ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА



 

Вопросы:

1. Общая характеристика идеологии Древнего Востока.

2. Политическая правовая мысль Древней Индии.

3. Политико-правовая идеология Древнего Китая.

 

Вопрос 1. Общая характеристика идеологии Древнего Востока.

 

Сначала все представление и мире было в виде мифа.

Все человеческое познание проходит 3 этапа:

1. Мифы,

2. Философия,

3. Наука.

Первые религиозно-мифологические представления древних народов относятся к периоду 2-1 тыс. до н.э. Доминирует мысль о божественном происхождении существующих отношений, надчеловеческий, надприродный характер мира. Космос упорядочен присутствием богов, земные порядки – часть обще космического порядка.

Ригведа (тайное сокрытое знание) – все мировые порядки это проявление закона Риты (Рта), который определяется соблюдением каждым индивидом правильного пути и исполнения своего долга. У человека есть с рождения свой правильный путь.

Многие Риту называют естественным законом. Некоторые – внутренней духовной нравственной конституцией.

Принцип божественного происхождения – важнейший принцип, это единственная возможная модель существующего общественного строя, это идеология восточных стран. Божественная версия установленных порядок важнейшая.

В Древнем Китае Сын неба или Император Китая является, по их мнению, единственной точкой связи с небесными силами, через него небо проводит свою волю, оказывает влияние на земные порядки. Сын неба – отец своих подданных. Государство – большая семья.

Египет, Вавилон, Месопотамия: боги не только источники власти правителя, но и вершители земных дел.

Индия: превалирует органическая концепция происхождения сословий, каст. Из частей человека произошли касты.

Все первоисточники не содержат особой юридический сферы.

Особенность восточной идеологии: синкретизм (неразрывность юридических, бытовых, обыденных, религиозных понятий.). Право и закон не разделены.

Рационализация политико-правовых представлений, десакрализация (отказ от религиозных объяснений), этизация мифов относятся к 1 тыс. до н.э. Последствия рационализации: учения Будды, Конфуция.

Период, когда в Древней Греции появляются учения Платона, Аристотеля, которые являются проявлением рациональной политико-правовой мысли.

Период Древнего мира можно поделить на 2 этапа:

1. Этап религиозно-мифологических представлений.

2. Рационазиция политико-правовых представлений о государстве и праве.

 

Вопрос 2. Политическая правовая мысль Древней Индии.

 

Общие черты политико-правовой идеологии Индии: мысль носила универсальный характер: смысл строения мира, обществ, человека понимали целиком, юридическая сфера не выделена в отдельную сферу. Нераздельность понятий: религиозных, бытовых, правовых.

Синкретизм, традиционализм (вера в совершенство старых обычаев).

Преемственность. Процесс непрерывного развития понятий. «Нигде кроме Индии и Китая нет такой преемственности цивилизаций».

Основные идеологии Индии, этапы:

1. Развитие брахманизма,

2. Развитие буддизма,

3. Кшатрийский (кшатрии – воины, цари) брахманизм (ранний Индуизм).

Для Древней Индии присуще мифологическое сознание, господствовали религиозные мифы, в мифологической форме выражались идеи добра, зла, справедливости, развитие природы, общества.

Для Древней Индии не характерны революции, радикальные перемены.

Долгое время отсутствовали рационалистические понятия: «государство», «право».

Рита или Рта – космические законы.

Многие понятия – проявление Риты (обще космического закона справедливости). Закон Риты присущ как для неба, земли, так и для каждого человека.

Рита – нравственно духовная конституция каждого человека.

Господствовали «веды» (ведать, знать – тайное, священное, сокровенное знание). Знатоками вед были жрецы, со временем они становятся мало понятными, появляются комментарии к ведам. Наиболее важные комментарии:

Араньяки – лесные отшельники и Упанишады – сидеть у ног учителя.

Ригведа – хвалебный крик.

Самаведа – веда напевов.

Яджурведа – веда молитв и заклинаний, а также жертвенных формул.

Атхрававеда – ритуал произнесения гимнов, и гимны обращены к богам.

1119 богов, 11 богов – самые важные боги. Основное значение имели боги неба, воздуха, воды. Со временем выделяется самый значимый бог – Брахма.

«Смирите» - устно запоминаемое знание, передаваемое из поколения к поколению – комментарировали веды устно.

X-VI в.в. до н.э. развитие брахманизма. Отвергается иерархия богов, верят в единого бога – Брахму.

Брахманизм: весь природный мир одушевлен, все имеет свою душу. Брахма считался реального существующим, а все остальное иллюзорно, страдания людей ничтожны, люди своим фактом рождения обречены на страдания.

Идея переселения человеческой души после смерти. Возрождение человека в новой телесной оболочке. Причем следующее рождение (удачное или неудачное) зависит от предыдущей жизни. Перерождение зависит от Дхармы – закон образа жизни. Причем каждой общественной категории присуща своя Дхарма. Если его жизнь не праведная, он может родиться в теле животного.

Многие Дхарму рассматривают как конкретизацию Риты. Каждой касте предписана своя Дхарма. Это свод правил, которым человек должен следовать.

Карма – закон воздаяния.

Эти понятия используются и буддизмом.

Десятая книга Ригведы содержит органическую концепцию происхождения Варны (кастового строя, каста – португальский термин, означает цвет).

Варны происходят из частей тела Куруша или Ману. Из уст Куруша произошли Брахманы (жрецы). Означает это святость и истинность. Из рук Курушу произошли Кшатрии (воины, высшие цари – сила и ловкость). Из бедер произошли Вайшья (торговцы, ремесленники, люди, занимающиеся производительным трудом). Означает богатство, выгоду. Из ступней Курушу произошли Шудры. Означает услужение и повиновение.

Законы Ману устанавливают уголовно-правовые привилегии для высших каст. За жизнь брахмана взыскивается штраф в 16 раз, превышающий штраф за убийство Шудры.

Для каждой Варны существует своя Дхарма. Государственное управление осуществляют две высшие Варны: Брахманы и Кшатрии.

В Ригведе впервые возникает представление о духовной власти (в руках жрецов) и светской (в руках Кшатриев).

В Ригведе впервые содержится идея возникновения государства: в обществе царит закон Рыб, когда большие рыбы пожирают малых рыб, т.е. человеческий эгоизм ведет к беспорядку в общинах, чтобы покончить с беспорядками, создано государства. Первоначально цель государства – защита слабых. Проводится идея – государство необходимо для соблюдения каждым человеком соблюдения своей Дхармы.

Государство возникает в результате договора, Боги одобряют выбор народа, правитель отвечает не перед народом, а перед Богами за свои поступки, перед Брахмой.

Постоянно проводится мысль о долге правителя, о его Дхарме.   

Основой созданного государства является не только договор, а прежде всего Дхарма правителя.

Правитель сравнивается с Отцом народа. Говоря о личности в государстве, в Брахманизме подчеркивается идея, что личность – часть общества, государства, полностью подчиненная государства, полностью зависит от государства. Все существующие порядки в государстве неизменны.

Нравственное поведение человека предопределяет будущую форму его рождения, закон Дхармы основывается на законе переселения души и на Аватаре.

Наряду с религиозными, политико-правовыми идеями Древняя Индия знает понятие Данды – насильственное воздействие на человека на общество. Данда – посох, жезл, палка, т.е. фактически наказания. Позже появляется понятие Данданити – наука наказание. 

Вскоре на смену политической стабильности приходит период феодальной раздробленности, возникают «16 великих стран». В условиях этого политического кризиса в VI в. до н.э. появляется идеология Буддизма, основателем которой был Сиддхартха Гаутама, впоследствии прозванный Буддой, т.е. познавший нирвану, истину, достигший просветления. Также Будду звали Шакий Муни – мудрец из рода Шаки. Будда имел много прозвищ и был уважаем.

Гаутама – образованный, богатый человек, близкие оберегали его от страданий, до 29-летнего возраста он жил в гармонии с собой, не задумывался над проблемами, были жена, сын.

В 29 лет он неожиданно встречается с больным стариком, вид человеческих страданий заставил его задуматься, что жизнь быстротечна, которотка, люди рождаются, чтобы умереть. Гаутама переживает нравственный кризис, понимает, что не достаточно хорошо знает жизнь. Покидает свой дворец, последующие 7 лет странствует.

Его теория логически вытекает из идеи брахманизма. Их общая идея – ничтожность жизни, люди обречены на страдания.

Сосредоточившись на этой идее Гаутама создает свое учение, имеющее четыре  истины:

1.Жизнь полна страданий и произвола, существует причина этих страданий, но эти страдания можно прекратить и есть путь, ведущих к их прекращению. «Жизнь быстротечна, над всем стоит закон разрушения». Сансара – колесо жизни. Прекратить цепь страданий можно лишь достигнув состояния покоя – нирвана.

Чтобы достичь Нирвану нужно следовать восьмеричному пути спасения (правильные видение, речь, действия, мысль, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение), нужно освободиться от десяти цепей, приковывающих человека к жизни:

освобождение от соблазнов: от того, что я инвидиулизм, можно приостановить бег колеса жизни сансаре, уверенности, что отбряды ведут к спасению, от чуственных страстей, от ненависти к близким, от веры в загробную жизнь, от гордости, от неведения, от высокомерия.

Достигнув этого и поняв, что человеческая жизнь – есть страдание, человек может прервать цепь перерождений. Но этого могут достигнуть не все, только те, кто проник в религию, все же остальные могут улучшить или ухудшить свою жизнью, каждое существование зависит от добрых или злых дел, совершенных в предыдущих жизнях, это предопределяет будущую форму рождения. Действует законно воздаяния, который обуславливается порядком вещей, кармой. Закон причины и следствия. Гаутама: «строгая постоянная справедливость царствует в мире повсюду. Каждое дело приносит свой плод, и ничто не может спасти человека от последствий его поступков».

Все изречения Будды записывались его учениками, свод его мыслей, изречений называется Дхаммапада.

Большое значение придается личности человека, его воли, нравственная жизнь человека может впоследствии избавить его от страданий, надо дорожить формой благородного человека. Именно эта форма благородного человека приведет к освобождению от переселения души. В Брахманизме же неименная вера в божество, Брахманов, только они могут изменить человеческую жизнь, остальное неизменно, в буддизме – вера в человеческий потенциал, душу. Это все зависит от усилий каждого человека.

Буддимз делает акцент на усилия самого человека.

Не причинять зла, ненасилие – идея буддизма. Гаутама: «все живое боится смерти, познай себя во всяком дивом существе, не убивай».

Заповеди: не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков. Общие принципы присуще и Буддизму и Христианству.

Провозглашение религиозного равенства.

Гаутама видел касты, признавал их как устоявшийся факт, не проповедовал кастового равенства, провозглашал религиозное равенство. Будда считал, что все касты, сословия равны перед заповедями Будды.

Политико-правовые учения Будды.

Рационалистический взгляд на общество, природу. Десакрализация политического сознания, отказ от религиозных объяснений. Отвергает теорию божественного происхождения каст, царской власти. Основной источник буддизма – Полийский канон. В нем есть книга Генезиса, где дается рационалистическая трактовка происхождения государства. Рассказывается о том, что люди жили в общине, питались рисом, у каждого свой участок, вскоре появляется жадный человек, присваивает себе чужие участки, крадет рис, люди сделали ему внушение, кражи не прекратились, он был убил. Куража, ложь, насилие, осуждение – 4 беды, люди решили создать государство и избрать себе правителя и в награду исполнения обязательств правителя, правителю отдаивали часть урожаев риса, а тот обязался защищать общество.

Особенности этой истории:

1. Выборы без вмешательства Бога,

2. Добровольное решение народа о создании государства,

3. Государство возникает по поводу конфликтов из-за частной собственности.

12 пасс – 12 периодов сворачивающегося года, а потом 12 периодов разворачивающегося года. 12 этажей порчи общества, 12 этажей разворачивающегося года – путь к достойной жизни.

Концепция буддийского государства:

1. Возникновение государства на основе договора, разновидность теории общественного договора.

2. Аллегория: изображается возничий (царь, император, повелитель) и колесница (ось колесницы – народ, одно колесо – учения Будды, которые составляют Дхарму правителя, другое колесо - государство). Правитель, который согласовывает свои законы с Дхармсой, действует во имя народа, и это государство будет процветать.

3. Государство становится проводником Дхармы, и перед ним должны склониться все народы и страны. Правитель получает титул Чакравартина - «колесо вселенной вращающий», единодержавный правитель. Своеобразная интерпретация теории мирового государства.

В Индии чаще используется термин «община», чем государство.

Гаутама указывает 7 условий процветания страны, адресованы общине:

1. Люди должны чаще собираться для обсуждения политических вопросов в целях безопасности страны,

2. Люди всех сословий должны встречаться для обсуждения своих общих проблем,

3. Нужно уважать старые обычаи, поддерживать правосудие,

4. Признавать различие полов и старшинство.

5. Соблюдать чистоту в семьях и общинах,

6. Сохранять верность родителям, учителям, старейшинам.

7. Почитать могилы предков и ценить общественную мораль.

У Будды есть концепция идеального подданного, идеального друга, плохого друга. Говоря об отрицательных качествах человека, самый плохой друг – тот, который занимается лестью и мотовством (бездумная растрата денег, праздный образный жизни ведет).

Япония, Вьетнам, Шри-Ланка – страны, где сейчас Буддизм занимает решающую позицию.

Кшатрийский брахманизм (ранний Индуизм). В III в. до н. э. появляется первый светский политико-правовой трактат Атрхашастра (артха - польза) – наука достижения полезного, наука управления. Автор Каутилья, военный министр при царе Чиндрагугта.

Два направления в Индии: Дамашастра – нравственные, моральные аспекты, Артхашастра – направление, посвященное государству, правителю.

С точки зрения, Каутильи, государство должно быть полезным, служить пользе, закону и любви. Пресвященный правитель должен опираться на 7 элементов, составляющих государство:

1. Сам государь,

2. Министры,

3. Сельская местность,

4. Укрепленные города,

5. Казна,

6. Войско,

7. Союзники.

Эти элементы обеспечивают в государстве пользу, общее благо, мирный труд. Цель общества- благо народа.

Каутилья: «Благо народа – это прежде всего, сохранение установленного порядка, соблюдение каждым человеком своей Дхармы, нет Дхармы без Данды (нет порядка без принуждения). Для успеха управления всегда нужно, чтобы жезл был всегда приподнят, ибо жезл, употребляемый с истинным пониманием, приносит людям чувство законности пользу и наслаждение, и это умение обеспечивает достижение тех трех целей, о которых говорилось ранее». Жезл – наказание.

По поводу системы наказания Каутилья является классиком: «Данда и одна только данда защищает этот мир и мир иной»: слежка, доносительство, шпионаж подданных.

Каутилья: «Сильная карающая власть – это единоственное, что обеспечивает нынешнее и будущее существование. Власть эту царь должен применять одинаково как к собственному сыну, так и врагу своему в соответствии с их поступками. Царство, свободное об бедств и анархии, вечно живет на земле». Польза – счастье подданных, а не счастье него самого. Счастье для самого царя – не то, что ему приятно, а то, что приятно для его подданных.

Большое значение уделяется деятельности судей, однако касаясь, важности судебного прецедента, закона – все они регулируют общественные отношения, но самое большое значение имеет - правительственный указ. Закон может устареть, а указ живо реагирует на изменения в обществе, главная его цель- поддержание мира.

Достоинства хорошо составленного указа:

1. Последовательность в изложении фактов, умение выделить главный факт,

2. Логическая согласованность в изложении факта,

3. Полнота изложения: не должно быть многословия, но и не должно быть пропусков,

4. Красота стиля,

5. Благородство слога,

6. Ясность, употребление только известных терминов.

Вывод:

1. Смирите – запоминаемое, устное, передаваемое устно по памяти содержание правовых норм, причем в соответствии с Ведами. Закрепляется правовой статус Варн, используется термин «Варна», суровые уголовные наказания за оскорбления Высших Варн. Наказания по принципу Талиона. Четкое распределение обязанностей для каждой Варны: аскетизм для Брахмана – приобретение священного знания, аскетизм Вайшья – хозяйственная деятельность. Для каждой общественной категории предписана своя Дхарма, это закреплено в законах Ману.

2. Законы Ману не отождествляют власть царя с божественной. Кшатрии и Брахманы спорили, чейц род аристократичней, Кшатрии били Брахманов палками за то, что они не уступили им дорогу. Главное средство – наказание, «ведь только из страха наказания, весь мир исполняет свойственное ему».

3. Своеобразие понятий и терминов, которые используются в Древней Индии. Преемственность понятий, ни одно из понятий, возникших в эпоху брахманизма, не исчезает, наполняется новым смыслом в Буддизме.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!