Вопрос 2. Политическое правовое учение Аврелия Августина.



 

Основатель патристики. Время, когда жил Августин – это время распространения христианства, он крупнейший идеолог христианства, родился и жил в Северной Африке был епископом Япона (место в Африке). Был язычником, в 37 лет знакомится с христианством и становится приверженцем этой регилии.

 Ради этоо расстался с семьей, чтобы себя посвятить богу.

«О граде Божьем» - 20 книг. Энциклопедия тогдашнего христианства.

Идея исторического прогресса (с теологическим трактованием): Августин критиковал историков Рима за то, что они делят историю до христианства и после.

Его трактование отличается от античных авторов, которые историю рассматривает циклично.

Поступательное движение к цели: аналогия между 6 днями божественного творения, 6 возрастами человеческой жизни, цель этого движения, цель его концепции – предшествие Миссии, страшный суд, установление царства справедливости.

Земная история начинается с грехопадения Адама и Евы, заканчивается страшным судом.

Этапы:

· От появления до Ноя – первый день божественного творения совпадает с младенчеством, первый этап человеческой жизни.

· От Ноя до Авраама – второй день – соответствует детству.

· От Авраама до Давида (царь иудейский, из рода которого произошел Миссия - Христос) – третий день, отрочество.

· От Давида до вавилонского столпотворения (после потопа люди построили башню до самого неба, бог был разгневан таким себялюбием, дерзостью, разрушил башню, рассеял людей по странам и смешал их языки) - четвертый день - юность.

· От вавилонского столпотворения до рождения Христа - пятый день – зрелость, начало заката человеческой жизни.

· Теперь идет день шестой, впереди страшный суд, где каждому воздастся по заслугам, «стареющий век, но время, когда земля производит душу живую».

Мир состоит из земного града и божественного. В основании двух градов стоит свободная воля человека: она фактически стоит у истоков деления на два града, т.е. два разряда людей, которые названы двумя градами, два общества людей, из которых одному вечно царствовать с богом, а другому подвергнуться вечным наказаниям с дьяволом. Вся история до страшного суда – борьба града земного и божественного.

Возникновение двух градов Августин связывает с библейской историей: Каин убивает своего брата Авеля (дети Адама и Евы), Авель стоит у истоков царства небесного, а Каин – земной град.

Град божий – странствующий град, на земле часто гонимый, однако он неминуемо победит. Наступит время царства града божественного, когда он соберет всех воскресших с их телами, восстановится господство бога. Августин отмечает порочность земных государств: каждый ищет своей пользы, земные царства основаны на насилии одной части людей над другой.

Пороки земных государств:

1. Постоянно воюют,

2. Захватывают чужие территории,

3. Там нет справедливости.

При отсутствии справедливости, что такое государство, как небольшая разбойничья шайка?

Объясняя происхождение государства, Августин заявляет, что когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, подчиняет своей власти другие народы, тогда она открыто принимает название «государство».

Как считает Августин, именно путем насилия возникло большинство существующих государств. Это положение он иллюстрирует эпизод жизни из А. Македонского, к нему привели пирата, Македонский спросил, какое право он грабить на море. Пират ответил, что такое как и Македонский, только у того флот больше, поэтому его называют Император.

Августин критиковал название Рима республикой, данной Цицероном, Августин: Цицерон не прав, в Риме нет справедливости. Только в одной республике существует справедливость – государство, где основатель Христос.

Но Августин понимал, что государство нужно и придумал ему оправдание:

Ø Августин понимает, что без государства не может существовать церковь, поэтому церковь как единственный видимый представитель бога не земле может существовать только в условиях государства.

Ø Человек животное социальное, политическое. Человек вступает в различные отношения, и семья является первым ограничителем воли человека, как и государство. Семья нужна и государство для ограничения свободной воли человека, семья воспитывает нужное русло для развития человека.

Ø Власть стремится к гармонии, порядку, справедливости, а справедливость означает воздаяние каждому своего. В этом смысле справедливость существует в земном государстве.

Т.е. все-таки государство, по мнению Августина, имеет отношение к справедливости. Называет христианских государей: Константин (при котором христианство стало официальной религией Рима). Призывает христиан к активной жизненной позиции, граждане земного государства должны соблюдать земные законы, если нет противоречий божественному установлению.

Стремиться к небесному, не пренебрегая земным, служить богу, исполняя долг гражданина.

Августин первый создает модель подданного христианина, живущего в государстве.

Идея христианства: Земное существование – это существование, а не жизнь, приготовление к миру божественному, тут же призыв к активной жизненной позиции.

Августин разграничивает две сферы, две власти: государство и церковь: град земной и божественный. Вторжение одной сферы в другую может иметь трагические последствия.

Августин говорит о том, что между церковью и государством есть точка спорикосновения: они друг друга должны поддерживать, государство должно защищать церковь от ее врагов – еретиков, церковь должна воспитывать граждан в духе лояльности государству.

Впоследствии в XI в. римкие папы заняли другую позицию: Григорий VI власть короля законна, если она подчинена папе: власть папа подобна солнцу, а короля – луне. Он называет это политическим Августинизмом, но конечно же, там ничего нет общего, т.к. Августин говорит о суверенности этих властей.

После своей смерти Аврелий Августин канонизирован, назван блаженным.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!