит идеи о государстве и праве. Каждому политическому строю присущи свои правовое сознание, уровень организации.

Познание мира политики, государства и права протекает на 2 уровнях:

1. Эмпирический (обыденное, массовидное сознание, которое содержит свои оценки государственно-правовой действительности).

2. Теоретический (в обыденной сознании концентрируется богатый жизненный опыт участников социального общения, этот опыт – основа оценок, которые делает наука)

Плюсы:

Обыденного сознания – богатый жизненный опыт участников этого социального общения.

Минусы:

Отсутствие критических оценок из-за стихийности общественного сознания. Носители массовидного сознания – большая часть общества. Носители теоретического познания – ученые, теоретики.

Своеобразная модификация теоретического познания – политико-правовое учение, политико-правовое сознание.

ППУ, возникнув на определенном этапе развития общества, впитывает в себя черты массовидного сознания, часто это подсказывает теоретику проблемы, рекомендует оценки. Два пути решения проблемы:

1. Теоретик подпадает под влияние обыденного сознания.

2. Либо он подводит явления под научные категории, дает им оценки, исследует объективно, достоверно явления.

Часто создаются теории, выходящие за рамки обыденного сознания.

Не только массовидное сознание, но и господствующая на данный момент в обществе идеология влияет на возникающие учения.

Та или иная идеология определяет выбор идейных предшественников.

В советское время одна идеология – марксизм-ленинизм. «Идеологическое – значит познавательное». Все теории должны были быть одинаковыми «правильными». В советский период при изучении ИППУ делался крен сторону государства, это исходило из идеологии – усилении государства, централизации. «Государство – это цель, право, это средство усиления государства». Хотя все должно быть наоборот: право – цель, государство – средство достижения цели. В советский период излишняя идеологизация ИППУ: учебник делился на две части: до теорий (века) и сами теории Марксизма (годы).

ИППУ – это многоэтажное здание: философия, социология, психология, политология, юриспруденция и т.д.

В каждом ППУ превалирует то или иное знание. Каждое учение не возникает на пустом месте, есть предшествующие теории, которые являются своего рода источником для возникновения новой теории.

Томас Гоббс: во время расцвета механической физики, переносит ее особенности на государство. Государство сопоставляется с машиной, механизмом. Идея Гоббса: в условиях хауса, гражданской войны, государство является единственной объединяющей силой (XVII в. – революции в Англии). В государстве есть сила, которая может защитить права и свободы человека. Маркс и Энгельс в своем манифесте тоже сравнивают государство с машиной, механизмом подавления классов. Но они перевирают идею Гоббса, у них идея – уничтожения государства, отмирания. При Сталине далее – усиление государства, оно должно быть мощным, централизованным.

ППУ группируются в различные течения, направления, школы. Это делает по то причине, что говоря о теории, зная, что она принадлежит к течению, направлению (школа естественного права, марксистко-ленинское течение), нужно почерпнуть такую мысль, что представителям школы присущи основополагающие принципы этой школы, течения.

Но все-таки иногда, авторы имеют свое мнение, так представители одной естественной школы: Гоббс: «Государство - война всех против всех», Гроций: «Государство – упорядоченное состояние».

ИППУ изучается, исследуется как учебная дисциплина, преподается во всех ВУЗах с дореволюционного периода.

Учебники:

1. 1839 г. Неволин «История философии законодательства»,

2. История политических учений,

3. Шершеневич, Новгородцев, др.: История философии права.

Советский период: «История политических учений»

С конца 80-х: «ИППУ».

В предмет ИППУ входит история теоретических воззрений о наиболее существенных аспектах политики и права в их внутренних взаимосвязях и взаимовлияниях. Это теоретическая концепция права, отражающая природу, сущность государства и права в виде общественных отношений.

Предметом ИППУ являются политические правовые теории прошлого, взятые в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью.

Как правило, анализируются завершенные теории, доведенные до логического конца. Отдельные идеи не рассматриваются.

 

Вопрос 2. Методология курса.

 

Гегель: «Юрист – сын своего времени», т.е. каждому мыслителю, теории присущи свои черты и особенности. Каждая теория привязана к историческому периоду, эпохе. Познать теорию можно только с помощью метода историзма.

Предмет ИИПУ – прежде всего история развития идей, поэтому исторический подход необходим, чтобы определить место теории во времени, ее значение для современников.

Формирование метода историзма – многовековой процесс, т.к. еще Аристотель говорил что все циклично.

Взгляд на развитие теории с точки зрения исторического подхода предполагает эволюцию от низших к высшим формам, нет круга.

Исторический подход развивается в XVIII в. диалектический подход к этому методу трактует Гегель: «развитие абсолютного духа, т.е. идею справедливости как процесс познания объективной истины».

Наряду с историческим подходом, существует антиисторический подход (Ф. Нитше). Кротче, последователь Нитше: «Вечное возвращение того, что однажды было» - отрицание закономерностей общественного развития, дух абсолютно свободен и пути его развития неисповедимы, не известно, куда он придет.

Исторический подход:

1. Определяет роль и назначение политической и правовой теории в системе знаний той или иной эпохи,

2. Прослеживает связи между различными концепциями прошлого и современности в ретроспективе и перспективе,

3. Выступает в качестве оценки прошлой теории с высоты настоящего развития,

4. Означает хронологическую последовательность и преемственность формирования, развития, смены тех или иных концепций, направлений, школ, т.е. все теории изучает с периода античности, древности и по сей день, в хронологической последовательности.

Проблемно-категориальный метод: анализ причин появления этих идей.

Элементы проблемно-категориального метода:

1. Конкретно исторический (изучений биографии автора, идеологические позиции, характеристика эпохи),

2. Теоретический аспект (понятийно-категориальный аппарат, решение им общих юридических проблем: в каждой теории говорится о происхождении государства, права, определение государства, формы правления, сущность права),

3. Программный (критика существующего строя, государства, модель идеального государства).

Сравнительно-исторический метод:

1. Диахронный (синхронный) анализ – одновременное изучение двух теорий,

2. Полихронный – несколько теорий.

Это метод способствует конкретизации знания, выделение общих и особенных черт той или иной теории, более правильной оценке из содержания.

Можно делать сравнительные таблицы нескольких теорий (школы естественного права: Гоббс, Спиноза и их общие понятия – характеристика естественного состояния, происхождение государства, определение государства).

 Метод монометодологизма – наименее эффективный. В основе всех преобразований лежит классовая борьба. В советский период он единственный правильный метод. Первая часть: диалектический материализм, вторая – исторический материализм.

 

Вопрос 3. Периодизация ИППУ.

 

Периодизация необходима для выделения основных исторических эпох, каждую теорию можно привязать к эпохе. Логическая стройность курса обеспечивается периодизацией.

Формационный или цивилизационный подход в периодизации.

Цивилизационный подход: последовательность смены различных доктрин:

1. Древний мир,

2. Средние века,

3. Новое время,

4. Новейшее время.

Формационный подход: последовательная смена общественно-экономических формаций.

Лейс: социо-культурный подход: уровень социального мышления общества, духовный мир, ценностно-смысловая сфера общества, периоды:

1. Политико-правовая идеология сословно-кастового общества (господство сословий каст начиная с периода возникновения первых государств до XV – XVI в.в.),

2. Идеология перехода к гражданскому обществу (XVI – XVIII в.в.),

3. Идеология гражданского общества (с XIX в. по сей день) – развитие буржуазных государств, бессословная структура общества. Большая феодальная формация, когда существовало общественно неравенство.

Цивилизационный подход.

Древний мир: время зарождения первых государств, зарождения первых представлений о государстве, которые существовали в форме религиозных мифов.

В иносказательной, мифологической форме выражались идеи добра, справедливости.

Древневосточные страны (Индия, Китай, Месопотамия) – основаны на азиатском способе производства (идеология патернализма), который характеризуется верховной собственностью государства, широким развитием общественных работ, существованием высоких налогов, эксплуатацией свободных крестьян общинников.

Типичная форма государства – восточная деспотия. Идеология патернализма: правитель – отец народа, отец подданных, цель государства – всеобщее благо, несмотря на теократический характер власти правителя (божественное происхождение), концепция ответственности правителя перед богом. Вера в совершенство старых обычаев.

Индия – мифологическая форма,

Китай – рационалистичная форма.

Древняя Греция – господствовал античный способ производства, рабовладение, полисная организация государства, форма правления – аристократия либо рабовладельческая демократия, все население делилось на граждан и рабов, часты государственные перевороты, быстрая смена государственной власти. Аристотель, Платон имели широкий простор для анализа. Постоянные поиски совершенной, идеальной формы правления.

Все, что установлено на земле – часть мирового порядка, не подлежит изменениям, поставлено на века. Древнегреческая мысль – более рационалистичная. Общее с Востоком – полный контроль государства, личность не ценность а механизм в структуре государства. Первично государство, вторична – личность. Все стороны жизни человека регламентировались государством.

Средние века: период начинает в эпоху зарождения и распространения христианства, в I в. зарождается христианства, IV в. – официальная религия. Средневековье связано с 476 г. – падением Римской Империи. Идеи, поставленные христианством,: гуманизма, человеколюбия. Достижения греко-римской правовой культуры.

В обществе утвердились основные течения:

Схоластика (религиозное течение, основанное на церковных догматах – признания божественной природы государства), человек дуалистичен – земные поступки принадлежат королям, а дух, тело – богу. Человек не безгранично принадлежит государству.

В VII в. на аравийском полуострове зарождается третья мировая религия ислам, в отличие от христианства, исходил из идеи совмещения властей: божественная и государственная.

Новое время: XIV-XVI в.в. – эпоха возрождения и реформации. В центре ванимания личность, человек, признается самодостаточность личности. Основная идее – интерес к человеку, личности.

Зарождается течение «индивидуализм»: провозглашение самостоятельности человека, человек, его жизнь, профессия, здоровье зависит не от государства, а от самого себя. Эта идея, возникшая в эпоху возрождения, не выходит из принципов всех последующих эпох. Уважения прав и свобод личности. Государство для личности.

Политические процессы оцениваются не только церковью, но и светскими людьми. Начало формирования светско-правовой мысли. Отказ от теологических объяснений природы государства, признание светской природы государства, у истоков этой мысли стоит Николо Микоавелли.

В XVI в. зарождается эпоха реформации: критика католической церкви, критика основного догмата церкви – спасающей роли церкви. Выступая против догмата спасающей роли церкви, критикуя институт римский пап, возникает протестантизм. Это течение возникает в эпоху развития буржуазных отношений. Догмат протестантизма – спасение личной веры.

Течения протестантизма: лютеранство, англиканство, кальвинизм.

XVII-XVIII в.в. эпоха буржуазных революций. Первая революция произошла в Нидерландах (1556-1581 г.г.), 1648 г. Английская революция, Французская революция.

Идеология просвещения, которая основана на достижениях эпохи просвещения, дальше развиваются идеи защиты прав и свобод личности. Участие личности в управлении государством, привлечение к управлению (в Англии – в палате общин).

«Мнение правит миром»: переустройство всех общественных отношений, привлечение людей к власти, резкая критика абсолютизма.

Теория «ограничения абсолютной монархии», ее разновидность – теория «просвещенного абсолютизма».

Теория народного суверенитета. Ж.Ж. Руссо: «Власть в государстве должна принадлежать народа, народом должна осуществляться. Народ сам непосредственно должен осуществлять власть».

Теория «разделения властей» - Монтескье.

Эпоха свободной конкуренции XIX в.: бурное развитие капитализма по всем направлениям.

Теория «либерализма» (liberte – свобода): уважение прав и свобод человека, привлечение народа к принятию законодательства, участие в выборных представительных органов.

Середина XIX в. – центральная, конечная цель либерализма – введение всеобщего избирательного права

Экономический либерализм – свобода предпринимательства, полное невмешательство государства в сферу экономики, неприкосновенность и священное право частной собственности. Это следствие требований торгово-экономических кругов, реакция на жесткую регламентацию предпринимательства. Идея Чарльза Дарвина: естественны отбор, живи, как хочешь.

Середина XIX в. развивается политический либерализм, исходящий из требований уважения прав и свобод человека (Бентам, Милль, Спенсер, Констант).

XIX в. – время достижений в естественных науках, возникла необходимость поднять суждения о государстве и обществе на уровень наук.

Возникает течение «позитивизм». В его основе лежит исследование живой действительности, реальности, т.е. они призывали ограничить круг исследования исключительно миром явлений, основываться только на опыте, отказаться от идеальных моделей.

Течение «утилитаризм» (польза), сформулировали цель государства – наибольшее счастье для большинства людей. Последователи: «наибольшее счастье для всех людей». Изучать сущее, а не должное.

Возникает два направления позитивизма:

1. Социологический позитивизм. Огюст Кон, Герберт Спенсер: «должна быть общая наука об обществе – социология, где государству и праву отводится ниша. Государство и право – часть социологии».

2. Юридический позитивизм. Еремей Бентам: «право и государство имеют особый предмет исследования, они признают только право, рожденное государством (не естественное, не обычное), т.е. право = закон. Санкция только укрепляет позитивное право». Право и государство - институты, которые не испытывают влияния со стороны общества, а развиваются по своим логико-догматическим законам. Он оказался более востребованным, т.к. требовалось создать новую нормативно-правовую базу для зарождающих новых отношений.

Оба направления ориентированы на реальность, то, что реально

С развитием капитализма происходит девальвация многих идей предыдущего периода. Это не могло не привести к появлению новых теорий, появляются теории коллективизма: утопический социализм, марксизм. Теория индивидуализма или анархизма.

И либерализм и анархизм, и марксизм, начинаются с заботы о правах и свободах личности, но каждый из них предлагает свои пути освобождения личности.

Ø Коллективисты: свобода личности – жизнь в обществе, все имеет поровну всех материальных благ, путь к такому государству через революцию.

Ø В либерализме путь к освобождению человека лежит через реформы.

Ø Анархистский подход исходит из того, что права и свободы личности ограничены государством, поэтому отрицаю государства, насильственная роль государства. Прудо: «государство – тигр, насыщаемый кровью народа». Государство должно быть уничтожено раз и навсегда. Русский анархист Бакунин: предлагает вместо государства создать федерацию самоуправляющихся общин. Идея о саморазвитии личности. Уничтожение государства должно быть обусловлено высокой степенью развития свой личности, что для таких людей не нужно государство, они могут само развиваться и не нуждаются в управлении сверху. Протест против бесправного, незащищенного положения личности.

Эпоха империализма, социалистических революций, стабилизации капитализма и кризиса реального социализма (последняя треть XIX-XX в.в.). Фобсон вводит термин «империализм».

Создание крупных монополий. Начиная с конца XIX в. правительства западноевропейских стран осознали угрозу их режимам, нужно предотвратить возможный революции. Государство вмешивается в институт частной собственности, это привело к стабилизации в обществе, стабилизации самого капитализма. Монополисты должны были делиться своими доходами (сверхприбылями) с государством для решения острых социальных проблем.

Обновляются многие правовые концепции, на смену юридическому позитивизму приходит социологический позитивизм. Право перестает ассоциироваться только с государством. Правотворчеством начинают заниматься судьи, корпорации, тресты, коллективные объединения.

В 1914 г. – первая мировая война, которая привела к революциям в некоторых странах (Германия, Россия, Прибалтика). Революция в России устанавливает советский политический режим, Европа и часть Азии делятся на лагерь капиталистический и лагерь социалистических идей. Все это закончилось кризисом реального социализма.

Периодизация российской политико-правовой мысли: данная периодизация к ней не применила. Она начинает формироваться в середины XVIII в.: активное развитие светской юриспруденции. Появляются первые юристы теоретики: Десницкий, Золотницкий, Куницын. С одной стороны абсолютизское государство, преследование инакомыслие, а в университетах читались западноевропейские мысли, работа о правах и свободах, гражданском обществе. Чичерин, Алексеев, Трубецкой, Коркунов, Новгородцев, Ильин – известные юристы, многие погибли в период красного террора.

Расцвет русской юридической теоретической мысли, работы отличались глубиной содержания.

Гуго Гроций: «нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины».


 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!