ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД XI-XVI В.В.



 

Вопросы:

1. Политико-правовая идеология Древнерусского государства.

2. Основные направления политической мысли и борьба между ними в период образования русского централизованного государства XIV-XVI в.в.

 

Вопрос 1. Политико-правовая идеология Древнерусского государства.

 

Правление Ярослава Мудрого - 1019-1054 г.

Митрополит Илларион – первый политико-правовой трактат. Священник в с. Берестово (Киев), Ярослав мудрый не считаясь с Константинополем, произвел его в митрополиты (а должен их присылать Константинополь). Удержаться не мог долго на этом месте, т.к. все-таки Константинополь прислал митрополита.

Ярослав любил умных, образованных людей. Произведение Иллариона – «Слово о законе и благодати», анализировал актуальные государственные проблемы. Илларион выступает сторонником правления Ярослава, основанного на единодержавии.

Тенденция того времени – сохранение единодержавия.

Первая часть «слова…» – что такое закон, что такое благодать. Закон – не юридическое понятие, он сравнивает ветхий завет (бог дал иудеям закон) и новый завет.

Илларион формулирует прогрессивную идею: закон (внешние установления, предписания, которые регулируют насильственными методами поведение человека в обществе) и благодать (истина – высоконравственное внутреннее состояние личности в обществе, такой человек не нуждается в регулятивной деятельности закона) противоположные понятия.

Закон регулирует внешние поступки людей на той стадии, когда они не постигли истины. Закон приуготовляет благодать, ибо человек, скверный сосуд, должен быть обмыт водою, млеком закона, но он не сама благодать, ибо закон утверждает, но не просвещает. Благодать живит ум, познает истину.

Закон – предтече благодати, истины.

Законе не делает людей свободными, только познание приносит свободу.

Симпатия Иллариона на стороне истины.

Илларион подчеркивает космополитизм христианства: верующие разные нации.

Закон разобщает: унижает одних, возвышает других, благодать универсальна, всеобъемлюща, тождественная истине.

Если закон – достояние иудеев, то истина дана всем. Делает вывод об ограниченности ветхового завета: иудеи в законе ищут свое оправление, христиане же на благодати основывают свое спасение. Если иудейство оправдывается тенью закона, то христиане истиной, благодатью не оправдываются, а спасаются.

Ветхозаветный закон – узко национальная норма.

Благодать, пришедшая на смену закона, уничтожает закон, а это ведет к отмене рабства.

Илларион: благодать упраздняя закон, приводит людей к истине – суть человеческой истории.

Не все добровольно воспринимают истину: истину мало провозгласить, ее надо и утвердить. Закон нужен тогда, когда человечество существовало как скверный сосуд.  

Истина дает право быть человеку свободным. Свободный человек имеет право выбора.

Илларион не противопоставляет закон и благодать, а ценит его в том смысле, что благодаря ему воспринята истина.

Вторая часть «слова…» - восхваление Владимира I, крестившего Русь. Это единодержавный правитель, его власть основана на законе – наследственная преемственность власти от отца к сыну. Илларион осуждает династическую войну за власть, княжеские междоусобицы.

Власть должна быть основана на правде и законе, правосудие должно осуществляться моральными и насильственными мерами.

Основная забота князя – поддержание обеспечения мира. Такая власть на Руси явилась в образе Владимира, который создав крепкую самодержавную власть, в качестве опоры власти ввел христианство. Христианство – опора единоличной власти.

Историю Руси Илларион сводит к истории великих князей: не только христианских, но и язычников. Реабилитирует дохристианское прошлое Руси.

Илларион – сторонник монархического начала, единодержавие – гарантия единства государства, силы, территориальной целостности.

Эта позиция прогрессивная в тот период времени.

Учения Владимира Мономаха 1113-1125 г..

Работа «Поучение». Сохранилось в составе повести временных лет.

Мономах – знаковая фигура в нашей идеологии, он вобрал в себе идеи князя, преемственности. 

Идея «Москва – третий Рим».

Часть русских князей обратились в Мономаху возглавить поход против князей Ростиславичей, т.к. у него был с ними договор о ненападении. Он был зол, что князья хотят нарушить договор. Поучение направлено не только детям, но и всем русским князьям.

В первую очередь, это нравственная проповедь, адресованная ко всем людям. Проблема – нравственный облик правителя, который приобретает громадное значение, если посмотреть, что от нравственных качеств зависит судьба государства.

Во вторую очередь, ставит вопрос о том, как прекратить междоусобицы. Ничего не остается как призывать к соблюдению христовых заповедей 6 покаяние, слезы, молитва.

Нет ни слова о божественном происхождении власти князя: государственная власть – это не основание для возвышения над другими людьми, это дар бога, поэтому правитель должен оставаться прежде всего человеком. Мономах: правитель долен быть справедливым, т.е. сам должен осуществлять суд, не передавая никому судебных функций, в основе правосудия должна лежать правда.

Правда – равнозначна закону. Оправдывать – значит судить по закону. Правда – защите прежде всего убогого человека, вдовы, сироты, смерда, это также недопустимость смертной казни.

Ни право, ни криво не убивайте, не повелевайте убить, даже если кто этого заслуживает. Уверенность о том, что каждый заслуживает тот земной срок, данный богом.

Правда должна лежать в основе междукняжеских отношений.

Правда соотносится с понятием «добро», а принцип «добра» заставляет князей предвидеть губительных последствий между княжескими воинами. Интересы всей страны должны лежать в основе праве.

Каждый держит вотчину свою – неправильный принцип, Мономах выдвигает принцип единства русских землей.

Князь должен постоянно учиться, касаясь его нравственных качеств, приводит в пример своего отца, который знал 5 языков.

Идеальный князь – князь, который учится, приобретает знания, князь-труженик.

Подчинение церкви государству, согласно поучению, сила князя не в духовном водительстве, а в знании и постоянном учении. Ни постничеством, ни молитвами, нужно служить богу, а каждый день нужно совершать пусть малые, но важные дела для народа.

Вместо христианской установки на личное спасение, что человек отбывает этот срок, Мономах заменяет это идеей общеполезного труда. Труд – высшая мироугодность человека.

Принципиальное отличие от богословского понимания труда (отрицательное отношение к труду): труд имеет равное значение, как умственный, так и физический. Мономах: без физического труда невозможно ничего достичь в труде умственном.

Мономах высказывал довольно прогрессивные идеи в то время.

Мстислав – сын Мономаха, правит после него, затем с 1176 г. начинается период распада Древнерусского государства.

Монах Нестор. Повесть временных лет. Нестор в 17 лет пришел в Киево-Печерский монастырь, жил там до смерти, занимался летописанием.

Основная его задача – выявить происхождение русского государства.

Идея богоизбранности славянского народа, происхождение его и место сего среду других народов – идея Нестора. Всемирная история интересовала его с этой стороны.

Происхождение государства: довольствуется библейской версией о том, что после потопа бог спас Ноя и его сыновей: Кама, Сима и Иофета, Иофет стоит у истоков славянского народа. Первоучитель славян – апостол Павел. Нестор дает богословскую версию истоков славянского народа.

Происхождение государства Руси идет от варягов.  

Задача – включить славян в контекст церковной, а не социальной истории. Период язычества- период невежества. Истинная история славян начинается с момента принятия христианства народом.

Всю социальную историю Нестор осмысливает в контексте борьбы 2 сил: добра и зла, бога и сатаны. Злые люди сродни сатане, от них междоусобицы и нашествия поганых. Говорит о божественных арах, которые ждут этих людей. Божье блюдение милее княжеского – причина успеха, никто не может обойтись без божественной защиты.

Не надо нарушать церковных установлений.

Нестор выдвигается оригинальную идею объединения не под княжеской властью, а под властью церкви. Отвергает светское единодержавство, более того, стремление к великому княжению – источник ослабления Руси. Приводит рассказ о Святополке окаянном, который убивает братьев (Бориса и Глеба).

Нестор сторонник удельной системы – каждый да держит вотчину свою

Объединение государства, но под властью церкви.

Как три сына Ноя поделили мир, так и князья должны править в своих вотчинах. Династическое княжение – богоустановленная форма правления.

Создание государства: приглашение трех варяжских князей – создание государства не путем войны, а путем неписаного договора, причем инициатива исходила от народа который и подписал это соглашение. Это очень важно, потому что это законный способ происхождения государства, власти, не насилием, не захватом.

Идея братства князей, они не должны воевать.

Даниил Заточник. XIII в. произведение «Слово» (XII в. в Киевской Руси) или «Моление» (XIII в. измененное «Слово»).

Начало монголо-татарского ига: не дай же господи в полон (плен) языкам, не знающим бога.

До сих пор не могут определить его социальное происхождение, мало известно о нем.

В. Белинский: «Кто бы ни был Даниила Заточник, можно заключать не без основания, которые на уме себе слишком умны, слишком даровиты, оскорбляют…которых сначала люди хвалят, потом не видят, а потом снова хвалят».

Даниила ставит проблему человека. человек интересен сам по себе независимо от его социального статуса – главный критерий значимости – наличие ума.

Прославление мудрости, ума (душеполезных помыслов). Мудрость и красота – это опора сердца. Ум, разум украшает человека.

Превосходство любого мудрого человека над любым чином, включая ангельский чин.

Критика официальной церкви, официального монашества, при этом оставаясь верующим. Принять постриг все равно, что солгать богу – богу лгать нельзя.

Сторонник пресвященного умного правления. Лучше один смыслен, падче десять, владеющих градами без ума.

Неограниченное самовластие может привести к тому, что власть станет тиранической, правителю нужны умные советники, нужно опасаться лукавых советников, корыстолюбивых. Не человек топит корабль, а ветер, также и ты, княже, не сам впадешь в печать, в печать введут тебя думцы твои.

Дело советника – дать умный совет, а вот правитель должен принимая решение, руководствоваться собственным мнением.

Политический идеал – наличие ума.

Даниил противопоставляет официальную церковь любви к богу.

Окружение князя должно составлять высоконравственны, умные советники. Князь же должен поступить сообразуясь со своей мудростью.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!