Вопрос 3. Политико-правовое учение Фомы Аквинского.



 

1225-1274 г. родился в знатной графской семье в Неаполитанском королевстве, близ места Аквино. Воспитывался в Бенедиктинском монастыре. Учился в Неаполитанском университете, ему предложили стать по окончании учебы епископом, но он отказался. Хотел уехать учить во Французский университет на теологическом университете, братья на дороге его захватили, закрыли дома, чтобы он не ехал, он Фома был не склонен, уехал во Францию. Стал магистром теологии.

Томас (лат.) – Фона.

Томизм – теория Фоны.

Неотомизм – теория, которая дала истоки католицизма.

После смерти он был канонизирован католической церковью.

Деятельность Фоны связана с новым периодом развития средневековой схоластики (религиозное идеалистическое учение, основанное на религиозных догматах).

Учение Фомы является собой обновленную схоластику, до XIII в. авторитетом были взгляды Платона, имя Аристотеля напрочь забыто, т.к. он считался язычником.

Фома обращается к наследиям Аристотеля, многие идеи интерпретировал Аристотеля.

Учение Фомы, главный труд «Сумма теологии» или «Сумма богословия».

О потенциале Фомы свидетельствуте тот факт, что свыше миллиона научных терминов ин использует в своей труде.ю наделен громадным интеллектом, умом.

Обновленная схоластика основывается на священном писании, в этот период времени утверждается положение, что философия – служанка богословия. Идея божественного создания мира доминирует в теории Фомы.

Он создает многоярусную систему права, на вершине которой стоит вечный закон – это божественная мудрость, управляемая миром, это божественное провидение, Бог создал мир с определенной целью, строительство мира не закончено и божественный замысел проявляется во вселенной по мере ее развития в соответствии с этим замыслом, но т.к.человека это существо низшее, он не может познать весь замысел бога, пожтому емуц открываются только отдельные части божественного замысла по мере развития мира открываются.

Человеку присуще внутренне представление о добре и зле, о правильном и неправильном, и на этих представлениях формируются естественные законы.

Второй по значимости закон – естественный закон. Это порождение человеческого разума, он лежит в основе обычаев.

Самый несовершенный – человеческий закон. Это позитивный закон, устанавливает и издается людьми по их воле. Человек в принципе не может создать совершенного закона, их создает природа, диктует разум, а человек им придает определенную форму, устанавливает санкции.

Человеческий закон нужно всегда проверять с точки зрения его соответствия естественному и божественному законам.

Божественный, естественный и человеческий действуют в рамках вечного закона.

Законы справедливы по цели, когда они служат общему благу. По происхождению законы справедливы, когда закон не превышает власти издающего. Законы справедливы по форме, когда ради общего блага налагаются на подданных тяжести уравнительные.

Критерии несправедливых законов:

1. Законы, противоречащие божьему закону. Такие законы не нужно исполнять, это право и обязанность подданных.

2. Противоречащие человеческому благу. Такие законы человек вправе не исполнять, но не обязан.

Право происходит от понятия правда, справедливость. Правда – добродетель, исходит от человеческой воли, касается поступков и отношений с другими людьми. Уравнение в отношении с другими людьми состоит в воздаянии каждому своего.

Право – это объект правды, справедливости.

Право:

1. Естественное право. право народов – вид естественного.

2. Положительное право.

Теория государства:

1. Происхождение государственной власти.

2. Сущность.

3. Употребление.

Существование государства, объединение людей – явление разума, человек животное политическое, стремится к общению, семьи для этого недостаточно, нужно общество, поэтому происхождение государства это результат естественной склонности людей жить в обществе, это предопределено богом и опосредовано человеческим разумом.

Государство – это высшее происхождение человеческого искусства, устроение государства Фома определяет по аналогии с сотворением мира, правитель – не только правитель, но и создатель государства, как бог во вселенной.

Фигура правителя – это объединяющее начало всего государства.

Сущность государства, власти всегда служит добру, т.к. именно добро заключается в установлении определенного порядка управления и подчинения. По сущности власть происходит от бога. И повиноваться властям нужно в той степени, в которой она происходит от бога.

Если происхождение власти неправильно, незаконно, то всякий, у кого есть сила, вправе ей повиноваться. Неправильное употребление власти также основание для неповиновения. Два случая неправильного употребления власти:

1. Власть предписывает действия, противные той цели, ради которой она создана. Неповиновение такой власти – право и обязанность подданных.

2. Власть предписывает то, на что не простирается власть правителя, т.е. превышение компетенции. Например, устанавливаются подати, которые народ не обязан платить. Отказ от повиновения не является обязанностью.

В какой форме можно отказаться от повиновения властям. Он может выразиться в форме восстания, однако восстание – по христианству это смертный грех, но народом является собрание людей, связанных единством прав и общей пользы. Т.к. в тираническом государстве нет общей пользы, есть только польза правителя, то тогда восстание даже похвально. С точки зрения цели тиранического правления восстание является необходимым.

Говоря о формах правления, он выделяет (делятся по принципу отношения к общему благу):

1. Правильные формы правления. Основаны на праве и обычае.

Правильная форма - Монархия, подобна теократии, власти бога, лучшая. Важно подражать природе. Сравнивает власть монарха с властью бога над вселенной. История свидетельствует в пользу монархии: страны и города, где правил одно лицо, преуспевают.

Идеальная форма – смешанная: аристократия (лица, наделенные добродетелями, заслугами), монархия (олицетворение единства власти и народа), демократия. Народ находится в гармонии, мире с другими сословиями.

В Европе появляются сословно-представительные монархии, их Фона называет политические монархии, или политии. Монархия имеет плохое качество - перерастает часто в тиранию

2. Неправильные, основанные на произволе.

Неправильная форма – тирания. Царь правосудный утверждает землю (монархия), а корыстолюбивый – разоряет.

Олигархия.

Демократия или демагогия.

Частная собственность. Позиция Фомы и Августина похожи: защитника частной собственности, особенно церковной собственности.

С 1054 г. православие перестало быть единым, оно поделилось на православие и католицизм. Католическая церковь была крупным собственником, поэтому нужно было это обосновать, поэтому Фона рассматривает церковную собственность как дар бога человеку. Пользоваться этой собственностью нужно с большой ответственностью.

Только праведные могут распределять общее достояние (церковное имущество). Духовенство его распределяет, используется имущество не в интересах духовенства.

Собственность с юридический точки зрения – частная, принадлежит церкви, а ее плоды должны использоваться во благо всех христиан.

С XIV в. томизм становится доктриной доминиканского ордера.

В 1879 г. римский папа Лев VIII объявил учения Фомы единственной верной философии католицизма, это теория стала называться неотомизмом.

Томизм, взгляды Фомы стали использоваться в XIX в. для освещения капиталистического государства.

В неотомизме считается, что современный буржуазный порядок соответствует вечному закону, естественным законам, человеческому разуму, частная собственность  - естественное право человека.

Касаясь господствующих теорий в буржуазном обществе, Фома говорит, что нужно избегать таких негативных явлений, как теории анархизма – крайности идеологии.

Мир должен быть построен на основе христианской любви к ближнему, солидарности, уважении прав и свобод личности.

Профессия стоит у истоков социального неравенства.

 

 


 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!